Формирование разноуровневых групп по математике в параллелях 8-9 классов




Иванова Лариса Анатольевна, учитель математики лицея № 329.

«Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем метод их преподнесения в возможно более разнообразных формах.»

Д.Максвелл

Сегодня одним из критериев успешности школы является степень внедрения эффективных педагогических инноваций. В рамках работы над общешкольной методической темой «Инновационные технологии формирования социально-адаптивной личности» методический совет лицея №329 начал реализацию организационной инновации «Формирование разноуровневых групп по математике в параллелях 8-9 классов». К необходимости реализации инновации мы пришли по целому ряду причин:

1. Государственное общеобразовательное учреждение лицей №329 получил свой статус в 1998 году. В соответствии с положением о гимназиях и лицеях, а также в соответствии с положением о приеме в общеобразовательные учреждения перед нами встал выбор: отказаться от начальной школы или от конкурсного приема. Мы выбрали сохранение начальной школы и с тех пор учим всех. Очевидно, что в этих условиях в классах обучаются учащиеся разных способностей.

2. В последние годы произошли изменения в образовании, которые обострили борьбу за ученика, и наш лицей столкнулся с проблемой сохранения контингента сильных учащихся. Это и появление платных физико-математических классов, анонсирующих высокий уровень образования, и активная позиция государственных физико-математических школ Санкт-Петербурга, выявляющих одаренных детей по результатам олимпиад и присылающих им именные приглашения. Все это привело к тому, что сильные учащиеся стали уходить из лицея. Были сделаны попытки заинтересовать таких детей кружком «Занимательная математика», но ситуацию это не спасло. Способные дети и их родители хотели получать на уроках математики больше, чем можно было в классах с учащимися с разными способностями.

Работая над общешкольной методической темой, мы обратились к системе личностно-ориентированного обучения, предполагающего необходимость дифференциации учебного процесса. Практика показывает, что учителя давно осознали его необходимость и применяют на уроках дифференцированный подход к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных учащихся. Создавать благоприятные условия для развития ВСЕХ И КАЖДОГО в соответствии с их способностями и возможностями. Так родилась идея разноуровневых групп для обучения математике в 8-9 классах.

Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в группах уровней А, В и С. Это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы (в нашем случае это математика) на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Для нас важно, что это технология, при которой за критерии оценки деятельности ученика принимаются не столько достигнутые результаты, сколько его усилия по овладению материалом. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько ЗНАНИЯ.

В течение года шла подготовка организационной инновации «Формирование разноуровневых групп по математике в параллелях 8-9 классов» администрацией лицея и методическим объединением учителей математики. Параллель 8 классов была выбрана не случайно, так как именно с этого возраста и начинается обучение по общеобразовательной программе, обеспечивающей дополнительную подготовку по предметам технического профиля, в этом возрасте начинает проявляться профессиональная направленность ученика, его склонность к овладению определенными областями знания.

Урок математики в 8 и 9 классах проводится одновременно во всех классах параллели, как правило, это три класса, тремя учителями. А учащиеся расходятся по разноуровневым группам. Группа А работает по программам расширенного уровня с элементами углубления, который достигается за счет интенсивного усвоения учащимися учебного материала. В группе С учащиеся занимаются по программам базового уровня в соответствии с требованиями образовательного стандарта, так как ребята, которые не имеют склонности к математике, все равно должны освоить базовый уровень. В группе В дается базовый уровень с элементами расширения. Однако, в зависимости от уровня способностей учащихся в группе, группа В может работать ближе к группе А или, наоборот, к группе С. Но во всех группах, то есть на всех уровнях обучения проходятся темы, предписанные стандартами образования. Различаются скорость восприятия и усвоения материала учащимися. При этом возможен переход учащихся с одного уровня обучения на другой: из группы С в группу В, из группы А в группу В, и наоборот.

Рассмотрим на конкретном примере работу в разноуровневых группах в 8 классе. Тема урока: «Внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из-под знака корня». Учащиеся всех трех групп в ходе изучения темы должны знать: 1) алгоритм внесения множителя и вынесения множителя; 2) применение свойств корня к преобразованию различных выражений, содержащих квадратный корень. Учащиеся всех трех групп должны уметь: 1) вносить и выносить множитель из-под знака корня; 2) преобразовывать несложные выражения, содержащие квадратные корни. Учащиеся группы В также должны уметь преобразовывать выражения более сложные, то есть применять изученный алгоритм в измененной ситуации. А учащиеся группы А должны уметь применять и уметь переносить знания на решении новых, нестандартных задач. При изучении новой темы подача материала не меняется, на всех уровнях одинакова, а закрепление материала и отработка знаний существенно отличается.

Задания для группы С. Вынесите множитель из-под знака корня.

Задания для группы В. Вынесите множитель из-под знака корня.

Задания для группы А. Вынесите множитель из-под знака корня.

Соответственно самостоятельные и контрольные работы составляются по уровням.

Деление учащихся по группам осуществлялось на основании:

1. уровня обученности в данной области знания, то есть анализа успеваемости учащегося по алгебре и геометрии, включающего:

· отметку за итоговую контрольную работу по итогам обучения в 7 классе;

· годовые отметки по алгебре и геометрии за 7 класс;

· триместровые отметки по алгебре и геометрии (в спорных случаях);

2. особенностей психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия) и особенностей характера и темперамента, то есть учитывалось мнение учителей математики, работающих с учащимися в 7 классе и мнение классных руководителей.

В течение учебного года проводилась разъяснительная работа с учащимися и родителями, обосновывалась необходимость и возможность такого дифференцированного подхода к обучению, разъяснялись принципы формирования разноуровневых групп.

Очевидно, что одним из основных условий организации разноуровнего обучения является коллектив методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию образовательной программы образовательного учреждения. Необходимо было сформулировать четкие требования к ЗУНам, разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов. В группах должно работать одновременно три учителя, что создавало определенные, но преодолимые трудности при распределении нагрузки и составлении расписания.

Для оценки первых результатов работы по реализации организационной инновации «Формирование разноуровневых групп по математике в параллелях 8-9 классов» в начале учебного года был проведен мониторинг удовлетворенности учащихся данной инновацией. Были опрошены учащиеся всех трех групп. Тенденции очевидны, так как большинство учеников отметили, что они:

· больше заняты на уроке (76%);

· получают больше знаний (77%);

· легче усваивают материал урока (61%);

· удобнее заниматься в группе, где учатся дети примерно одинакового с ними уровня (73%).

Администрация лицея при посещении уроков отмечала спокойную, деловую обстановку на уроках во всех группах. Жалоб и недовольства со стороны родителей не было. Опасения, что учащимся не за кем будет тянуться, оказались напрасными, так как со временем стало очевидно, что в каждой группе появились свои лидеры. Опросы, проводимые среди учащихся, показали, что дети стали чувствовать себя комфортнее, им стало легче усваивать материал, преподанный на доступном для них уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: