Индивидуальные особенности памяти:
1. Количественные характеристики:
· скорость запоминания (определяется количество повторений, требуемых для запоминания материала),
· прочность запоминания (продолжительность сохранения заученного материала или медленность его забывания),
· точность запоминания (соответствие воспроизводимого материала и материала запоминаемого),
· объем запоминания,
· длительность запоминания;
2. Качественные характеристики:
· доминирование той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной («чистые» виды памяти на практике практически не встречаются, чаще всего различные сочетания: двигательно-слуховая, зрительно-слуховая и др.; их разивитие связано с профессиональной деятельностью),
· уровень организации памяти,
· развитие мнемических способностей, мнемических действий (рациональных способов запоминания).
Различия связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности индивида (*) и с условиями его воспитания, жизни и деятельности.
Типы памяти по критерию большей продуктивности процессов памяти при оперировании с различными видами информации (образами, символами, понятиями, эмоциями):
· наглядно-образный тип,
· словесно-логический,
· эмоциональный.
На выраженность особенностей каждого типа влияют требования жизни и профессиональной деятельности индивида. В чистом виде практически не встречаются.
Факторы, обуславливающие продуктивность памяти:
· мнемические способности (системы функциональных, операционных, регулирующих механизмов различной степени развития);
· вид и характер деятельности человека;
· характер запоминаемого материала;
· личностные факторы (мотивации, установки, ценности, интересы, воля, эмоции, самооценка и т.д.);
|
· уровень понимания материала (мыслительной деятельности);
· (очень важно) установка субъекта (дольше будет помниться материал, установка на запоминание которого связана с пониманием значимости данной информации для дальнейшей профессиональной деятельности, чем тот, который запоминается только для сдачи экзамена или зачета);
· общее состояние человека (настроение, жизненный тонус, усталость и др.);
· эмоциональная окраска материала (эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем нейтральный);
· (при непроизвольном и произвольном запоминании) предметное содержание деятельности и такие ее структурные компоненты, как цели, мотивы, способы и т.д.
(*) Индивидуальные различия памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВНД). При сопоставлении показателей эффективности памяти с выразительностью основных трех безусловных свойств ВНД (сила, лабильность, уравновешенность) были установлены постепенные взаимосвязи. Люди с крепкой нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в осложненных условиях, поскольку у них более выражена скорость образования условных рефлексов. Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичность. У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связанной вербальной информации. Индивиды с лабильной нервной системой имеют большую производительность самопроизвольно запоминания, инертный - преимущества в произвольном запоминании. Более возбуждающим индивиды обнаруживают преимущества при запоминании вербального материала. Наглядный материал лучше запоминают лица с преобладанием торможения.
|
Конвергентное и дивергентное мышление (по Гилфорду). Понятие креативности, критерии и факторы развития креативности.
Первым, кто сделал креативное мышление предметом своего изучения был Джон Пол Гилфорд (1897-1987). Рассвет его деятельности пришелся на 40-50-е г.г.
Он считал, что креативное мышление присуще любому человеку на одном уровне, его просто необходимо развивать. Можно быть креативным дворником, хулиганом и т.п. Не только деятели искусства относятся к креативной сфере.
Ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления.
Конвергентное
Занимается решением задач, имеющих определенный, единственно верный ответ.
Именно его развивают в школе, за что Гилфорд школу и укорял.
Дивергентное
Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Необходимо предлагать несколько вариантов решения.
Его Гилфорд и назвал творческим. Считал, что без хорошего конвергентного не будет хорошего дивергентного.
4 основные способности, которые обеспечивают работу дивергентного мышления:
1. Беглость мышления
2. Гибкость мышления
3. Оригинальность
4. Способность к дополнению и доработке ситуации
Беглость мышления:
Характеризуется широтой ассоциативного поля, в которой бегает мысль, в поисках того материала, который нужен ей для принятия решения.
Способ тестирования Гилфорда: придумывание синонимов к словам на время.
Гибкость мышление:
Характеризуется количеством существенных свойств изучаемого объекта, которое мысль способна в нем найти.
Очень значимая характеристика. Характеризует активность, живость, целенаправленную интенсивность мышления.
Оригинальность:
Способность находить нетривиальные решения.
Методики: представление каких-нибудь нереальных историй (например, как изменится мир, если 365 дней будет идти дождь).
Способность к доработке ситуации:
Очень часто нужно добавить к ситуации чего, что ей не хватает. В общем, умение из говна сделать конфетку.
Эти способность частично определены природой, но кроме хорошей генетики необходимо иметь хороших учителей.
Билет 15.