2.1 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ
Динамический фактор вычисляется для каждой передачи в коробке и его график строится в зависимости от скорости движения автомобиля:
где G – вес автомобиля, G = m∙g;
m – полная масса грузового автомобиля, кг;
– тяговая сила ведущих колес, Н;
– сила сопротивления воздуха, Н;
– свободная сила тяги, Н.
Тяговая сила на i-й передаче в коробке вычисляется по формуле:
где – динамический радиус колеса, м;
Силу сопротивления воздуха определяем по формуле 1.7.
По формуле (2.1) вычисляют значения 8…10 ординат, а абсциссы подсчитываются по формуле:
Расчет по формулам 2.3;1.7;2.2;2.1 производим для каждого значения и каждой передачи, полученные значения заносим в таблицы 2.1 и соответственно для каждой передачи.
Например: для первого значения рад/с и первой передачи получим:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
, рад/с | 73,27 | 92,89 | 112,52 | 132,14 | 151,77 | 171,39 | 191,02 | 210,64 | 230,27 |
, Н ∙ м | 655,2 | 678,0 | 693,4 | 701,5 | 702,2 | 695,6 | 681,7 | 660,4 | 631,7 |
, м/с | 0,66 | 0,84 | 1,02 | 1,20 | 1,37 | 1,55 | 1,73 | 1,91 | 2,08 |
,Н | 54196,678 | 56079,257 | 57354,552 | 58022,564 | 58083,292 | 57536,737 | 56382,898 | 54621,776 | 52253,3707 |
,Н | 1,3289163 | 2,1361821 | 3,1341423 | 4,3227938 | 5,7021379 | 7,2721748 | 9,0329044 | 10,984327 | 13,1264416 |
, Н | 54195,349 | 56077,121 | 57351,418 | 58018,241 | 58077,59 | 57529,465 | 56373,866 | 54610,792 | 52240,2443 |
0,21397 | 0,22140 | 0,22643 | 0,22906 | 0,22930 | 0,22713 | 0,22257 | 0,21561 | 0,20625 |
I передача |
II передача |
, рад/с | 73,27 | 92,89 | 112,52 | 132,14 | 151,77 | 171,39 | 191,02 | 210,64 | 230,27 |
, Н ∙ м | 655,2 | 678,0 | 693,4 | 701,5 | 702,2 | 695,6 | 681,7 | 660,4 | 631,7 |
, м/с | 1,17 | 1,48 | 1,79 | 2,10 | 2,41 | 2,73 | 3,04 | 3,35 | 3,66 |
, Н | 30824,361 | 31895,077 | 32620,401 | 33000,333 | 33034,872 | 32724,019 | 32067,774 | 31066,135 | 29719,1046 |
, Н | 4,1082307 | 6,6038235 | 9,6889316 | 13,363546 | 17,62767 | 22,481304 | 27,924448 | 33,957102 | 40,5792665 |
,Н | 30820,252 | 31888,473 | 32610,713 | 32986,97 | 33017,245 | 32701,538 | 32039,849 | 31032,178 | 29678,5253 |
0,12168 | 0,12590 | 0,12875 | 0,13024 | 0,13036 | 0,12911 | 0,12650 | 0,12252 | 0,11717 |
|
, рад/с | 73,27 | 92,89 | 112,52 | 132,14 | 151,77 | 171,39 | 191,02 | 210,64 | 230,27 |
, Н ∙ м | 655,2 | 678,0 | 693,4 | 701,5 | 702,2 | 695,6 | 681,7 | 660,4 | 631,7 |
, м/с | 2,05 | 2,60 | 3,15 | 3,70 | 4,25 | 4,80 | 5,35 | 5,90 | 6,45 |
, Н | 17501,011 | 18108,927 | 18520,741 | 18736,453 | 18756,063 | 18579,571 | 18206,978 | 17638,282 | 16873,4843 |
, Н | 12,744322 | 20,486009 | 30,056457 | 41,455637 | 54,683562 | 69,740232 | 86,625647 | 105,33981 | 125,882712 |
,Н | 17488,266 | 18088,441 | 18490,684 | 18694,997 | 18701,38 | 18509,831 | 18120,352 | 17532,942 | 16747,6016 |
0,06905 | 0,07142 | 0,07300 | 0,07381 | 0,07384 | 0,07308 | 0,07154 | 0,06922 | 0,06612 |
III передача |
IVпередача |
, рад/с | 73,27 | 92,89 | 112,52 | 132,14 | 151,77 | 171,39 | 191,02 | 210,64 | 230,27 |
, Н ∙ м | 655,2 | 678,0 | 693,4 | 701,5 | 702,2 | 695,6 | 681,7 | 660,4 | 631,7 |
, м/с | 3,61 | 4,58 | 5,55 | 6,52 | 7,49 | 8,46 | 9,42 | 10,39 | 11,36 |
, Н | 9936,0576 | 10281,197 | 10515,001 | 10637,47 | 10648,604 | 10548,402 | 10336,865 | 10013,992 | 9579,78463 |
, Н | 39,538007 | 63,555832 | 93,247209 | 128,61205 | 169,65039 | 216,36223 | 268,74757 | 326,80641 | 390,538759 |
,Н | 9896,5196 | 10217,641 | 10421,754 | 10508,858 | 10478,953 | 10332,04 | 10068,117 | 9687,1859 | 9189,24587 |
0,03907 | 0,04034 | 0,04115 | 0,04149 | 0,04137 | 0,04079 | 0,03975 | 0,03825 | 0,03628 |
Таблица 2.1 (продолжение) – Расчетные данные для построения динамической характеристики
Vпередача |
, рад/c | 73,27 | 92,89 | 112,52 | 132,14 | 151,77 | 171,39 | 191,02 | 210,64 | 230,27 |
, Н ∙ м | 655,2 | 678,0 | 693,4 | 701,5 | 702,2 | 695,6 | 681,7 | 660,4 | 631,7 |
, м/c | 6,36 | 8,07 | 9,77 | 11,47 | 13,18 | 14,88 | 16,59 | 18,29 | 20,00 |
, Н | 5645,4873 | 5841,5892 | 5974,4325 | 6044,0171 | 6050,3429 | 5993,4101 | 5873,2186 | 5689,7684 | 5443,05945 |
, Н | 122,47293 | 196,87055 | 288,84255 | 398,38867 | 525,50903 | 670,20363 | 832,47247 | 1012,3155 | 1209,73286 |
,Н | 5523,0143 | 5644,7187 | 5685,59 | 5645,6284 | 5524,8339 | 5323,2065 | 5040,7461 | 4677,4528 | 4233,32659 |
0,02181 | 0,02229 | 0,02245 | 0,02229 | 0,02181 | 0,02102 | 0,01990 | 0,01847 | 0,01671 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
Ускорения автомобиля рассчитываются для каждой передачи по известным значениям динамического фактора по формуле:
где - коэффициент вращающихся масс на i-ой передачи;
где - коэффициент, учитывающий инерционный момент колес, 𝛿1=0,04;
- коэффициент, учитывающий инерционный момент маховика, ,
- передаточное число трансмиссии при включенной i-й передачи в коробке.
Подставим имеющиеся значения, получим:
Расчеты сводятся в таблицу 2.2 и по данным расчетов строится график ускорения автомобиля (см. рисунок 2).
Таблица 2.2 – Расчеты ускорения автомобиля
1 передача | |||||||||
0,66 | 0,84 | 1,02 | 1,20 | 1,37 | 1,55 | 1,73 | 1,91 | 2,08 | |
0,2134 | 0,2214 | 0,2264 | 0,2291 | 0,2293 | 0,2271 | 0,22257 | 0,21561 | 0,20625 | |
0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | |
1,7849 | 1,8509 | 1,8956 | 1,9189 | 1,921 | 1,9017 | 1,8612 | 1,7993 | 1,7161 | |
2 передача | |||||||||
1,17 | 1,48 | 1,79 | 2,10 | 2,41 | 2,73 | 3,04 | 3,35 | 3,66 | |
0,1217 | 0,1259 | 0,12875 | 0,1302 | 0,13036 | 0,1291 | 0,1265 | 0,1225 | 0,11717 | |
0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | |
1,0049 | 1,0438 | 1,0701 | 1,0838 | 1,0848 | 1,0732 | 1,0489 | 1,0119 | 0,9624 | |
3 передача | |||||||||
2,05 | 2,60 | 3,15 | 3,70 | 4,25 | 4,80 | 5,35 | 5,90 | 6,45 | |
0,069 | 0,074 | 0,073 | 0,078 | 0,0738 | 0,0738 | 0,0715 | 0,0692 | 0,0661 | |
0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,014 | 0,014 | |
0,525 | 0,547 | 0,5616 | 0,5689 | 0,5688 | 0,5614 | 0,5466 | 0,5244 | 0,4948 | |
4 передача | |||||||||
3,61 | 4,58 | 5,55 | 6,52 | 7,49 | 8,46 | 9,42 | 10,39 | 11,36 | |
0,0391 | 0,0403 | 0,0412 | 0,0415 | 0,0414 | 0,0408 | 0,03975 | 0,03825 | 0,03628 | |
0,013 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | |
0,2445 | 0,2558 | 0,2627 | 0,2651 | 0,263 | 0,2564 | 0,2453 | 0,2297 | 0,2097 | |
5 передача | |||||||||
6,36 | 8,07 | 9,77 | 11,47 | 13,18 | 14,88 | 16,59 | 18,29 | 20,00 | |
0,028 | 0,023 | 0,0225 | 0,023 | 0,0218 | 0,0210 | 0,0199 | 0,01847 | 0,0167 | |
0,013 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,015 | 0,015 | 0,016 | 0,016 | |
0,0801 | 0,0828 | 0,0821 | 0,0779 | 0,0703 | 0,0593 | 0,0448 | 0,027 | 0,0056 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
2.2. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ И ПУТИ РАЗГОНА АВТОМОБИЛЯ
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Из курса механики известно, что:
где j – ускорение,
Переходя к конечно-разностной форме записи, имеем:
В интервале скоростей 𝑖 считается, что автомобиль движется равноускорено, с ускорением поэтому:
Интервалы скоростей для расчета рекомендуется брать равными 0,5…1 м/с на первой передаче, 1..3 м/с на промежуточных передачах и 3…4 м/с на высшей.
Время разгона можно определить, просуммировав ∆𝑡 с нарастающим итогом:
где i = 1, 2, 3, …
Потеря скорости при переключении передач зависит от дорожных условий и определяется по формуле:
Время переключения определяется по формуле:
где с = 0,7.
Подставив свои значения, получим:
Так как потеря скорости при переключении известна (вычисляется по формуле 2.10), то путь, пройденный за время , находится из выражения:
где – скорость автомобиля в начале переключения передачи, м/с;
– скорость автомобиля в конце переключения передачи, м/с.
Полученные значения сводят в таблицу 2.3 и по ним строят графики (рис. 4).
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Таблица 2.3 - Время и путь разгона автомобиля
№ передач | I передача |
| II передача |
|
| IV передача |
| V передача | ||||||||||||||||
1,04 | 2,08 | 1,87 | 2,77 | 3,66 | 3,45 | 4,95 | 6,45 | 6,24 | 8,8 | 11,4 | 6,24 | 13,12 | ||||||||||||
1,0415 | 1,0415 | -0,21 | 0,8941 | 0,8941 | -0,21 | 1,4995 | 1,4995 | -0,22 | 2,5628 | 2,5628 | -0,23 | 6,88 | 6,88 | |||||||||||
0,5207 | 1,5622 | 2,3212 | 3,2152 | 4,201 | 5,7005 | 7,517 | 10,0799 | 9,68 | 16,56 | |||||||||||||||
1,9 | 1,72 | 1,08 | 1,07 | 0,96 | 0,57 | 0,56 | 0,5 | 0,26 | 0,25 | 0,21 | 0,08 | 0,07 | 0,01 | |||||||||||
0,9498 | 1,8079 | 1,0728 | 1,0164 | 0,562 | 0,5263 | 0,2581 | 0,2308 | 0,0737 | 0,0369 | |||||||||||||||
1,0965 | 0,5761 | 1,73 | 0,8334 | 0,8796 | 1,73 | 2,668 | 2,8493 | 1,73 | 9,9304 | 11,1056 | 1,73 | 93,374 | 186,4869 | |||||||||||
1,0965 | 1,6725 | 3,4 | 4,2327 | 5,1123 | 6,84 | 9,5118 | 12,361 | 14,09 | 24,0231 | 35,1287 | 36,86 | 130,232 | 316,7188 | |||||||||||
0,571 | 0,8999 | 3,42 | 1,9345 | 2,8281 | 6,16 | 11,2082 | 16,242 | 10,98 | 74,6474 | 111,943 | 15,22 | 903,459 | 3087,436 | |||||||||||
0,571 | 1,4709 | 4,89 | 6,8217 | 9,6498 | 15,81 | 27,0166 | 43,2589 | 54,24 | 128,89 | 240,833 | 256,1 | 1159,51 | 4246,944 | |||||||||||
3. РАСЧЕТ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Топливная экономичность является одной из наиболее важных характеристик транспортных средств. Проблему уменьшения расхода топлива решают как созданием экономичных конструкций транспортных средств, так и совершенствованием методов эксплуатации автомобилей.
Расход топлива при движении автомобиля складывается из двух составляющих: расход, связанный с преодолением сил сопротивления движению автомобиля, и расход топлива, затрачиваемый на преодоление тепловых, механических и насосных потерь в двигателе, а также на привод вспомогательных агрегатов. Профессор И.М. Ленин установил, что массовый расход топлива на один оборот и на единицу рабочего объема двигателя линейно зависит от среднего эффективного давления двигателя:
где – расход топлива, г/оборот;
– рабочий объем двигателя, л;
– эмпирические коэффициенты;
– среднее эффективное давление, МПа.
В действительности коэффициент , характеризующий внутренние потери тепловой энергии сгорания топлива в двигателе, а также потери на привод вспомогательных агрегатов, является величиной переменной. Расход топлива при определении топливной экономичности измеряется в литрах на 100 км пробега. Если умножить обе части выражения (3.1) на и на число оборотов, которое сделает двигатель на пути 100 км, равное:
где – кинематический радиус колеса, м, и разделить на плотность топлива, то в левой части (3.1) получим расход топлива в литрах на 100 км. Кроме того, если учтем, что:
а для установившегося движения:
то выражение (3.1) примет вид:
где – плотность топлива, км/м3;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
– путевой расход топлива, л/100 км.
Рабочий объем четырехтактного двигателя можно определить по формуле:
где – среднее эффективное давление, Мпа,
Коэффициент зависит от скоростного режима и загрузки двигателя, поэтому первый член (3.5) можно представить эмпирической формулой следующего вида:
где – скорость при ,
где – эмпирические коэффициенты, а , определяем по формулам (1.5) и (1.7).
С учетом вышеизложенного, расчет топливно-экономической характеристики можно вести по формуле:
где
Произведём расчет первой передачи:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Результаты расчета сводят в таблицу 3.1 и по ним строят характеристику топливной экономичности (лист 1).
Таблица 3.1 – Топливная экономичность автомобиля
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
V, м/с | 0,663 | 2,811 | 4,959 | 7,107 | 9,255 | 11,403 | 13,552 | 15,7 | 17,848 | |
q п л/100км | 94,848 | 42,0068 | 30,9589 | 27,2894 | 28,018 | 27,797 | 29,5215 | 31,601 | 34,026 | 36,7907 |