Философия эпохи Средневековья.
Философские направления эпохи Возрождения.
План:
1.Основные принципы философии эпохи Средневековья.
2.Этапы развития и проблемы средневековой философии.
3.Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
4.Философские направления эпохи Возрождения.
Основные принципы философии эпохи Средневековья.
Средневековая философия – это философия эпохи феодализма (V – XV вв.). В истории философии этот период оценивается как нечто негативное: десять веков тьмы, «долгое, темное средневековье». Историческая память обошлась со Средневековьем несправедливо. Это был действительно дли-тельный период, и в нем имело место не только темное, но и заслуживающее внимания и преемственности. Однако в словарях и энциклопедиях предшест-вующий этап (античность) и последующий (Возрождение) характеризовались как эпохи расцвета человеческого интеллекта и философской мысли, а Сред-невековье – как перерыв в становлении духовности. И только в последнее время стало пересматриваться отношение к этому непростому и уникальному явлению в развитии культуры.
К основным принципам философии эпохи Средневековья относят сле-дующие принципы:
- Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог;
- Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое со-творено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничто-жеству;
- Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением от-дельного человека;
- Персонализм, в котором человек понимается как «персона», то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, лич-ность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди;
|
- Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный спо-соб познания состоит в постижении смысла Священного писания.
Этапы развития и проблемы средневековой философии.
Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патри-стику и схоластику. Патристика представляет собой направление богослов-ско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристиан-ских авторов – Отцов церкви. В этот период происходит становление христи-анского вероучения. Патристика может быть разделена на три содержатель-ных этапа.
На первом этапе выдвигаются такие фигуры как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т.е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира.
Второй этап – это этап зре-лой патристики III-V вв., когда разворачивается деятельность Василия Вели-кого, Григория Нисского, Григория Богослова, составивших Каппадокий-скую школу. В это время христианство обретает статус государственной ре-лигии.
Главная особенность третьего периода патристики (V-VIII вв.) в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Ио-анна Дамаскина – на греческом Востоке и Боэция – на латинском Западе. Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рацио-нально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (9 - 12 вв.). Ее предста-вителями являются Иоанн Скот Эриугена, Петр Абеляр, Ансельм Кентербе-рийский, Росцелин. Этап зрелой схоластики приходится на XII - XIII вв. Главные мыслители этого периода – Альберт Великий, Фома Аквинский. Схоластика достигает своего расцвета, в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет.
|
Поздний этап развития схоластики (XIII-XIV вв.), представленный име-нами Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему соответствовал процесс освобождения философии от влияния теологии, а также возрастание влияния позитивного, опытного знания.
Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:
Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.
Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой - как и у древнегреческих философов - как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.
|
Проблема души и тела. Иисус Христос - это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.
Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди - это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.
Универсалии - это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.