ГУО «Дивинская средняя школа»
Факультативное занятие
По русскому языку
«Орфография» в 7 классе
«Правописание разделительных Ь и Ъ знаков»
Разработала
Учитель по русскому языку
Важинская Алена Викторовна
Учебный год
Тема: Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.
Цели:
1. Повторение, углубление и закрепление знаний о правописании разделительных ъ и ь;
Задачи:
1. развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
2. развивать орфографическую зоркость, критическое мышление, умения классифицировать, обобщать;
3. обогащать словарный запас учащихся, работа над развитием речи;
4. содействовать воспитанию любви и интереса к урокам русского языка.
Форма: игра на закрепление знаний.
Класс заранее делится на две команды, которым предлагается ответить на разные вопросы, активизировать ранее полученные знания, обобщить знания, приобрести навыки по правописанию разделительных ъ и ь знаков, проявить орфографическую зоркость, смекалку и сообразительность, развивать творческие способности. Команды оценивает жюри (приглашенные учителя).
Обязательное условие : в игре должны участвовать все члены команды.
Языковой брейн-ринг «Разделительные Ъ и Ь знаки»
Ход занятия.
Оргмомент.
а) Определение настроения учащихся до начала игры.
На доске нарисованы три личика:
--- хорошее настроение;
--- плохое настроение;
--- не знаю.
Учащиеся помечают знаком «+» какое у них настроение.
б) Сообщение темы и целей факультативного занятия.
Разминка.
Цель: активизация знаний о правописании разделительного Ъ и Ь знаков.
|
(Задаются вопросы командам. Побеждает та команда, которая быстрее и больше даст правильных ответов).
1. Вопрос: Когда пишется разделительный Ъ?
2. Вопрос: Когда пишется разделительный Ь?
3. Вопрос: Чем интересны эти буквы и не похожи на все остальные?
(засчитываются наиболее полные ответы).
Составление кластера на правописание Ъ и Ь.
Цель: развитие интереса, творческой активности учащихся, умения классифицировать; воспитание у обучающихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции.
Учащимся дается лист бумаги и цветные ручки. Они должны составить кластер на правописание разделительных Ь и Ъ знаков. Работа должна быть в первую очередь грамотной, доступной, понятной, содержать исключения, трудные написания, яркой, красочной. Оцениваются знания и творчество учащихся.
Работы команд оценивает жюри.
Соревнование «Проверь себя».
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Разделите слова на три группы – с разделительным Ъ, с разделительным Ь, третий ряд – слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.
Об…явление (1), от…езд (1), гост…я (2), в…ход (3), угощен…е (2), об…ём (1), из...городь (3), раз…яснил (1), в…езд (1), мыт..ё (2), варен...е (2), в…зял (3), в…юга (2), с…прыгнул (3).
(команды получают задания и листы ответов)
Лист ответа: | ||
Игра «От каждой буквы – слово»
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, развитие творческой активности.
|
От каждой буквы в слове утро образоватьслово с разделительным Ь или Ъ знаком. Слова могут быть любой части речи, в любом роде, числе, падеже, лице, времени, наклонении и т.д.
У (Ущелье)т(трелью)р(ручьем)о(объем).
Игра «Крестики-нолики».
Цель: развивать умения учащихся проявлять орфографическую зоркость, смекалку и сообразительность.
Из команды выбирается по одному игроку. Вставив пропущенные буквы, учащиеся должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали, вставленные одинаковые буквы и зачеркнуть их.
Варен ь е | Солов ь иный | Шампин ь он |
Двух ъ ярусный | Чут ь ё | В ь юга |
В ъ езд | Ин ъ екция | Ад ъ ютант |
Развиваем речь»
Цель: развитие связной речи учащихся; формирование критического мышления; обогащение словарного запаса учащихся.
Следующее задание непростое. Необходимо внимательно прочитать и раскрыть смысл пословицы.
• Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
• Казак из пригоршни напьётся, из ладони пообедает
• Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
• Житие собачье, зато слава казачья.
Каждая команда получает по две пословицы. Ответы должны быть четкими, грамотными.
8. Игра "Аукцион" ( пересекается с темами, которые проходятся на уроке «Правописание глаголов» ).
Цель: активизация, обобщение, повторение знаний полученных на уроках русского языка по теме «Правописание глаголов», обогащение словарного запаса учащихся.
Условия:
1) Это должны быть только глаголы с разделительным Ь или Ъ знаком;
2) Слова не должны повторяться.
От каждой команды по игроку. Каждый называет по очереди глагол, соблюдая выдвинутые условия.
|
Я загадываю, ты отгадывай»
Цель: развитие критического мышления, умения обобщать понятия, обогащение словарного запаса учащихся, проявление у учащихся активной жизненной позиции, смекалки.
Командам по очереди зачитываются выражения. Учащиеся должны заменить эти выражения понятием, состоящим из одного слова и прокомментировать написание правильного ответа.
1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).
2. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье).
3. Вход в здание (подъезд).
4. Снежная буря, метель (вьюга).
5. Служащий, разносящий почту (почтальон).
6. Мясной отвар (бульон).
7. Идущий в пищу, пригодный для еды (съедобный).
8. Седьмой день недели, общий день отдыха; (воскресенье).
9. Сообщение о чём-либо, доводимое до всеобщего сведения; (объявление).
10. О человеке, который подражает другим, передразнивает, кривляется; (обезьяна).
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги всех конкурсов и называет победителя. Победителем становится та команда, которая дала наибольшее число правильных ответов.
Рефлексия.
Учитель спрашивает учащихся:
- Понравилась ли вам такая форма работы?
- Что нового вы узнали о правописании разделительных Ь и Ъ знаков?
- Что оказалось самым легким для вас?
- Какие задания вызывали у вас затруднения?
- Какие задания хотели бы вы делать на уроках русского языка?