Рабочая программа дисциплины
«Основы реставрации икон»
Основной образовательной программы высшего образования
По направлению подготовки «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций»,
Профиль «Иконопись»
закреплена за Иконописной школой при МДА
форма обучения очная
г. Сергиев Посад, 2018
Рабочую программу дисциплины составил
Монах Ермоген (Сыров Дмитрий Петрович)
_____________________________________________________________________________
(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)
Рецензент
__________________________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
Рецензент
__________________________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)
Рабочая программа дисциплины ____Основы реставрации икон ________________________________
разработана в соответствии с ФГОС ВО 3+ 48.03.01 Теология
Дисциплина установлена учебным планом основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология, утвержденным Ученым советом Московской духовной академии от «__» _____ 201__г. № __
Рабочая программа одобрена на педагогическом совете Иконописной школы при МДА _____________________
протокол от «31__» _октября____ 2018__г. №_114.
Заведующий Иконописной школой при МДА
архимандрит _________________Лука (Головков Г.А.)
СОГЛАСОВАНО
Заведующий Учебно-методическим отделом _________________ С.В. Зубов
Старший методист Академии ______________ Н.В. Леонтьева
Цели и задачи освоения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы реставрации икон» является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности "Реставрация".
|
Рабочая программа может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности. Дисциплина входит в профессиональный модуль «Творческая и исполнительская деятельность» (ПМ.01), МДК.01.02. «Иконопись, реставрация».
Целью изучения курса является освоение теоретических и практических основ реставрации, которое строится на междисциплинарных связях данной дисциплины с другими учебными дисциплинами профессионального цикла. Задачи изучения дисциплины:
1. Понимание теоретических основ реставрации.
2. Закрепление теоретических вопросов с помощью практических упражнений по реставрации.
3. Развитие творческой фантазии, образного мышления, обладающего особенности не только отобрать, но и преобразовать по законам красоты окружающую действительность.
4. Последовательное обучение основным методам и технологиям консервации и реставрации икон.
5. Подготовиться к самостоятельной консервации икон.
6. Обучение понятийному аппарату реставратора для обеспечения грамотной и полноценной коммуникации специалиста со священнослужителями
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ОРИ, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Знание и понимание |
Знать: 1. Теоретические основы реставрации. 2. Причины и основные виды разрушения икон. 3. Необходимость повышения квалификации. Уметь: 1. Самостоятельно принимать решения при консервации икон. 2. Последовательно решать проблемы и оценивать риски во время выполнения основных задач консервации и реставрации икон. 3. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач. 4. Правильно вести сопроводительную документацию. Владеть: 1. Практическими навыками консервации и реставрации икон. 2. Навыками определения методов и способов реставрации и сопутствующих задач, связанных с восстановлением разрушенной иконописи |
|
Место дисциплины ОРИ в структуре образовательной программы
3.1. Требования к предварительной подготовке обучающихся.
Учащиеся приступают к изучению предмета ОРИ (основы реставрации икон) со второго курса обучения в школе, когда они уже освоят первоначальные сведения об иконе, иконописании, технологии иконописи и проведут первые практические работы по копированию икон и изучению свойств красок.
3.2. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: Иконописание.(1-й год обучения), Материаловедение и технология иконописи.
4. Объём дисциплины в
составляет _360___ академических часов.
Форма промежуточной аттестации: 1зачет,2 экзамен.
Содержание дисциплины
5. 1. Тематический план 3 семестра
(для очной формы обучения)
Наименование разделов и тем | семестр | Количество часов (в акад. часах) | Формы текущего контроля | ||
занятия лекционного типа | практические занятия | всего часов по теме | |||
Тема1 …………………. Укрепление красочного слоя и грунта | Конспект, собеседование, зачет | ||||
Тема 1.1........................ Профилактическая заклейка. | Конспект,выступление на семинаре | ||||
Тема 1.2........................ Аварийное укрепление иконы. | Конспект, Выступление на уроке, семинаре. | ||||
Тема 1.3. Укрепление красочного слоя | -«- | ||||
Тема 1. 4. Укрепление левкаса | -«- | ||||
Тема 1.5 Укрепление на синтет. клей. | -«- | ||||
Итого в 3 семестре | Зачет | ||||
Всего по дисциплине | 3-8 | Зачет, Экзамен |
|
5.2.Развёрнутый тематический план занятий лекционного типа, семинарских и практических занятий
Модуль 1. Подведение реставрационного левкаса.
Тема 1.1. Подготовка утрат к подведению реставрационного левкаса.
Форма проведения занятия – лекция, практическая работа.
Понятие о левкасе на древней иконе. Виды грунтов. Особенности разрушений грунта и наиболее частые формы разрушений: вздутия, осыпи, выкрошка, трещины, кракелюр.
Зачистка обнаженный утрат с помощью скальпеля. Зачистка утрат с помощью других инструментов. Понятие об утрате и подлинности авторском слое живописи.
Проклейки мест утрат 5% и 7% клеем. Сравнение реставрационного левкаса с обычным новодельным левкасом на новой иконе.
Литература: 1.Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 19862.Учебное пособие для высших учебных заведений /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013
Тема 1.2. Подведение реставрационного левкаса в местах утрат.
Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.
Нанесение левкаса в местах утрат. Особенности нанесения реставрационного левкаса в отличие от обычного левкашения новых икон. Многослойность нанесения левкаса. Поиск подходящего процента клея. Выравнивание реставрационного левкаса. Разные способы выравнивания, объяснение их особенностей.
Литература: «Реставрация икон. Методические рекомендации» под ред. М.В. Наумовой, ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Москва, 1993г.
Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 1986Модуль 2. Практическое освоение методов консервации.
Тема 2.1. Укрепление красочного слоя и грунта.
Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.
Нанесение профилактической заклейки: Пропитка разрушенных участков грунта и красочного слоя. Выравнивание неровностей и разрушений левкаса фторопластовым шпателем. Виды заклеек. Особенности нанесения ПЗ. Проглаживание теплым утюгом и объяснение результатов проглаживания. Подведение 7% клея в места вздутий и приподнятостей левкаса. Отличие работы с фильтровальной бумагой и использованием фторопластовой пленки. Устранение деформации левкаса и красочного слоя.
Литература: 1.Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 19862.Учебное пособие для высших учебных заведений Реставрация произведений станковой темперной живописи. /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013
Тема 2.2. Удаление поверхностных загрязнений.
Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.
Обработка поверхности иконы раствором Прогресс + вода (1: 7).
Разъяснение отличая данного процесса от обычной протирки иконы.
Примеры последствий обычной протирки иконы водой или прочими моющими средствами. Компрессы с данным раствором и время экспозиции компресса. Виды загрязнений иконы и методы удаления их.
Литература:.Учебное пособие для высших учебных заведений /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013
.