МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет очного и очно-заочного обучения
X Санкт-Петербургский открытый конкурс
им. профессора В.Н. Вениаминова на лучшую студенческую научную работу
Тема: «ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»
Автор: | Голод София Анатольевна, 2 курс, ф-т очного и очно-заочного обучения |
Научный руководитель: | Давыдова И.В., к.э.н., профессор |
Санкт-Петербург
Введение
Согласно определению, социальная сеть (social network) – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент, или информационное наполнение, которого формируют сами участники сети. Возможность указания какой-либо личной или уникальной информации об отдельном человеке (примером таковой могут служить: дата рождения, семейное положение, школа, высшее учебное заведение, религиозные и политические воззрения, интересы, хобби и т.п.) обеспечивает быстрое нахождение аккаунта (регистрационной записи) данного пользователя другими участниками сети.
Главной задачей социальной сети является объединение людей и предоставление им максимального числа возможных средств и сервисов для общения, обмена контентом, мнениями, личным и профессиональным опытом, игр, а также актуальными медиа данными. Реализация задачи, ее воплощение, осуществляется посредством особой социальной структуры – системы «друзей», «групп» и «публичных страниц». Информация, размещаемая в приведенных «узлах» социальной структуры, в большинстве случаев, категоризирована и обладает специфической направленностью.
Официальным началом «бума» социальных сетей принято считать 2003-2004 гг. – период основания и запуска Facebook. Создание условий для удовлетворения человеческой потребности в самовыражении – главный фактор успеха, на который основатель и владельцы приведенной в качестве примера социальной сети сделали наибольшие ставки.
|
Согласно пирамиде Маслоу, самоактуализация и самоидентификация являются высшими потребностями человека, опережая признание и общение. Социальные сети явились своего рода «виртуальным пристанищем», где любой Интернет-пользователь, желающий поделиться плодами своего творчества или нуждающийся в создании или поддержании имиджа своего виртуального «Я», может найти необходимую техническую и социальную базу.
Количество пользователей социальных сетей каждый год увеличивается примерно на 50 %. На формирование и поддержку ресурсов, корректное функционирование программного обеспечения, выплату заработной платы сотрудникам требуются колоссальные суммы, т.е. расходная статья оперирует значительными величинами.
Немецкими Интернет-экспертами, Кристофом Мерлем и Матиасом Гроссом, была предложена теория бизнес-модели для социальных сетей, включающая следующие источники доходов:
· Прямые денежные вливания – микроплатежи и взносы пользователей;
· Непрямые потоки – онлайн-реклама и партнерский маркетинг.
Таким образом, цель представленной работы: изучение применяемости данных бизнес-моделей на практике путем формирования целостной картины об источниках прибыли социальных сетей.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Представить исчерпывающий анализ прямых и непрямых денежных вливаний, а также альтернативных источников прибыли социальных сетей;
|
· Проследить историю монетизации российских социальных сетей;
· Сделать прогнозы, касающиеся дальнейшего развития как отечественных, так и западных социальных сетей, а также источников их монетизации.
Глава 1. Прямые денежные потоки
Денежные вливания, осуществляемые посредством микроплатежей и добровольных взносов, в том числе и пожертвований пользователей, носят название «прямых».
Микроплатежи (Micropayments)
Микроплатеж – это одна из наиболее популярных бизнес-моделей распространения загружаемого контента иди доступа к услугам, а также средство оплаты виртуальных товаров по небольшим ценам. Невысокая стоимость снижает психологический барьер перед покупкой, однако при интенсивном использовании определенных сервисов денежное выражение микроплатежей выливается в существенную сумму.
Так, «балльная» система, функционирующая в Facebook, является примером микроплатежа. Балл – это виртуальная валюта, которая используется для оплаты виртуальных товаров в играх Facebook. По состоянию на июль 2010 г. один балл равнялся 7,7 евро.
По оценке Интернет-аналитиков Джастина Смита и Чарльза Хадсона, американский рынок пиксельных товаров составляет 1,6 миллиарда долларов. Больше половины от этой суммы должны приносить социальные игры, например, онлайн-покер, ведение фермерского хозяйства или забота о виртуальных питомцах.
Каждый раз, когда на баллы Facebook покупается какой-либо виртуальный товар, сама социальная сеть получает 30 % от этой сделки, а остальные 70 % – разработчики и владельцы приложения. По словам основателя компании PopCap Games, занимающейся производством игр для Facebook, «социальная сеть развивается в направлении по захвату лидерства в сфере платежных средств». Из чего, по мнению автора данной работы, следует, что рассматриваемый источник доходов – микроплатеж – может стать ядром ее бизнес-модели.