специальности 38.02.06 «Финансы»




Для студентов

по профессиональному модулю ПМ.01 «Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

МДК.01.02Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях.

 

Тема: Нормативно-правовое регулирование функционирования и финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений

 

Преподаватель: Кузина Т.Г.

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии профессиональных модулей (протокол № 4 от 29.11.2014)

 

 

2014г.

Пояснительная записка

Настоящая консультация написана с целью оказания конкретной практической помощи студентам-заочникам, обучающимся по специальностям СПО «Финансы»,«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» в процессе изучения целого ряда профессиональных модулей и бюджетных дисциплин. Актуальность её обусловлена проводимой в стране в настоящее время реформой бюджетного сектора экономики, направленной на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений, изменение их правового статуса,повышение эффективности, качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В работе над консультацией использованы следующие источники:

1.Бюджетный кодекс РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

4.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)

5. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

6. Постановление Правительства РФ от от2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (с изменениями и дополнениями)

7. Приказ Минфина России от 28.07.2010 №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

8. Приказ Минфина России от 20.11.2007 №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» с изменениями.

Содержание

1. Необходимость, цель и задачи реформирования бюджетного сектора экономики.

2. Особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

3. Формирование государственного (муниципального) задания в отношении государственных (муниципальных) учреждений и финансовом обеспечении выполнения этого задания

4. Субсидии на выполнение государственного задания бюджетным учреждением

5. Сравнительная характеристика типов государственных (муниципальных) учреждений.

 

1.Правовой основой проведённой в последние годы реорганизации в бюджетной сфере явился федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений». С принятием этого закона изменились основные финансовые механизмы функционированиягосударственных (муниципальных) учреждений. Реформирование бюджетного сектора российской экономики направлено в первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи с этим в бюджетном финансировании происходит смещение акцентов – бюджетные средства должны выделяться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества. Закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им выделяются на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Цели проводимой реорганизации в бюджетной сфере:

- повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению;

- создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества;

- устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений;

- вместо существующей информации об исполнении сметы, предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества;

- вводятся новые формы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнении государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий.)

 

2. Основным нововведением Закона № 83-ФЗ явилось совершенствование статуса государственных и муниципальных учреждений, их правового положения.

Все государственные и муниципальные учреждения стали делиться на казенные, бюджетные и автономные. Остановимся на их характеристике

Казённые учреждения

С 1 января 2011 года для ряда государственных и муниципальных учреждений введена новая организационно-правовая форма - казенное учреждение.

 

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ:

Казенное учреждение –государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечень казенных учреждений ограничен.

Законом № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Основным плановым документом, являющимся основанием для выделения казённому учреждению средств соответствующего бюджета является бюджетная смета. В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ:

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с клас-

сификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств ка

зенного учреждения.

Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений определены приказом Минфина России от 20.11.2007 №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и веде ния бюджетных смет казенных учреждений» с изменениями.

Бюджетные учреждения

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Рос

сийской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципаль

ным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обес

печения реализации предусмотренных законодательством РФ полномо

чий соответственно органов государственной власти (государственных

органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образо

вания, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости насе

ления, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительногосогласия учредителя бюджетного учреждения (критерии крупной сделки см. в п. 13 ст. 9.2 Закона о НКО).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществления операций со средствами бюджетных учреждений, а также обращения на них взыскания установлен статьей 30 Закона № 83-ФЗ.

С 1 января 2011 года государство не несет ответственности по обязательствам бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение (БУ) отвечает по своим обязательствам своим имуществом, (за исключением всего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за БУ собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенныхему собственником на эти цели).

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения» определены приказом Минфина России от 28.07.2010 №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Автономное учреждение

Правовое положение автономных учреждений определяет федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Определение автономного учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

 

3.Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) регламентируются Положениемо формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённымпостановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671(с изменениями и дополнениями.)

Государственное (муниципальное) задание – это "документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)".

Государственные (муниципальные) услуги – это "услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями".

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального бюджетного или федерального казенного учреждения.

При установлении федеральному бюджетному или федеральному казенному учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ), государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в отношении:

а) федеральных казенных учреждений (КУ) - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;

б) федеральных бюджетных учреждений (БУ)- федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и показателей качества государственных услуг (при их установлении).

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии.

Контроль за выполнением казенными учреждениями государственных заданий осуществляют главные распорядители средств бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения.

Контроль за выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий осуществляют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.

 

4.Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением рассчитывается на основании

- нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания

- нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду),

- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

При оказании бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

При определении нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственной услуги учитываются:

а) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

б) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества федерального бюджетного учреждения

Нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;

б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;

в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета бюджетному учреждению.

Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого бюджетным учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений.Указанное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, а также возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным.

 

 

Таблица 1. Сравнение казенных, бюджетных и автономных учреждений

 

Позиции для сравнения Казенные учреждения Бюджетные учреждения (нового типа) Автономные учреждения
Состав закрепляемого имущества Недвижимое, движимое Недвижимое, движимое, особо ценное движимое
Пределы ответственности учреждения Отвечает по своим обязательствам денежными средствами Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества Отвечает по своим обязатель ствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества
Ответственность собственника Субсидиарная (в случае недостаточности у учреждения денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник) Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения
Документы о планах деятельности Смета, государственное задание План финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание
Источники финансирования Сметное финансирование из бюджета Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг Субсидии из бюджета на вы полнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг
Объемы бюджетного финансирования Объем финансового обеспечения задания не зависит от типа учреждения (ст. 20 Закона N 174-ФЗ)
Счета по учету средств бюджета и доходов от предпринимательской деятельности Лицевые счета в казначействе Счет в кредитной организации или лицевые счета в казначействе
Контроль Предварительный, текущий, последующий Предварительный и текущий в части субсидий на иные цели и исполнения публичных обязательств, последующий Последующий
Независимый аудит Не проводится Проводится ежегодно
Органы управления Руководитель Руководитель, коллегиальные органы (худсовет и т.д.) Руководитель, наблюдательный совет, коллегиальные органы
Учет Бюджетный учет Бюджетный учет по кодам КОСГУ Бухгалтерский учет
Отчетность Бюджетная отчетность, статистическая отчетность Бюджетная отчетность, статистическая отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность
Отчет о деятельности и об использовании имущества
Банкротство Невозможно
Последствия ликвидации В случае недостаточности денежных средств учреждения собственник исполняет обязательства перед кредиторами Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает
         

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: