Анкетирование – метод, с помощью которого исследователь получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследований. Анкетирование – один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Это опрос с помощью специального бланка с вопросами (анкеты). Анкетирование по сравнению с беседой и интервьюированием представляет собой как бы следующую ступень еще более жестко запрограммированного опроса. Цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении сотрудников по той или иной проблеме.
Анкета – метод опроса, предполагает получение и анализ информации на предварительно сформулированные вопросы, соответствующие цели исследования, т.е. анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов.
Анкета преследует три конкретные цели:
Во-первых, первостепенная цель анкеты - перевести информационные нужды исследователя в набор конкретных вопросов, на которые респонденты хотят и могут ответить. Хотя это и может показаться простой задачей, на вопросы могут быть получены самые разные и неожиданные ответы.
Во-вторых, анкета должна быть изложена таким образом, чтобы свести к минимуму объем требований, предъявляемым к респондентам. Она должна содействовать тому, чтобы респонденты участвовали в интервью до конца и не искажали ответы.
|
В-третьих, анкета должна свести к минимуму ошибку ответа. Эти ошибки могут возникать из-за того, что некоторые респонденты дают неточные ответы, или из-за ошибок при записи или анализе их ответов.
Наиболее эффективный объем анкеты
- 5-12 вопросов. Если вопросов будет меньше, сложно будет получить объективную картину по изучаемому вопросу, если больше, отвечающие не смогут уделить достаточно внимания заполнению анкеты.
Результаты анкетирования представляют собой отчет, в котором содержатся процентные соотношения ответов по заданным вопросам. Очень важное значение имеет длительность анкетирования. Чтобы получить от анкетирования максимальный эффект (то есть, чтобы как можно больше отвечающих заполнили и сдали анкеты), необходимо попросить ответить на вопросы сразу и собрать анкеты через 15-30 минут.
Структура анкеты:
Анкета включает 3 части:
1. Инструкция к анкете и ее основные компоненты:
а) обращение;
б) доступное сообщение о цели;
в) мотивирование;
г) указания на способ заполнения;
д) как будут использоваться результаты;
е) гарантия конфиденциальности.
2. Основная часть анкеты. Вопросник.
3. Демографическая «просим указать о себе» (пол, возраст, место жительства, состав семьи и т.д.).
Центральная часть анкеты - вопросник:
Выделяют несколько типов вопросов:
1-ый тип – по критерию содержания, где выделяют 2-е подгруппы:
а) вопросы на мнения, знания, факты;
б) вопросы на мотивацию о ценах отношений, эта группа чаще всего сопровождается искажениями.
|
2-ой тип – вопросы по форме, где выделяют несколько подгрупп:
1-й критерий – степень свободы ответов на вопросы:
а) открытые, ответ на который, не регламентируется (т.е. свободно).
Пример: Что повлияло на выбор профессии?
Трудности:
- трудно, сложно количественно обработать.
Достоинства:
- такие вопросы хорошо подходят, на стадии пробных исследований.
б) закрытые, на них ответы регламентируются, предлагают варианты для выбора.
Пример: Нравится профессия? Да, нет.
В) полузакрытые вопросы.
Пример: Выберите ответ, с которым согласны, или впишите свой.
2-ой критерий – по соотношению содержания вопроса и цели исследования:
а) прямой – содержание и цель вопроса совпадают.
Пример: Нравится профессия техник (электрик)?
Б) косвенный – цель вопроса и цель исследования, не совпадают.
Пример: Согласны ли Вы, с утверждением, сто профессия техника (электрика) самая лучшая?
Разновидность косвенного вопроса – вопросы проективного типа.
3-й тип вопросов – это вопросы контрольного типа, их цель проверить искренность ответов:
1) вопросы, содержащие заведомо ложный факт;
2) вопрос с одной целью, но по разному сформулированный и стоящий в разных местах анкеты;
3) вопросы по типу шкалы лжи.
Структура 2-ой части анкеты:
Она включает 3 блока вопросов:
1-ая часть – вопросы на факты, события. В этой части отсутствуют эмоционально-личностные вопросы.
Пример: Как ты учишься в колледже?
2-ая часть – вопросы более сложные, на выявление мотивов, оценок, отношений.
3-я часть – вопросы контрольного типа, закрытые и минимум открытых вопросов.
Организация анкетного исследования:
1. Определение темы, проблемы, формулировка гипотезы.
2. Составление вопросника.
3. Апробация анкеты.
4. Проведение анкетного вопроса.
5. Обработка результатов.
6. Анализ и истолкование полученных результатов.