Модуль 2. Практическое освоение методов консервации.




Рабочая программа дисциплины

 

 

«Основы реставрации икон»

Основной образовательной программы высшего образования

По направлению подготовки «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций»,

Профиль «Иконопись»

закреплена за Иконописной школой при МДА

 

форма обучения очная

 

г. Сергиев Посад, 2018


Рабочую программу дисциплины составил

 

Монах Ермоген (Сыров Дмитрий Петрович)

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

 

Рецензент

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

Рецензент

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

Рабочая программа дисциплины ____Основы реставрации икон ________________________________

разработана в соответствии с ФГОС ВО 3+ 48.03.01 Теология

 

Дисциплина установлена учебным планом основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология, утвержденным Ученым советом Московской духовной академии от «__» _____ 201__г. № __

 

Рабочая программа одобрена на педагогическом совете Иконописной школы при МДА _____________________

протокол от «31__» _октября____ 2018__г. №_114.

 

Заведующий Иконописной школой при МДА

архимандрит _________________Лука (Головков Г.А.)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий Учебно-методическим отделом _________________ С.В. Зубов

 

 

Старший методист Академии ______________ Н.В. Леонтьева

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы реставрации икон» является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности "Реставрация".

Рабочая программа может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности. Дисциплина входит в профессиональный модуль «Творческая и исполнительская деятельность» (ПМ.01), МДК.01.02. «Иконопись, реставрация».

Целью изучения курса является освоение теоретических и практических основ реставрации, которое строится на междисциплинарных связях данной дисциплины с другими учебными дисциплинами профессионального цикла. Задачи изучения дисциплины:

1. Понимание теоретических основ реставрации.

2. Закрепление теоретических вопросов с помощью практических упражнений по реставрации.

3. Развитие творческой фантазии, образного мышления, обладающего особенности не только отобрать, но и преобразовать по законам красоты окружающую действительность.

4. Последовательное обучение основным методам и технологиям консервации и реставрации икон.

5. Подготовиться к самостоятельной консервации икон.

6. Обучение понятийному аппарату реставратора для обеспечения грамотной и полноценной коммуникации специалиста со священнослужителями

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ОРИ, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Знание и понимание
Знать: 1. Теоретические основы реставрации. 2. Причины и основные виды разрушения икон. 3. Необходимость повышения квалификации. Уметь: 1. Самостоятельно принимать решения при консервации икон. 2. Последовательно решать проблемы и оценивать риски во время выполнения основных задач консервации и реставрации икон. 3. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач. 4. Правильно вести сопроводительную документацию. Владеть: 1. Практическими навыками консервации и реставрации икон. 2. Навыками определения методов и способов реставрации и сопутствующих задач, связанных с восстановлением разрушенной иконописи

 

 

Место дисциплины ОРИ в структуре образовательной программы

3.1. Требования к предварительной подготовке обучающихся.

Учащиеся приступают к изучению предмета ОРИ (основы реставрации икон) со второго курса обучения в школе, когда они уже освоят первоначальные сведения об иконе, иконописании, технологии иконописи и проведут первые практические работы по копированию икон и изучению свойств красок.

 

3.2. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: Иконописание.(1-й год обучения), Материаловедение и технология иконописи.

 

4. Объём дисциплины в

составляет _360___ академических часов.

Форма промежуточной аттестации: 1зачет,2 экзамен.

Содержание дисциплины

5. 1. Тематический план 3 семестра

(для очной формы обучения)

 

Наименование разделов и тем семестр Количество часов (в акад. часах) Формы текущего контроля
занятия лекционного типа   практические занятия всего часов по теме
Тема1 …………………. Укрепление красочного слоя и грунта         Конспект, собеседование, зачет
Тема 1.1........................ Профилактическая заклейка.           Конспект,выступление на семинаре
Тема 1.2........................ Аварийное укрепление иконы.         Конспект, Выступление на уроке, семинаре.    
Тема 1.3. Укрепление красочного слоя         -«-
Тема 1. 4. Укрепление левкаса           -«-
Тема 1.5 Укрепление на синтет. клей.           -«-
Итого в 3 семестре         Зачет
Всего по дисциплине 3-8       Зачет, Экзамен

 

5.2.Развёрнутый тематический план занятий лекционного типа, семинарских и практических занятий

Модуль 1. Подведение реставрационного левкаса.

 

Тема 1.1. Подготовка утрат к подведению реставрационного левкаса.

 

Форма проведения занятия – лекция, практическая работа.

 

Понятие о левкасе на древней иконе. Виды грунтов. Особенности разрушений грунта и наиболее частые формы разрушений: вздутия, осыпи, выкрошка, трещины, кракелюр.

Зачистка обнаженный утрат с помощью скальпеля. Зачистка утрат с помощью других инструментов. Понятие об утрате и подлинности авторском слое живописи.

Проклейки мест утрат 5% и 7% клеем. Сравнение реставрационного левкаса с обычным новодельным левкасом на новой иконе.

 

Литература: 1.Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 19862.Учебное пособие для высших учебных заведений /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013

 

Тема 1.2. Подведение реставрационного левкаса в местах утрат.

Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.

 

Нанесение левкаса в местах утрат. Особенности нанесения реставрационного левкаса в отличие от обычного левкашения новых икон. Многослойность нанесения левкаса. Поиск подходящего процента клея. Выравнивание реставрационного левкаса. Разные способы выравнивания, объяснение их особенностей.

Литература: «Реставрация икон. Методические рекомендации» под ред. М.В. Наумовой, ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Москва, 1993г.

Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 1986

Модуль 2. Практическое освоение методов консервации.

Тема 2.1. Укрепление красочного слоя и грунта.

 

Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.

 

Нанесение профилактической заклейки: Пропитка разрушенных участков грунта и красочного слоя. Выравнивание неровностей и разрушений левкаса фторопластовым шпателем. Виды заклеек. Особенности нанесения ПЗ. Проглаживание теплым утюгом и объяснение результатов проглаживания. Подведение 7% клея в места вздутий и приподнятостей левкаса. Отличие работы с фильтровальной бумагой и использованием фторопластовой пленки. Устранение деформации левкаса и красочного слоя.

Литература: 1.Учебник под редакцией Филатова В. В. «Реставрация станковой темперной живописи».- М.: Изобразительное искусство, 19862.Учебное пособие для высших учебных заведений Реставрация произведений станковой темперной живописи. /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013

 

 

Тема 2.2. Удаление поверхностных загрязнений.

 

Форма проведения занятия — лекция, практическая работа.

 

Обработка поверхности иконы раствором Прогресс + вода (1: 7).

Разъяснение отличая данного процесса от обычной протирки иконы.

Примеры последствий обычной протирки иконы водой или прочими моющими средствами. Компрессы с данным раствором и время экспозиции компресса. Виды загрязнений иконы и методы удаления их.

Литература:.Учебное пособие для высших учебных заведений /Г.С. Клокова, О.В. Демина, А. В. Инденбом и др., - М.: изд-во ПСТГУ, 2013

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: