Знаки препинания в сложном предложении




Знаки препинания при однородных членах предложения

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

· [о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

· Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания):

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о О] Дети, старики, женщины все смешалось в живом потоке.

[о, о, о вв. сл., О] Дети, старики, женщины словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о ...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.

!!! Если в предложении нет обобщающего слова, двоеточие в научном тексте не ставится.

Знаки препинания при использовании союза КАК

Запятая ставится, если есть

· сравнительный оборот: Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник.

· вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

· приложение с причин. значением: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!

· соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

· после как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

Запятая не ставится, если

· перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти: Газета вышла не как всегда.

· оборот в составе сказуемого: Был лес как сон и снег как сон.

· оборот имеет значение "в качестве": Ленский везде был принят как жених.

· при двойном союзе как..., так и...: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.

· оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом?: Он полетел как птица.

 

Знаки препинания при обособленных членах предложения и вводных конструкциях

Причастный оборот обособляется:

● ес­ли стоит после определяемого слова, например: Подбор материала для речи оратора – это базис, позволяющий подготовиться к выс­туп­ле­нию;

● ес­ли стоит перед определяемым словом, но имеет дополнительное обстоятельственное значение, относится к лич­но­му местоимению или собственному имени, например: Принадлежащие к раз­лич­ным расовым и эт­ни­чес­ким группам, люди могут выносить полярно разные суждение о внеш­ней привлекательности людей.

Причастный оборот не обособляется:

● ес­ли относится к под­ле­жа­ще­му и ска­зу­емо­му, например: До места испытуемые добрались объединенные общим чувством победы.

● ес­ли стоит перед определяемым словом, например: Господствовавший в это время рационализм и ес­те­ствен­но-на­уч­ный анализ действительности способствовали формированию отношения к эти­ке­ту как к своеоб­раз­но­му инструментарию.

Деепричастный оборот и оди­ноч­ное деепричастие обособляются:

● не­за­ви­си­мо от места по отношению к гла­го­лу-ска­зу­емо­му, например: Петр I сам составил правила организации ансамблей и пра­ви­ла поведения на них гостей, руководствуясь впечатлениями от французских гостиных. Добавляя собственные правила, он же составил и стро­гую очередность их созыва.

Деепричастный оборот и оди­ноч­ное деепричастие не обособляются:

● ес­ли входят в фра­зе­оло­ги­чес­кий оборот, например: Скрепя сердце оппонентам пришлось согласиться с выд­ви­ну­той гипотезой.

● ес­ли одиночное деепричастие близко по значению к на­ре­чию, например: Аудитория слушала молча.

● ес­ли при одиночном деепричастии имеется зависимое слово который, например: Эта теория, рассматривая которую он вспомнил о Фрейде, показалась ему недостаточно разработанной.

Дополнение обособляется:

● ес­ли вводится словами кроме, вместо, сверх, помимо, включая, за исключением, наряду с, например: Все испытуемые, кроме одного, пили воду.

Дополнение не обособляется:

● ес­ли оборот вводится предлогом вместо, имеющем значение за или взамен, например: Вместо текста может быть представлена таблица.

Вводные слова и сло­во­со­че­та­ния обособляются, например: Во-пер­вых, не стоит торопиться с от­ве­том, во-вто­рых, следует подготовить запасной вариант ответа.

Знаки препинания в сложном предложении

В на­уч­ном тексте могут использоваться все виды сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения и слож­ные синтаксические конструкции.

● В слож­но­со­чи­нен­ном предложении, соединенном сочинительными союзами, например: Прямая аналогия может быть прямолинейной, на раскрытие сравнения его концептуальных ответвлений требует много времени.

● В слож­но­под­чи­нен­ном предложении придаточное отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обе­их сторон, если находится внутри главного, например: Культурное расслоение искусства и на­уки в на­шем обществе и пре­ва­ли­ро­ва­ние ремесленных школ, где ограниченные эксперты выходят из расписания, создают такие условия, что выпускникам сложно понять эстетические качественные механизмы и вос­поль­зо­вать­ся ими.

В слож­но­под­чи­нен­ном предложении придаточное не отделяется от главного запятой, если перед подчинительным союзом стоит отрицание не или повторяющийся дальше сочинительный союз, например: Важно не сколько времени займет работа, а ка­кой результат мы получим.

● В бес­со­юз­ном сложном предложении ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину, разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в пер­вой части, например: Здоровые люди могут действительно почувствовать вину (или стыд, сожаление, тревогу) за некоторые проступки: 1) боль, которую они могут причинить другим; 2) не­дос­тат­ки группы, с ко­то­ры­ми они себя идентифицируют.

● В слож­ной синтаксической конструкции реализуются все правила постановки знаков препинания при сочинительной, подчинительной и бес­со­юз­ной связи между простыми предложениями, например: Нужно было прежде всего произвести расчистку этого пути, отсеять многие неверные решения, которые предлагались в на­ибо­лее распространенной литературе того времени, поэтому в кни­ге Выготского немалое место занимает критика односторонних взглядов на специфику искусства, специфику его человеческой и вмес­те с тем социальной функции.

Задания

Задание 1. Пре­об­ра­зуйте пары предложений в прос­тое, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, или сложноподчиненное с при­да­точ­ным определительным. Объясните расстановку знаков препинания.

Образец: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обу­че­нии как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний. Последние сочетают в се­бе как минимум три проекции с цен­тро­нап­рав­лен­ны­ми векторами.

Простое предложение: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обу­че­нии как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в се­бе как минимум три проекции с цен­тро­нап­рав­лен­ны­ми векторами.

Сложное предложение: Мы рассматриваем голографический метод проекции в обу­че­нии как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, которые сочетают в се­бе как минимум три проекции с цен­тро­нап­рав­лен­ны­ми векторами.

1. Ак­тив­ные методы и фор­мы позволяют студенту выполнять квазипрофессиональную деятельность. Она несет черты как учебной, так и бу­ду­щей профессиональной деятельности. 2. Сис­те­ма­ти­за­ция профессионально-ре­че­вой образованности предполагает выявление учебных предметов. Эти предметы в на­иболь­шей степени способствуют формированию у сту­ден­тов профессионально-ре­че­вой образованности. 3. На уровне организации учебного материала связи осуществляются путем обеспечения учащихся заданиями учебного и ис­сле­до­ва­тельско­го характера. При выполнении этих заданий от учащихся требуется применение знаний и уме­ний в про­фес­си­ональ­но-ре­че­вой деятельности. 4. Мо­ти­ва­ци­он­но-це­ле­вой этап знакомит учащихся с осо­бен­нос­тя­ми педагогической деятельности. Педагогическая деятельность связана с ор­га­ни­за­цией речевого взаимодействия, педагогического общения, информационного обмена. 5. Уча­щим­ся предлагаются задания. В за­да­ни­ях предоставляется возможность описывать свои концепции, идеи, цели, объекты, предметы исследований, формулировать задачи и ана­ли­зи­ро­вать полученные результаты.

Задание 2. Пре­об­ра­зуйте пары простых предложений в прос­тое, осложненное деепричастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Сту­дент приобретает опыт познавательной и про­фес­си­ональ­ной деятельности, а так­же социальных отношений. Выполняет игровую роль, вступает в ус­лов­но реальные отношения с дру­ги­ми играющими. 2. Япон­ский ученый Т. Са­ка­мо­то раскрывает сущность педагогической технологии. Он определяет педагогическую технологию как внедрение в пе­да­го­ги­ку системного способа мышления. 3. В сот­руд­ни­че­стве с пре­по­да­ва­те­лем студенты и уча­щи­еся «открывают» для себя новые знания. Они постигают теоретические особенности своей профессии или отдельной науки. 4. Ме­тод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин. Он делает изучение более результативным вследствие развития навыков проектно-конструк­тор­ской деятельности обучающихся. 5. По существу это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению подлинные народные ценности жизни предков.

Задание 3. Перепишите предложения и расставьте знаки препинания.

1. Так опыт латиноамериканских стран таких как например Чили показывает что гиперинфляция сама по себе не подрывает текущего производства. 2. Прав­да «именительный темы» употребляется и в дру­гих функциональных стилях как в пись­мен­ной так и в ус­тной форме представляя собой стилистический прием цель которого – привлечь внимание читателя или слушателя к на­ибо­лее важной с точ­ки зрения говорящего, части высказывания. 3. Пред­ло­жен­ный подход в оп­ре­де­лен­ной степени снимает эту проблему, так как педагогическая технология во-пер­вых рассматривается как средство развития личности а во-вто­рых структура технологии такова что предусматривает педагогическое самоопределение субъекта педагогической деятельности относительно своих идей взглядов позиций используемых парадигм. 4. Пси­хо­ло­ги объясняют это действием следующего закона для любого человеческого ума даже самого гениального невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему. 5. Этот метод как и дру­гие предполагает соблюдение ряда требований четкое представление об избранном предмете изучения (о сис­те­ме антропонимов топонимов и т. д.) последовательность описания систематизации группировки или классификации характеристики материала (качественной количественной) в со­от­вет­ствии с пос­тав­лен­ной исследовательской задачей. 6. Мен­та­ли­тет это записанный в ма­те­ри­аль­ных основах психики определенный поведенческий код детерминирующий устойчивое социально-пси­хо­ло­ги­чес­кое состояние субъекта (человека нации народа) это если можно так выразиться та органическая целостность социально-пси­хи­чес­ких качеств и черт присущих именно этому народу этой общности и сос­тав­ля­ющим ее гражданам которая обуславливает именно такую а не иную реакцию субъекта социального действия на изменение окружающих условий. 7. Глав­ный интерес агента пользующегося правами хозяйствования на определенный объект но не являющегося его собственником обычно состоит в том что заплатив за право пользования объектом он получает право присвоения результатов такого пользования (остаточный доход) при этом собственник объекта никаких прав на результат такого пользования не имеет. 8. В до­ку­мен­те отражается необходимость обеспечения социального и на­ци­ональ­но­го мира в об­лас­ти на основе согласования и уче­та государственных интересов народов проживающих в об­лас­ти налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и куль­тур. 9. Иные основатели таких пустынных монастырей становились отшельниками прямо из мира еще до пострижения но большинство проходило иноческий искус в ка­ком-ли­бо монастыре обыкновенно также пустынном и от­ту­да потом уходили для лесного уединения и соз­да­ва­ли новые пустынные обители являющиеся как бы колониями старых. 10. Мы рассматриваем голографический метод проекции в обу­че­нии как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания состояний сочетающих в се­бе как минимум три проекции с цен­тро­нап­рав­лен­ны­ми векторами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: