ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например : чулок, щука.

Диктанты на ЖИ, ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

Вот ш­­_повник. Хорош_ душ_стые цветы! Около цветов ш_пы. (8)

У реки камыш_. Хорош_ камыш_! Там пуш_стые малыш_ утята. (9)

У Серёж_ Ш_шкина карандаш_. У Лёш_ Ж_рова маш_нка. Хорош_ подарки! (10)

У нас ж_вут ёжик и мыш_. Ёж_к шипит. Наш_ малыш_ ждут каш_ на уж_н. (14)

Лёша леж_т на сене. Сено душ_сто. Летают стриж_. У Лёш_ ягоды ш_повника. (12)

Крыш­_ ж_лых домов похож_ на столы. Там леж_т пуш_стый снег. А снеж_нки всё падают. (14)

Старш_е ребята принесли малышам ёжика. Ёжик беж_т и шурш_т бумагой. Малыш_ играют с ёж_ком. (14)

Что за детёныш_? Они ж_вут в лесу. У малышей ноги большой длины. Больш_е и ш_рокие уш_. Это лосята. (19)

Милые малыш_! Пиш_те в тетради чисто. Получайте хорош_е оценки. Не спеш_те с ответами. Ж_вите дружно. Дорож_те дружбой. (17)

Тиш_на в лесу. У Глаш_ и Даш_ ш_рокие лыж_. Лыж_ хорошо едут. Снег шурш_т. Верш_ны сосен пуш_сты. На них снеж_нки. (20)

Птицы высиж_вают яйца. А гадюки рождают ж_вых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыш_ уже умеют ш_петь и очень ядовиты! (21)

Наш_ малыш_ вышл_ из леса. У Наташ_ рыж_ки. У Миш_ душ_стые ягоды. У Даш_ душ_стые ландыш_. Кто это спеш_т? Какое ж_вотное шурш_т и беж_т? Это ёж_к! Берегитесь, пуш_стые мыш_! (29)

Над поляной круж_тся чиж_к. Он сад_тся на ш_рокую тропинку. Беж_т рыж_й кот. Видит чиж_ка. Подж_мает уш_. Прячется в ландыш_. Леж_т и ждёт. Потом прыгает. Но ош_бается. Чиж_к ж_в. Он улетает. (30)

У ш_рокого пруда ж_ли пуш_стые мыш_. Весной мыш_ поспеш_ли на гору. Пришли на верш_ну. Там ж_ла лиса. Она была рада, что пришли мыш_. Как хорош_ ж_рные мыш_! У лисы будет ш_карный уж_н! (31)

На наш_х участках ж_вут еж_ и рыж_е белки. Вот по ш_рокой тропе беж_т ёж_к. Он спеш_т в убеж_ще. Ёж_к сидит в ш_повнике и ш_пит. А вон пуш_стый бельчонок скачет через душ_стые ландыш_. (32)

Диктант, Диктовка.

Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

Диктанты на ЧА-ЩА

Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

Вот рощ_. Трещ_т сороки. У галки крич_т галч_та. У грач_ - грач_та. У зайчихи пищ_т зайч_та. (15)

Мы пошли за щ_велем. Набежала туч_. Чащ_ зашумела. Ели закач_лись. Ча_сто застуч_ли капли дождя. Мы помч_лись домой. (16)

Тепло. У зайцев появились зайч_та. У волков – волч_та. У дроздов пищ_т дроздята. Появились галч_та, скворчата. Горячая пора. (17)

Мы прощ_емся с зимой. Не трещ_т морозы. Мы встреч_ем весну. Скоро запищ_т галч_та и скворч_та. (15)

На площ_ди стоит ч_совой в ш_нели. Рядом сидит овч_рка. На дощатой крыше крич_т галч_та. Овч_рка нач_ла ворч_ть. (17)

Ч_ще гнёзда птиц похож_ на ч_йную чашечку. Они сплетены из веточек. Ч_сто гнёзда утеплены пухом. (16)

Коля встречал Свету на площ_ди. По небу плыла туч_. Туч_ смущ_ла Колю. У него нет плащ_. (16)

Дождь нач_л стуч_ть по дощ_той крыше. Ветер кач_ет ветки. В гнезде пищ_т галч_та. (13)

Полярные крачки смело защищ_ют свои гнёзда от белого медведя. Смельч_ки не только громко крич_т. Птицы ч_сто хватают беднягу за хвост и за уш_. (23)

У овч_рки родились щенята. Они рычат. Сейч_с мама будет их кормить. Щенята молч_т, сосут молоко. Молоко - это их пищ_. Мы пришли посмотреть щенят. Овч_рка замеч_ет нас. Она начинает ворч_ть. (29)

Чащ_ леса. На полянке играют волч_та. Они рыч_т, пищ_т. Волчица ч_сто поглядывает на них. Она замеч_ет всё. Она слышит, что в ч_ще крич_т птицы. Волч_та прекращ_ют играть и убегают за мамой. (31)

Диктанты на ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

Я реш_ю задач_. Я ищ_ ответ. Потом я уч_ правило. (10)

Я пришёл в ч_жой дом, Я хоч_ войти и стуч_. Меня ч_ет пёс. (13)

Я тащ_ ч_чело на огород. Я выращ_ овощи. Они будут ч_до как хороши. (13)

Я тащ_ щ_ку из воды. Я рад этому ч_дищ_. Я хоч_ сварить уху. Щ_ка щ_рит глаза. (16)

Я хоч_ найти ч_гунок. Я ищ_ в ч_лане. Я круч_ его в руках и тащ_ в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы меч_т икру. Из икринок появляются мальки. Щ_ки, лещи и сомы меч_т икру весной. (17)

Пищ_ха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю – ч_деса! Пищ_ха танцует вальс. Она кружит по ели и делает ч_дные прыжки.

Я хоч_ поймать большую щ_ку. Закидываю удочку, сажусь на ч_рбан. Сижу, молч_. Чувствую, щ_ка клюёт. Я её тащ_. Когда вытащ_ - схвач_ её. Вот ещё чуть-чуть! Я крич_ от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели туч_. Мой брат Саша прищ_рился. Ветер хлещет. В море меч_тся волны. Они похожи на ч_дищ. В небе блещ_т молнии. Я хоч_ домой. (29)

Пища песцов - рыбы и птицы. Где пряч_т добыч_ песцы? Песцы пищ_ хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добыч_ в нору. Долго лежит пищ_ в таком ч_десном холодильнике. (27)

В королевстве случилось ч_до. Появилось страшное ч_дище. У него огромные щ_пальца. Принц нашёл в ч_лане кольч_гу. Вышел на бой. Вот и ч_дище. Прищ_рился принц. Выпустил ч_десную стрелу. Нет больше страшного ч_дища. (31)

Мы поймали щ_ку. Налили в ч_гунок воды. Ч_ть-ч_ть посолили. Будет уха! Наша овч_рка поч_яла рыбу. У неё хорошее ч_тьё. Конч_ются дрова. Я поищ_ ещё и притащ_ их. Потом почищ_ картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольч_ге. Он ч_жестранец. Я хоч_ его пригласить к себе. Пусть живёт. Он ч_дак. Зашёл в ч_лан и сидит. Я молч_. Тяжело жить на ч_жбине. (28)

Я тащ_ щ_ку из реки. Я чищ_ рыбу. Я хоч_ сварить уху. Я кладу щ_ку в ч_гунок и ставлю в печ_рку. Моя овч_рка Ч_ня ч_ет запах ч_дной ухи. Через ч_с я вытащ_ ч_гунок. Уха ч_до как хороша. (37)

Я хоч_ посадить овощи. Возьму в ч_лане лопату. Каждому овощ_ я поищ_ место. Притащ_ лейку с водой. В огороде поставлю ч_чело. Выращ_ морковь, петрушку, укроп. Угощ_ друзей. (27)

Повторение материала

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы - жители равнин. Холмов они избегают. (34)

Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра. (32)

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа - это солнце, вода, камни. Живая природа - это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы - рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища - рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)