1. Феномены "вопрос", "проблема" или "задача" воплощают в себе первую, исходную фазу мыслительного процесса.
Суть первой фазы процесса: понимание непонятности. Оно и воплощено в вопросе или задаче. Вопрос задает направление поиска и тем самым ограничивает его область.
2. Следующая фаза процесса является шагом в заданном направлении. И первый, следующий за вопросом шаг состоит в переборе возможных вариантов искомого отношения.
Включает в себя оценку вероятности каждого из вариантов, выступающих как гипотеза.
3. Фаза проверки гипотезы. Проверка гипотез начинается уже на фазе их выдвижения, когда мы оценивает вероятность каждой из них, и затем перерастает в самостоятельную фазу.
Существенный вопрос пока остается открытым: по каким конкретным структурно-динамическим критериям оценивается вероятность перебираемых вариантов?
4. Каковы бы ни были эти критерии проверки гипотез, включающие и практическое действие, она завершается последней фазой данного конкретного процессуального акта – получением ответа на поставленный вопрос или решения поставленной задачи.
Важно подчеркнуть, что если вопрос как начальная фаза процесса в своей предельно лаконичной форме может быть выражен одним словом (где? когда? как? почему?), то ответ, представленный именно суждением, имеет своим языковым эквивалентом законченное предложение.
Если начальная фаза, выраженная вопросом или задачей, воплощает нераскрытость или непонятность искомого предметного отношения, то завершающая фаза – ответ или решение, выраженные суждением именно как структурной единицей результата этого процесса, характеризуются феноменом понимания.
|
Билет 8.
Развитие памяти в онтогенезе (по П.П. Блонскому). Виды памяти по характеру психической активности.
Павел Петрович Блонский (1935): генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная (логическая). В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Самыми первыми по времени возникновения являются двигательная (моторная) и аффективная виды памяти (6 мес). Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, а логическая память начинает формироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.
Моторная память
Память на движения, позы (на то, как мы ходим, сидим и т.п.)
Движения есть у человека с самого рождения, психика всегда проявляет себя через тело. Дети запоминают двигательные паттерны, которые они изобретают еще в утробе.
Вторичный автоматизм – сначала действие совершалось осознанно, а потом стало автоматизированным.
Телесная память достаточно прочная, сознанию довольно сложно вмешиваться. Телесная память – частный случай психо-телесной связи.
Embodied cognition: зародилось в 70е годы в когнитивной лингвистике. Телесные феномены играют огромную роль. Когда мы воспроизводим что-то, у нас активируются те зоны мозга, которые работали в тот момент, когда мы непосредственно это запоминали. Rosh, Varela, Lakoff.
|
Аффективная/эмоциональная память
Память на эмоции, чувства, настроения и т.п. Считается самой прочной.
В первое время жизни ребенок живет в двух мирах: все нормально/все плохо (нейтральные и негативные эмоции). Позитивные эмоции не так важны для выживания, как негативные.
Эмоциональная сфера развивается очень долго.
Талисманы, монетки, счастливые карандаши из этой серии (работают и в «+», и в «-»).
Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения. Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно, поэтому этот вид памяти имеет очень большое значение в процессе обучения.
Образная память
- возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, выделяют пять подвидов образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающейся у него большой дифференциацией.
Вся сфера вторичных образов.
Весь дошкольный период дети активно пользуются, а потом происходит травматический момент – поход в школу.