уже в 18-м веке стараниями филантропов – друзей человечесского - снова ожили.
Их (филантропов) целью было внедрение упражнений для тела.
Их основные положения были:
- Вера в безграничные долстижения,
- Найти в физичесских упражнения средство, кое в конце концов приблизит к зрелости и совершенству приходящих в упадок людей.
- В основе своей человек хороший.
- Старательность порядок и чистоплотность в воспитании поможет стать полезным гражданином.
Воспитание должно вывести „из мрачной эпохи христианских времён”
Так говорил Йоган Берхард Базедов, который развивал свою деятельность в конце 18 столетия.
Он является главным представителем педагогики эпохи просвещения. И основатель педагогичесского заведения, коорое звалось `Дессауер Филантропин (друг человечесский), в котором должны были воплотиться его романтичесские идеалы. Будет гордо заявлено о неком трёхлетнем малыше, который уже подымает мизинцем 6 фунтов.
„Ищи блаженства” – так звучит первое требование его кодекса морали. Каждое движение тела служит удовольствию – „каждый член вашего тела является инструментом вашего удовольствия.” Если достигнута цель вашего совершенства, „то станет свет после многовековй тьмы!”
Базедов слыл для его современников просветителем народа и героем.
В ряду с Базедовым в Европе 18 столетия рождались последующие новаторы движения. Их воздействие достигало до 19 века. Собствено достигает и до времён нынешних.
Некоторых назовём:
Пер Хенрик Линг, швед. Развил шведскую гимнастику и массаж, который и сегодня лежит в основе классического массажа. Он был научно разработан.
Йоган Кристоф Гутс Мутс в Германии, который в 1973 г. пишет удостоенную
большого внимания книгу „Гимнастика для молодёжи”. В том же году появилось
расммотрение Фридриха Шиллера „О грации и достоинстве”, достойное чтиво, история со всецело иными идеями о движении!
*(интернет)
Фридрих Людвиг Ян известен нам как отец гимнастики. Он изобрёл прежде всего спортивную гимнастику, и среди прочего вновь открыл гимнастического коня, которого ещё древние римляне использовали в упражнениях.
Общим стремлением была закалка молодых людей. Дожна была укрепляться моральная и физическая сила. За этим стояли патриотичесские импульсы, политичесские мотивы, ведь то было время господства в Германии Наполеона.
Женщины от гимнастики были как можно дальше отстранены.
Эти гимнастичесские методы были и остаются направленными исключительно на физичесскую тренировку, что было целесообразно. В результате мужчины должны были становиться сильными солдатами. К большему они не стремились.
В конце 19 века родилась ещё одна группа людей, которые хотели оживить затвердевшие формы в гимнастике. Они также, как, впрочем, и мы до сегодняшнего дня, были подвержены влиянию материализма, дарвинизма.
Эстетичесские, ритмичесски-танцевальные, дышащие и движимые музыкой формы движения – вот то, что они искали и находили.
Во Франции Jean Georges Noverre - Жан Жорж Новер` реформирует балет. Прежде всего отходит от жеманных манер и инструментов, которые использовались для нагнетания истомы.
Актёр Francois Delsarte - Франсуа Дельсарт разработал учение, согласно которому осанка физичесская влияет на состояние духа и наоборот. Благородные движения должны облагораживать человека. Таким образом возникла художественная гимнастика
Его ученик Steele Mac Kaye - Стиль Мек Кей, воплотил эту идею в Америкеи основал эстетичесскую гимнастику.
Bess Mensendieck - Бесс Менседек
остро критикует женщин: „-Это не повредит нашим молодым девушкам, если они, вместо скакать, напрягут мозги!” Она истолковала тело как машину, которую надлежит содержать в исправности. „… эту сборку (монтаж) женского тела вменила я себе в обязанность!”
Женщины – итак, наконец-то, женщины выбираются из оболочек и корсетов, имеют право двигаться, и ещё одно высвобождение! – должны изучать анатомию своих тел; школить свои движения в повседненвной деятельности, уходить из-под муштры и опёки своих учителей и мужчин.
„Стыковать работу мышц и мозга! Глядеть в оба!”
И в таком же духе.
Её метод обосновывался на физиологии и анатомии. Лечебная гимнастика многие импульсы переняла от "менседикования". (от слова «менседить»)
Ещё одно высвобождение, в этот раз не крестьян и рабов, но женщин того времени!
В Швейцарии в 1865г. родился Emile Jaques Dalcroze - Емиль Жак Далькроз. Он был преподавателем музыки и разработал “Ритмику”.
Ученик его Рудольф Боде, музыкант, получил у Лакроза диплом и со воей стороны продолжил дальше развивать художественную гимнастику.
В 1936 году на олимпиаде в Берлине Боде и Ботмер встретились, без того, чтобы вступить в разговор.
Как артисту Боде претил метод Менседик. С её механистическими воззрениями он абсолютно не считался: „То мнение, что на анатомии и физиологии можно обосновать в узком смысле пригодное учение о физичесском движении, происходит от механистического духа последнего десятилетия, который так же видел в человечесском теле в конечном счёте только машину…”
Возымело место чувство, желание находить „дух” в движении.
Для нас, здесь собравшихся,будут названы сейчас самые значительные события 19 столетия.
юда входит также короткая жизнь и смерть Каспара Хаузера, о котором Рудольф Штайнер позже скажет: „Если бы Каспар Хаузер не жил и не умирал, так, как это делал он, то контакт Земли с духовным миром был бы прерван.”
В 1861г. Родился Рудольф Штайнер, прямо посреди расцвета мтериализма.
С антропософией он сделает возможным в 20-м веке оживление и обновление во многих существеннных областях жизни, в тех случаях, где об этом его просили. Он вернул материализм на его исконное место.
Эмиль Мольт, который родился в 1876 год, станет тем, кто после Первой
Мировой Войны поставит вопрос о новой форме школы.
Он владеет сигаретной фабрикой Вальдорф Астория в Штудгарте и хочет для детей его работников, среди которых есть много диссидентов, основать новую школу.