Предмет и задачи языкознания.
Языком обладают только люди - это вторая сигнальная система, которой нет у животных.
Язык-это общественное явление, обладающее своими специфическими чертами. Поэтому есть специальная дисциплина как социолингвистика.
Язык есть достояние коллектива. Он позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. Cкладывается веками.
Язык и мышление взаимосвязаны, возникли одновременно в процессе трудового развития человека. Законы мышления изучает специальная наука ЛОГИКА. Логика различает понятия и суждения. Законы логики - законы общечеловеческие, т.к. мыслят люди все одинаково (независимо от национальности), но выражают эти мысли на разных языках, по-разному.
В языке же существует иные значимые единицы: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения.
Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятие есть результат применения категории к восприятию. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями.
Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения.
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
|
Языкознание -наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира.
Задачи языкознания:
Ø Установление природы и сущности языка
Ø Изучение структуры языка
Ø Изучение языка как целостной системы
Ø Изучение вопроса развития языка
Ø Изучение вопроса возникновения и развития письма
Ø Классификация языков
Ø Выбор методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, квантитативный
Ø Изучение связи языкознания с другими науками
Связь языкознания с другими науками.
Наука о языке, лингвистика, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.
1) Так как язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой1
1 Семиотика – от греч. se $ meion или sëma – «знак». Призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения.
изучает любые знаковые системы:
- простейшие (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси)
- более сложные (сигнализация животных различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых)
- знаковую систему языка
2) Так как язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. (Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии)
|
3) Так как язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли.
· определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова
4) Так как языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения, с одной стороны, и психологии и физиологии – с другой. (а) Мышление человека как процесс, равно как и чувствования и другие проявления его поведения, изучает психология. (б) Ввиду того что речевой акт невозможен без материальных условий производства и восприятия звуков речи, этим процессом призвана заниматься физиология как со стороны артикуляций т. е. образования звуков речи в речевом аппарате, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, ухом; физиология речи подразделяется на артикуляторную физиологию и физиологию слуха
5) Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т. е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицúны: психиатры, дефектологи, логопеды.
6) Звуковые явления изучает раздел физики–акустика. (высота, сила, длительность звука, соотношение явлений тона и шума, понимание звукового спектра и явлений резонанса).
7) Этнография (собирание фольклора и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта)
8) Археология (Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т. е. области их распространения, их миграций)
|
9) Антропология (Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т. е. области их распространения, их миграций)
10) Исторические науки (особенно тесно связана с общей историей лексикология, так как история слов и выражений часто не раскрывается в чисто лингвистическом плане и нуждается в материале историка)
11) География (картография. «надписи», т. е. названия физико-географических объектов прежде всего подлежат ведению лингвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи географических названий на карте)
12) Филология [языковедение как отдельная наука вышла из недр филологии. В настоящее время филологию часто определяют как использование письменных памятников (исторических, юридических, литературных для нелингвистических целей.]
13) Математика (любая наука лишь в той степени может называться «наукой», сколько в ней есть математики. Точность (основное качество науки в отличие вообще от знания чего-либо) математики – это идеал научного знания.)
14) Теория информации («Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи»)
15) Кибернетика (Задача кибернетики – приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного.)