Возрастная периодизация психического развития.




Есть 2 различные точки зрения на процесс развития ребенка:

       
 
   
 


Процесс развития непрерывный процесс развития дискретен, т.е. идет

(развитие идет не останавливаясь, неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь.

нет каких либо четких границ поэтому выделяют этапы развития.

разделения этапов)

 

 

ЭТО БОЛЕЕ разработанная точка зрения, используемая в обучении и воспитании.

Возрастная периодизация (классификация)- это деление целостного жизненного цикла человека на временные периоды, измеряемые в годах.

Проблема возрастной периодизации одна из крупнейших.

Каждый жизненный этап состоит из 2-х периодов:

1.открвается межличностным общением в качестве ведущего вида деятельности

2.завершается деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, формированием знаний, умений и навыков.

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет:

-понять закономерности детского развития

-специфику отдельных возрастных этапов

 

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания. Обратите внимание на раздаточный материал, а именно на таблицу 1.

Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития:

1. Внутриутробный период

2. Период новорожденности

3. Период вскармливания грудью

4. Период молочных зубов

5. Период отрочества

6. Период полового созревания

 

В антропологии выделяют 3 основных периода развития взрослого человека:

1. Возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин)

2. Зрелость- до 55 лет

3. Старость, завершение естественной смертью.

 

Древняя китайская классификация:

· Молодость- до 20 лет

· Возраст вступления в брак- до 30 лет

· Возраст выполнения общественных обязанностей- до 40 лет

· Познание собственных заблуждений- до 50 лет

· Последний период творческой жизни- до 60 лет

· Желанный возраст- до 70 лет

· Старость- от 70 лет

 

 

Классификация возрастов жизни по Пифагору (6 в.до н.э)

· Период становления 0-20 лет («весна»)

· Молодой человек 20-40 лет («лето»)

· Человек в расцвете сил 40-60 лет («осень»)

· Старый и угасающий человек 60-80 («зима»)

 

Возрастная периодизация Д.Б.Бромлея (1966)

Первый цикл- утробный

· Первая стадия-зигота (оплодотворенное яйцо)

· Вторая стадия- эмбрион (ранняя стадия биологического развития)

· Третья стадия- плод (поздняя стадия биологического развития)

· Четвертая стадия- момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде)

Второй цикл- детство (0-11-13 лет)

· Первая стадия- младенчество- от рождения до 18 месяцев жизни

· Вторая стадия- дошкольное детство- от 18 месяцев до 5 лет

· Третья стадия- раннее школьное детство- от 5 до 11-13 лет

Третий цикл- юность: 11-13-21 год

· Первая стадия- половое созревание- старшее школьное детство (ранняя юность) 11-13-15 лет

· Вторая стадия –поздняя юность 15-21 год

 

Четвертый цикл- взрослость: 21-65 лет

· Первая стадия- ранняя взрослость 21-25 лет

· Вторая стадия- средняя взрослость 25-40 лет

· Третья стадия- поздняя взрослость 40-55 лет

· Четвертая стадия- предпенсионный возраст 55-65 лет

 

Пятый цикл- старение: от 65-70 лет

· Первая стадия- «удаление от дел», «отставка» 65-70 лет

· Вторая стадия- старость- 70 лет и более

· Третья стадия- дряхлость, болезненная старость и смерть (максимум- около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы)

 

Стадии развития личности по Э.Эриксону

 

1. раннее младенчество (от рождения до 1 года)

2. позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

3. раннее детство (около 3-5 лет)

4. среднее детство (от 5-11 лет)

5. половая зрелость, подростковость и юность (от 11-20 лет)

6. ранняя взрослость (от 20-40-45 лет)

7. средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

8. поздняя взрослость (свыше 60 лет)

 

возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве в 1965 году.

 

Новорожденный 1-10 дней

Грудной возраст 10 дней-1год

Раннее детство 1-2 лет

 

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12 лет для мальчиков

8-11 лет для девочек

 

Подростковый возраст 13-16 лет для мальчиков

12-15 лет для девочек

 

Юношеский возраст 17-21 для юношей (мужчин)

16-20 для девушек (женщин)

Средний (зрелый) возраст:

Первый период 22-35 лет для мужчин

21-35 для женщин

Второй период 36-60 для мужчин

 

36-55 для женщин

Пожилой возраст 61-74 для мужчин

56-74 для женщин

 

Старческий возраст 75-90 для мужчин и женщин

 

Долгожители старше 90 лет

 

Предлагаю списать эту последнюю классификацию + любую другу для примера.

 

Классификации.

Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

· После стадии раннего детства (до 3лет)

· начинается стадия дошкольного детства (3-6 лет)- воспитание в семье или дошкольном учреждении.

· Далее стадия начального школьного образования (6-12 лет)- приобретаются основные интеллектуальные навыки

· 12-16 лет- получает общее образование

· Стадия высшего или университетского образования

 

Классификации второй группы, пример Павла Петровича Блонского, который построил свою классификацию на основе принципа смены зубов.

Детство делится на три эпохи:

· Беззубое детство (до 8месяцев- 2-2,5 лет)

· Детство молочных зубов (до 6,5 лет)

· Детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)

 

З.Фрейд считал главным источником поведения- бессознательное (демонстрация схемы структурной модели личности по Фрейду).

Модель личности состоит из трех начал (составляющих): ид («оно»), эго («Я»), Супер-эго («сверх-Я»).

Ид («оно »)- включает в себя примитивные потребности, инстинкты (еда, сон, дефекация). Это нечто темное, но его удовлетворение ведет к возникновению чувства удовлетворенности, удовольствия.

Эго ( «Я») – ответственен за принятие решения.

Супер-эго (« сверх-Я»)- носитель моральных стандартов, норм, правил, формируется в процессе жизни человека в обществе. Это то, что мы знаем, что можно, а что нельзя- наш внутренний цензор.

Взаимодействие между этими составляющими происходит следующим образом.

Ид постоянно требует удовлетворение инстинктов и желаний. Но тут подключается Супер-эго со своими нравственными нормами и правилами. Между ид и Супер-эго возникает борьба. Эта борьба, если ее не разрешить приводит к возникновению психических заболеваний, депрессий, приносит страдание. Но тут- вступает эго, которое стремиться примирить конфликтующие стороны, но так, чтобы обе стороны были не ущемлены. Это становится возможным с помощью механизмов психологической защиты: сублимация, регрессия и т.д

Сублимация - это перенос агрессивной, сексуальной энергии, избыточной с точки зрения моральных и этических норм в приемлемое русло, а именно: в творчество, власть (люди с комплексами).

Агрессия- боксер

Причинить другому боль- стоматолог

Регрессия- психологическая защита, которая заключается в возврате к детским моделям поведения (грызут ногти, ковыряются в носу, страсть к азартным играм, рискованное вождение автомобиля). Это от того, что человеку комфортно было там.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: