Глава 4. Монетизация российских социальных сетей. Перспективы дальнейшего развития




В настоящее время в России отмечается стремительный рост популярности социальных сетей. Отечественные пользователи по достоинству оценили новые возможности обмена сообщениями, медиа-файлами и иной информацией, реализуемые в рамках одного ресурса. Однако российские социальные сети, при наличии ряда преимуществ, все же обладают определенными недостатками, которые во многом обусловлены спонтанностью их развития и первоначальным копированием западных аналогов.

К минусам социальных сетей можно отнести: «системные» недочеты (например, проблемы с сохранностью личных данных, утеря защищенной информации и т.д.), а также множественность самих сервисов. Несмотря на то, что не все из них могут составить конкуренцию неоспоримым лидерам данной отрасли, сайтам «ВКонтакте» и «Одноклассники», многие все же находят своих пользователей.

Рассмотрим процесс монетизации социальной сети «ВКонтакте».

23 февраля 2008 г. разработчиками сайта была введена внутренняя валюта – голоса. Денежное выражение одного голоса составляло 6,7 рублей. В первые месяцы «валюта» могла быть потрачена на рейтинг, определявший место пользователя в списке поиска. Далее голоса стало возможным обменивать на виртуальные подарки, а также использовать в качестве оплаты за использование так называемых «приложений» – инструментов, предоставляющих дополнительные возможности: игры, сервисы знакомств, поиска работы и др. Однако данная бизнес-модель не компенсировала затраты на содержание активно развивающейся социальной сети, что привело к размещению внутри «ВКонтакте» сначала баннерной (графической), а затем таргетированной рекламы. В итоге: рекламная выручка «Вконтакте» составляла 1,2 и 1,5 миллиардов рублей в 2009 и 2010 гг. соответственно. На основании приведенных данных можно сделать вывод об ожидающемся увеличении прибыли как по итогам текущего 2011 г., так и в последующие года.

Условия размещения рекламы на сайте довольны суровы: объявление должно полностью соответствовать странице, на которую оно ведет (по словам маркетингового директора Михаила Равдоникаса, «Интернет-реклама, основанная на обмане, неэффективна») и содержать уважительное обращение к пользователю, т.е. на «Вы».

Таким образом, сопоставление ключевых источников получения прибыли западными и российскими социальными сетями показывает, что применяемые ими бизнес-модели во многом схожи, т.к. используют единый инструментарий.

Перспективы развития отечественных социальных сетей представляются автору данной работы весьма разнообразными.

Так, намечающееся снижение интереса пользователей к социальным сайтам-гигантам «для всех», число аккаунтов в которых превышает сотни миллионов, может спровоцировать процесс сегментации, т.е. появления специализированных, в том числе и закрытых, «коммьюнити» (от англ. community – сообщество) по группам интересов и иных схожих признаков. В таком случае владельцам сайтов придется проводить политику «удержания» своей аудитории.

Растущая конкуренция между социальными сетями способствует активному развитию инноваций, проявляющихся во внедрении новых функций (например, ежемесячные нововведения «ВКонтакте», улучшающие быстродействие сети, а также комфортабельность работы в ней). Пик технологического развития может настать после численного «насыщения» сетей уникальными пользователями.

Прогноз возможного объединения нескольких российских социальных сетей в одну, но более эффективную, тиражируемый многими экспертами, не находит поддержки у автора данной работы. Слияние различных сетей, отличающихся друг от друга не только внутренним содержанием, но и осуществляемыми на практике средствами обратной связи, может привести к росту недовольств со стороны пользователей. Кроме того, условия партнерских соглашений также потребуют пересмотра, что повлечет за собой временные проволочки и потери части прибылей.

Источники монетизации, вероятнее всего, останутся прежними, однако переживут некоторый модификационный период, вызванный развитием технологий, преимущественно информационных. В результате данного периода произойдет взаимная интеграция источников получения прибыли, и, таким образом, бизнес-модель станет более эффективной.

 

Заключение

Социальная сеть – это уникальное по своей структуре сетевое сообщество, преследующее цель построения глобального Интернет-коммьюнити из схожих в сущности людей. География распространения социальных сетей обширна, т.к. им неведомы территориальные границы государств. Первичны – только люди, составляющие оплот их существования.

Для комфортного времяпрепровождения пользователей в сети необходимо создать условия, минимизирующие различного рода неудобства, которые могут быть вызваны техническим несовершенством сервиса, недостаточной развитостью предоставляемых услуг и иными причинами.

Для корректного функционирования технических составляющих социальных сетей (например, серверов и внедряемых операционных новшеств), оплаты счетов, выплаты зарплатных вознаграждений сотрудникам требуются миллионы долларов.

Изучение и анализ источников получения прибыли социальных сетей доказали эффективность применяемых в настоящее время бизнес-моделей (по Марлю и Гроссу), к которым могут быть отнесены:

· Микроплатежи;

· Взносы пользователей,

– вместе образующие прямые денежные потоки, а также

· Онлайн-реклама (преимущественно таргетированная);

· Партнерский маркетинг,

– вместе образующие непрямые денежные вливания.

Помимо перечисленных бизнес-моделей выделяют так называемые альтернативные источники получения прибыли такие, как: абонентская плата и ее крайняя степень – платное использование сайта в целом, сервис виртуальных подарков и приложений.

Несмотря на очевидные сущностные различия, механизм действия главных атрибутов моделей позволяет получать увеличивающийся из года в год – стабильный – доход, величины которого более чем достаточно, чтобы покрывать наличествующие издержки.

В настоящее время фиксируется динамичное развитие российских социальных сетей, чья история началась с «подражания» западным аналогам. Однако в конкурентной борьбе по завоеванию рынка социальных медиа выделились неоспоримые лидеры – сайты «ВКонтакте» и «Одноклассники», пользовательская аудитория которых превышает сто миллионов человек.

Пути монетизации отечественных социальных сетей во многом сродни западным, однако, по мнению автора данной работы, их применение осуществляется согласно специфике российской экономики и общей ментальности русского человека, т.е. оно переживает некоторые адаптивные изменения.

Перспективы развития социальных сетей весьма неоднозначны.

С одной стороны, может быть спрогнозирован спад пользовательского интереса к подобного рода «массовым» сайтам, что неизбежно приведет к сегментации – созданию узконаправленных коммьюнити, объединяющих ограниченный круг людей. С другой, – это вынудит владельцев и разработчиков социальных сетей внедрять в их структуру как можно больше нововведений, обеспечивающих конкурентное преимущество в борьбе по сохранению максимального числа уникальных пользователей.

Дальнейшее развитие источников монетизации социальных сетей представляется автору процессом, синхронизированным с бурным развитием информационных технологий.

На наш взгляд, велика вероятность превращения виртуальной валюты тех или иных социальных сетей в универсальное платежное средство, принимаемое к оплате за покупку различных товаров и услуг на сторонних сайтах.

С помощью внедряемого плагина (программного модуля) «Рекомендации» социальные сети также могут быть вовлечены в размещение объявлений и онлайн-рекламы с других Интернет-ресурсов, при этом, разделяя доходы с партнерами, с которыми им удастся скооперироваться.

Возможность использования расширенного функционала, например, администраторских прав на публичных или официальных страницах компаний, станет платным на тех ресурсах, где к настоящему времени остается свободным.

Подводя итог вышесказанному, автор данной работы выражает уверенность в том, что дальнейшее развитие социальных сетей будет наращивать их конкурентоспособный потенциал. Это позволит сохранять количественную устойчивость пользовательской аудитории. Совершенствование технологической базы современности обеспечит необходимую взаимную интеграцию источников монетизации сайтов, тем самым, повышая эффективность реализуемых в их рамках бизнес-моделей.

Список использованной литературы

1. Беленький А. Бизнес-перспективы социальных сетей // Компьютер Пресс, 2008 - №2.

2. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook / Пер. Н. Фрейман. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

3. Facebook и Google: доходы и прогнозы. – Cossa.ru [Электронный ресурс] < https://cossa.ru/articles/149/8097/>

4. Аналитики изучили доходы социальных сетей. Цифры. – CNEWS. Издание высоких технологий [Электронный ресурс] <https://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/10/11/459497>

5. Выручка социальных сетей от рекламы составит более 5 миллиардов. – Profit. Малый бизнес крупным планом [Электронный ресурс] <https://profitrussia.ru/archives/2384>

6. Монетизация, или как зарабатывают на социальных сетях. – Социальные сети от А до Я. Путеводитель по социальным сетям Интернета [Электронный ресурс] <https://www.social-networking.ru/article/social-network-monetizing>

7. Перспективы социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте». – Memoid. Смотрим глубже. [Электронный ресурс] <https://www.memoid.ru/node/Perspektivy_social'nyh_setej_%C2%ABOdnoklassniki.ru%C2%BB_i_%C2%ABV_Kontakte%C2%BB>

8. Развитие социальных сетей в России. – Universe of web [Электронный ресурс] < https://uniofweb.ru/analytics/487/>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: