Экранизации произведений Н. В. Гоголя




«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(по мотивам «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя [1834])

(1959, реж. В. Е. Карасёв)

1. Добрые ли люди, по-Вашему, населяют Миргород?

2. Порядок ли у городничего в городе? Да? Нет? Почему?

3. В чём, как Вы думаете, заключается смысл того, что Иван Иванович и Иван Никифорович ссорятся именно из-за ружья?

4. В чём настоящая причина ссоры между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем?

5. Кто, по-Вашему, победит в тяжбе – Иван Иванович или Иван Никифорович? Почему?

6. Какой в повести Н. В. Гоголя и в этой экранизации предстаёт Полтавская губерния, город Миргород? Какой образ своей малой Родины создаёт писатель?

«Шинель»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1841])

(1959, реж. А. В. Баталов)

1. Акакия Акакиевича собирались назвать странными и смешными именами и в конечном итоге назвали не лучше. Как это отразилось в его характере и судьбе?

2. Акакий Акакиевич спешит на службу, его сбивает с ног метель. Почему в этой сцене он показан таким маленьким на фоне Петербурга?

3. Почему Акакий Акакиевич оказывается не в состоянии подготовить бумагу, переделку которой поручает ему начальник? Он хороший переписчик? Нет? Да? Почему?

4. Как в речи Акакия Акакиевича проявляется его неуверенность и приниженность? Как он говорит?

5. Почему Акакий Акакиевич улыбается шинели, обнимает её и даже обманывается, когда ему вдруг кажется, что она храпит?

6. Почему Акакий Акакиевич убегает с праздника, данного в честь справленной им шинели, хотя к нему отнеслись там со вниманием?

7. Почему важному чиновнику привиделся именно Акакий Акакиевич Башмачкин, будто бы срывающий с него шинель?

8. Зачем Н. В. Гоголь написал повесть о таком малозначительном человеке, а А. Баталов снял о нём фильм?

«Вий»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1833])

(1967, реж. Г. Кропачёв, К. Ершов)

1. Зачем умирающая панночка высказывает желание, чтобы по ней читал молитвы именно Хома Брут, который ранее её избил?

2. Почему церковь в имении отца панночки изнутри покрыта пылью и опутана паутиной?

3. Почему Хома Брут весь фильм ходит или бегает кругами ― по уезду, по селу, по церкви?

4. Почему пан не отпускает Хому, несмотря на то, что тот рассказывает ему о происходящем с его умершей дочерью?

5. Почему жители села, понимая, как трудно и страшно приходится Хоме Бруту, никак не помогают ему?

6. Петух прокричал, но Хома Брут оказался растерзан нечистью. Как вы думаете, были бы у вас шансы на спасение в такой ситуации?

«Записки сумасшедшего»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1834])

(1968, реж. А. А. Белинский)

 

1. Предположите, в чём может быть причина сумасшествия Поприщина?

2. Поприщин сошёл с ума. Но ряд его высказываний, которые касаются конкретных людей, очень верны. Какие, например?

3. Почему, по-Вашему, Испания становится центром внимания для Поприщина?

4. Поприщина можно сравнить с главным героем гоголевской повести «Шинель». Чем они похожи? Чем отличны друг от друга?

5. В последнем монологе Поприщина слышатся мотивы из «Мёртвых душ». О чём говорит эта параллель?

6. О чём, как Вы думаете, эта повесть Н. В. Гоголя и экранизация по её мотивам?

 

«Нос»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1833])

(1977, реж. Р. А. Быков)

1. Почему Прасковья Осиповна гневается на Ивана Яковлевича ― только ли из-за обнаруженного отрезанного носа?

2. Почему Ивану Яковлевичу не удаётся незаметно избавиться от носа, хотя, кажется, для этого есть столько возможностей?

3. Платон Кузьмич Ковалёв состоит в чине коллежского асессора. Согласно «Табели о рангах» этот гражданский чин соответствует военному чину майора. Почему же Ковалёв так настойчиво называет себя именно майором, хотя служит по гражданскому ведомству?

4. Почему на нос, который вначале зашёл на службу в Казанский собор, а затем пытался уехать в Ригу, никто сперва не обращает никакого внимания? Что спасает его от разоблачения?

5. Зачем писатель водит майора Ковалёва по разным инстанциям, хотя ни одна из них оказывается не в состоянии ему помочь?

6. С какой целью Н. В. Гоголь в конце говорит о том, что от таких сюжетов «пользы отечеству решительно никакой»?

 

«Женитьба»

(1977, реж. В. Мельников)

 

1. Почему Илья Фомич Кочкарёв так хочет женить своего друга Ивана Кузьмича, хотя сам, будучи женатым, в начале фильма преследует молодую девушку?

2. Какова главная черта характера Ивана Павловича Яичницы? Почему он так настойчиво проверяет чужое хозяйство?

3. Какова главная черта характера Балтазара Балтазаровича Жевакина? Почему все его рассказы вращаются вокруг его путешествия?

4. Какова главная черта характера Никанора Ивановича Анучкина? Почему его жена должна говорить на иностранном языке?

5. Насколько осмыслен Агафьей Тихоновной выбор в качестве жениха Ивана Кузьмича?

6. В чём причина нерешительности Ивана Кузьмича Подколёсина в истории с его несостоявшейся женитьбой и вообще отказа от неё?

7. Справедливо ли, что так старавшегося Илью Фомича обвинили во всём, что произошло, и даже плюнули ему в лицо?

 

«Русская игра»

(по мотивам пьесы Н. В. Гоголя «Игроки» [1842])

(2007, реж. П. Г. Чухрай)

 

1. Зачем вместо русского Ихарева у Н. В. Гоголя у создателей фильма героем оказывается итальянец Лукино Форца?

2. Швохнев, Кругель и Утешительный притворяются или в действительности придурковаты?

3. По какой причине в фильме Форца играет в карты ― понятно, а почему играют Швохнев, Кругель и Утешительный?

4. Есть ли принципы у картёжников Швохнева, Кругеля и Утешительного?

5. В чём причина того, что Форца (Ихарев у Н. В. Гоголя) оказался обманут Швохневым, Кругелем и Утешительным?

6. Как вы думаете, можно ли назвать счастливой жизнь игроков, обманувших Форца?

 

«Тарас Бульба»

(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя [1835])

(2009, реж. В. В. Бортко)

 

1. Зачем Тарас Бульба в начале фильма задирает своих сыновей, провоцируя их на драку с собой? Ведь Остап из-за этого проявляет непочтение к отцу, хорошо ли это? Почему внимание Андрия прежде всего к матери не по душе Бульбе?

2. Почему Андрий жалеет казака, которого засыпают вместе с убитым им по пьяному делу товарищем, а позже безжалостно сам убивает многих казаков?

3. Покажите на примере их жизни и их смерти чего больше в сечевиках ― патриотизма и православной веры или низких страстей и жажды воли? Сколько правоты в их письме турецкому султану и в походе на Польшу?

4. Почему Андрий, который и умён, и смел, поставил любовь к польке превыше Родины, отца с братом и товарищей? Только ли в любви дело? Каковы причины его предательства?

5. Почему отец панночки в фильме замахивается мечом на родившегося внука? Предположите, какова будет судьба этого мальчика, родившегося от русского и польки?

6. Почему Тарас Бульба, уходя от преследователей, вернулся за люлькой? Неужели лишь потому, что она была ему дорога и он не хотел, чтобы она досталась врагам?

7. Как в фильме опровергается утверждение Андрия, что «отчизна есть то, что ищет душа наша»? О душе ли он говорит на самом деле? Может ли человек менять свою Родину без тяжёлых последствий для себя и других?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: