И 21 Декабря 1883 года, в предверии Рождества, в Мюнхене, родился Фридрих Максимилиан Едуард Граф фон Ботмер.




Без этих трёх личностей мы не смогли бы пребывать вместе в старом праздничном зале первой в мире вальдорфской школы, на месте, где всё начало быть.

 

Моё рассмотрение 19-го столетия я закончу одной цитатой из книги „Образование” Дитриха Шванетца:

„Наступление двадцатого столетия принадлежит к самым парадоксальным

моментам в пёстрой истории этого неспокойного континента. Европа стояла на вершине своей власти. В её колониальных уголках европейцы разделяют Землю. Везде определяющим мерилом была её цивилизация. 19 век принёс материальное благосостояние и культурные достижения. Научные знания продлили жизнь, а техника её облегчила. Даже, если промышленные работники не жили в комфорте, всё же они не терпели нужду на уровне начала века. Профсоюзы и социалистичесские партии добивались минимума для их поддержки. И даже женское движение добивалось достиижений в создании лучших возможностей образования. Народы Росси и Австровенгрии хотя и жили в политичесской несвободе, но всё же - в деференциации - под упорядоченным правлением и в наполовину цивилизованных отношениях. Никогда ещё народам Европы не велось так хорошо, как около 1900...

 

И спустя лишь 45 лет эта же Европа лежала в руинах.

 

2. Его жизнь

„Когда Мюнхен под управлением Макса Йозефа и Людовика 1-го получил в виде королевского приданого свои первые жемчужины, рассчётливые граждане стали вести себя сдержанней. К тому, что тут закладывается нечто новое, должен был кто-нибудь воззвать, и лишь тогда они обьединили бы в своей миссии и тщательность, и строгость, и трудолюбие....” (Курт Хохоф, „Мюнхен”)

Людовик Первый хотел иметь эдакий гречесский город храмов. Как было сказано, абсолютно в стиле 19 века. Лео фон Кленце, архитектор, был для Мюнхена тем, кем Карл Шинкель был для Берлина. Он воздвигал дворцы, скульптурные ансамбли, пропилеи* и много чего другого.

 

Так что Ботмер родился в городе раскошном и, вновь выстроенном в неогречесском и частично неоготичесском стиле. Две сестры ожидали третьего ребёнка. Это было зимой, как раз перед Рождеством. Первый сын в семье был радостно принят. Его отец был офицером, как и дед, и как дядя, как предки.

Вот уже 200 лет мужчины семейства служили королю Баварии.

С 1864 года на троне правил молодой король Людовик 11-ой. Он был человеком, предпочитающим исскусство и мир. Его огромным восхищением и дружбой пользовался Рихард Вагнер, который, видимо, благодаря Людовику11 и его щедрому финансированию жизнедеятельности, мог писать свои произведения.

В смысле политичесском Людовик11 значил немного, баварцы имели выдающееся правительство, исправных министров, которые правили, тем временем как король оставался лишь любимцем для народа. Он получал наставления о том, что предпринять и, что повелеть. Конец его был трагичесским.

Когда он в 1886г. потопал в Штарнбергском Озере, наверное почти трёхлетний Фрин как раз в своей кроватке спал!

У баварцев не имелось в распоряжении такого хорошо образаванного власстелина, как у Пруссии. Но Мюнхен привлекал к себе Научных деятелей и людей исскуства из Берлина и Севера Германии, так что в городе-резиденции царила деятельная общественная жизнь. В университете преподавали знаменитые научные деятели, такие как Юстус фон Либиг, Гёррес, Шелинг и другие.

Охотно задерживались в Мюнхене и мастера исскуств, такие, наприме, как Б.Ибсен.

 

Мы можем себе как-то представить, как ребёнок проводил свои дни,. В уютном мире,

мама в длинном платье, зашнурованная в корсет – оба сама она одеть не может; корсет нужно было с силой зашнуровывать сзади, а платье было столь сложного покроя – что в то время с ним не справлялась ни одна дама! О маленьких заботилась милая няня. Родители принимали на себя множество общественных обязанностей. По улицам, вымощенным не везде, тащили в дождь длинные юбки по дорожной грязи.

 

Когда пришло время, Фриц для начала поступил в так называемую латинскую школу, своего рода начальную школу искусств, где он слыл хорошим учеником.

Когда ему исполнилось почти 12 лет, семью потрясло удручающее событие: вдруг помирает отец.

 

Мать четырёх детей, – родился и второй сын, который позже станет священником христианской общины, – осталась одна с четырьма детьми на руках и едва достающей пенсий вдовы.

 

*парадные входы с колоннадой, иногда отдельно.

В это время происходит приёмные испытания в школе пажей, где будущий солдат Фриц должен будет воспитываться. Видимо потрясение смертью отца добавилось к тому, что на екзамене он достиг только до 6-го места, в то время как их и было-то всего 5. Но, снизойдя к его трудному положению, для мальчика всё же организовали учебное место.

 

Мюнхенская школа пажей была последней в своём роде. Она придерживалась всех византийских традиций рыцарских школ. В 1918г. её закрыли.

Здесь готовились к своей профессии будущие офицеры. Служба при дворе требовала отменного поведения. Молодые офицеры были обязаны также хорошо танцевать.

Ездить верхом, плавать, фехтовать, ходить на лыжах входило в обучение солдатскому ремеслу.

В Вильгельм-гимназии они получали гуманитарное образование. Ботмер превосходно владел древними гречесским и латинским языками, равно как и английским и французским.

К этому прилагалось эстетичесское и музыкальное образование. Молодой человек получал уроки игры на виолончели.

 

Ежегодно пажи предпринимали культурно-художественные поездки в знаменитейшие музеи Европы. Там впервые встретился Фриц с гречесским искусством, которое глубоко его поразило. Каждый ученик писал в тетрадь дневники этих поездок.

Фриц неохотно посещал эту школу, ведь его сердцу, собственно, не мила была профессия солдата. Но традиция того требовала. Воспитанники жили в Максимилиануме (Maximilianeum)*, эти помещения ныне принадлежат Земельному парламенту.

Воскресенья разрешалось проводить дома.

В 1900г. он заканчивает школу, чтобы тут же оказаться зачисленным в лейбгвардейский полк.

Наконец-то появилось больше времени для собственных наклонностей. Он воодушевлённо читал, прежде всего произведения Ницше, но интересует его всё новое.

В 1904г. он получил звание лейтенанта и теперь имел вхождение в общество при дворе, что он плодотворно использовал. Он очень охотно танцевал и – по слухам – очень хорошо – это сохранилось за ним и в последующей жизни. Мне ещё доводилось слишать восторженные рассказы о балах в дни Фашина** в Эвритмуме*** на которых он танцевал всенощно.

Зимой 1905г. он увлечённо общается в кругу молодых художников, которые обьединялись вокруг Василия Кандинского и Габриелы Мюнтер. Здесь повстречал он Макса Волфхюгеля и Ганса Штрауса. Молодые люди подружились и эта дружба длилась на протяжении жизни.

Добросовестно и с любовью исполнял он свою должность воспитателя призывников-новобранцев, ибо в нём уже зыждились педагогичесские наклонности. Его Сестра рассказывала: „Фритц не был по-настоящему сильной натурой, он был одно самопреодоление, одна воля...”

Однажды мать Ботмера встретила Рудольфа Штайнера – мощное вторжение в жизнь семьи. Из четырёх детей, сначала лишь сын её Фриц ходил вместе на доклады Рудольфа Штайнера. Остальные „переносили спокойно” воодушевление их матери! В кафе

Льютпольд, где к тому времени лекции Рудольфа Штайнера читались во взамиосвязи с

деятельностью Теосовской ложи – Антропософское общество будет основано позже –

 

 

*Институт для молодых пажей в Мюнхене.

**Что-то вроде масленницы.

*** Школа эвритмии в Штудгарте.


 

вскоре где-то 46 летний Рудольф Штайнер и 24 летний Ботмер часто разговривают друг с другом.

Позже, оглядываясь назад, Ботмер скажет такое: „В течении года я часто общался с Рудольфом Штайнером, он поддерживал меня по-братски в борьбе с моими слабостями. Он ни разу не высказазывался однозначно отрицательно о моей солдатской должности. Уже тогда он призывал меня увидеть себя в педагогичесской деятельности. Когда я сказал ему однажды, что я не ясно вижу, куда собственно мой путь лежит, что-то неопределённое во мне стремится к воплощению, он предположил, что я должен буду подождать до своих 35 лет, тогда мне будет видно чётче. 35 мне исполнилось в 1918г.”

С одним другом молодой человек предпринял путешестивие в Италию, Грецию и Турцию. Везде, где бы они ни были, они интересовались искусством.

В Олимпии снова сильно взволновало их искусство греков. В 1912г. он встретит свою будущую супругу Хильдергард фон дер Танн. Она также происходила из семьи офицеров, Ботмер по службе уже был знаком с её отцом.

Оба всю зиму танцевали на балах, дававшихся при дворе, при этом познакомились и полюбили друг друга.

Свадьбу отпраздновали в октябре 1913. Очень коротким выдалось счастливое время для обоих молодых людей.

Потому что в 1914г. разразилась Первая мировая война.

Ботмер сразу же оказался на фронте. Очень скоро был впервые ранен.

Затем в 1916г. - второе, очень тяжёлое ранение. Он получает прострел лёгких, который он пережил каким-то чудом. Прострел пошёл по горизонтали через щеку и рот, дальше через горло, не задев сосуды, затем в лёгкие и вышел через спину.

После длительного периода восстановления, он снова идёт на фронт.

Иногда, лёжа в окопах с Вольфхюгелем и Штраусом, читали они при отблеске свечи „Теософию”.

 

Когда в 1918 закончилась война, начались его поиски нового. Прежние ценности отошли, царил хаос, а нового поначалу было не узреть.

Уже родились двое детей, а к 1921-му последовали и ещё двое. Революция, уличные побоища, насилие в городах Германии, отсутствие пищи – большая нужда влавствует в последующие годы. Ботмер искал новые пути. Земледелие в Макленбурге, торгвец книгами, учитель.

И всё же не видно никакого отсвета.

Он остаётся солдатом, служит в рейхсвере*, хочет поддержать новое правительство в его начинаниях. Со своей частью он приходит так же в Рурскую область, где выступила

перед ним вся нужда "Угольного чана."

Его изводила бессмысленность его действий, он часто болел.

 

Семья должна была быть накормлена и защищена. Как провести его малых детей сквозь эти беспорядочные, насильнечиские времена и внешнего и внутреннего обнищания?

Куда приведёт всё это?

Любовь к педагогике оставила свой след. В этом направлении и усилились поиски.

Он посетил сельскую школу-интернат Германа Литца и был очень впечатлён от увиденной работы. Его могли бы принять, закончи он предварительно соответствующее обучение.

 

Возвращаясь из интерната, он остановился в Штудгарте у друга Макса Вольфхугеля.

Мастерская друга в вальдорфской школе интересовала его.

 

*специлизированные войска

 

„…и тут я нашёл решение загадки: здесь живёт дух, духовное, здесь он сам трудится, и в детях, и формирует…”

Наконец-то возникла возможность встретиться с Рудольфом Штайнером, спросить его совета.

В январе 1922 встретились оба в ночи в 23 часа ночи в Мюнхене, в гостинничной комнате Штайнера.

В этом разговоре Рудольф Штайнер между прочим высказался о том, что штудгартской вальдорфской школе с осени нужен новый учитель гимнастики. На Пасху 1922г. пришёл запрос из вальдорфской школы Штудгарта, о том, готов ли мол Ботмер пару недель пройти стажировку.

Так начала вырисовываться будущая работа.

Пробиваясь через трудные времена вникает он в свою новую задачу и новое окружение.

Из-за этого решения большое семейство всполошилось. Вальдорфская школа – да что это вообще такое? Финансовых гарантий, как видно, она не даёт. Как может он делать такой шаг во что-то неверное? Его жена, его мать и его сёстры стали на его сторону. Нужно было устоять перед сомнениями. ”Звёзды судьбы светят в груди человека”- как-то сказал он.

 

В сентябре 1922г. он начинает работать учителем гимнастики в штудгартской школе.

Зал, в котором мы сегодня собрались, ещё возводился.

 

На Пятидесятницу 1922г. он уходит из армии.

 

У меня есть описание первых уроков гимнастики от Фридриха Киппа. Кипп был тогда где-то в 9-м классе.

Он рассказывает, что Ботмер заставил их заниматься строевой подготовкой, и они недоумевали, что бы это значило! „К следующим урокам” – сообщает Кипп – „пришёл Ботмер с упражнениями, которые нас совершенно изумили.”

„Мне”, - рассказал Кипп, - ”в этот момент пришла мысль, что человек такое существо, что должно само себя создавать в пространстве.”

Он открыл „Падение в точку.”

Затем перед нами этот в то время где-то 80-летний Фридрих Кипп проделал упражнение так красиво, что мы все лишились дара речи. В глазах Фридриха Киппа Ботмер один из немногих учителей, сотворивший нечто абсолютно новое, осуществивший творение из ничего.

 

Разлукам супругов мы обязаны за всё, что мы знаем о процессе становления гимнастики. Почти каждый день писали они друг другу обстоятельные письма.

Это продолжалось до января 1924г., пока семья в Штудгарте получила жильё и наконец-то могла жить вместе.

Эту вторую часть должно заключить высказывание Ботмера о его подходе к работе (способе работать):

 

"Как же важно для меня различать: то ли могу я в какой-то момент собраться перед уроком физкультуры и затем предстать перед детьми тем, чем я лично являюсь, с некими заготовками и трюками, или же предстать, как та сущность, мне - я бы даже сказал - незнакомая, чьи силы находятся в мировом духовном потоке, и я могу– неосоз- нанно – воспринять то, что сейчас на меня проливается, исходит сверху и из детей …"

 

Труд

Что же особенного в его творении, в ботмеровской гимнастике?

В одном обращении 1932 года Ботмер представляет гимнастическое выступление публике.

"Что ж, я был одновременно учителем и школяром (младшим школьником) на этой стезе. Я не осматривался вокруг; то, что я искал, я знал, было при мне. Так как уже продолжительное время я был учеником Рудольфа Штайнера, то то, что я совершал, должно было иметь возможность пройти проверку результатами его духовных исследований, тем образом человека, каким он дал его миру. И тут, когда очертания моего направления в работе едва обозначились, в 1925году умирает Рудольф Штайнер…"

Это очень важное предложение: самостоятельно, обязанный антропософии, и ничему больше. Никакой заготовки и усовершенствования чего-то уже созданного; сотворение из ничего, как уже было сказано. Никакого материалистичесского предварительного посыла.

Упражнения поддерживают развитие ребёнка. Это решающая предпосылка вальдорфской педагогики.

Никогда она не ускоряет развитие. Не существует особых распоряжений, вколачивания ребёнка в его тело.

Радость, тепло, дыхание последовательно сопровождают человечесское существо и направляют его в его тело.

 

Образы первых хороводов для девятилетних тонко встроены в шаги, проделывая которые, ребёнок осваивает своё тело.

Благодаря определённым образам мы согреваем детей. С присущим им самим душевным теплом они проскальзывают вовнутрь образов, и приводят их в движение. Нет корректуры положений тела и они не мешают душевным переживаниям.

" Вот для нас построен дом

Хорошо поставлен он…"

Говорится о том, что в нём есть окна, и их можно открывать и закрывать – это первые образы. Если учитель принял эти образы в себя, примут их и дети.

 

Всё больше детей не хотят в это тело воплощатся, так как для них это подобно пожизненному замурованию в теле. Я припомню только лишь так называемых детей индиго или звёздных детей.

И тут, на 9-м году жизни, крепкие образы сильных педагогов предотвращают, такой отказ.

Затем уходят из уроков образы. В действие вступают геометричесские формы. Рёбёнок обучается законам своего тела и учиться ими пользоваться. Это законы массы и сил.

Постепенно человеку удаётся проникнуть до своих ступней, он дозревает до состояния заземления, то есть, наконец он постигает силу тяжести земли. И тем самым открывает для себя точку притяжения собственной личности.

 

Теперь наступает решающий поворот событий. С помощю своих рук он связывает себя со своей высшей сущностью, которая существует вокруг него в пространстве.

Мы сопроводили (направили) человеческую сущность в его тело, и вот мы помогаем ей разрабатывать её "антены" в пространстве. Молодой человек стоит на собственых ногах и даёт распуститься своей собственной личности исходя из своей свободы. С помощью своего учителя он будет в гимнастике связывать себя с силами Космоса, со встречающимся на пути пространством.

Но для начала он предастся* тяжести и в этом поддержат его гимнастичесские упражнения.

 

Например "Падение в пространство". Каждый из вас знает это упражнение. Здесь существенно то, что Тяжесть будет воспринята. Она должна стать неким (надёжным(устойчивым?))полюсом, на который можно положиться, неким другом, как любит говорить Джемен, без которго человек после пубертата встречную силу, встречное пространство или лёгкость – это как раз другой полюс –отыскать не сможет.

Между обеими полярностями всегда заново будет искаться равновесие, средина. Она не зафиксированна, она живая и постоянно обновляема; она будет ощущаться в сердце. Как-то Ботмер сказал: если бы существовала наука сердца (сердцеведенье), в неё бы входила Гимнастика.

К десятому году обучения тело почти выростает. Человек вошёл в кости. Их несущаая сила и пространственная форма всей костной архитектуры делается ощутимой.

Ученик спустиля (погрузился) в "своём доме" до подвала и теперь он может постепенно устремляться назад, к окутывающим силам пространства. Так вот из окна дальше…, связывать себя с тем, что его сформировало.

При этом играет роль только закономерность строения тела. Чувства руководствуются этими закономерностями, ими руководствуется душа.

Это истина и в этом глубокое успокоение. В этом нуждается душа, неистово бушующая в этом возрасте (да и потом всё снова и снова!!)

Его выпрямление возникло благодаря позвоночнику, широта горизонта, пришла с шириной его плеч и свободными руками; взглядом уловить цель и следовать ей шагом сквозь глубину пространства – это так просто.

Ещё кое-чему существенному научается ученик: тому что между пространством сзади и пространством спереди, между "слева" и "справа" есть крохотный момент свободы, в котором он может принять своё решение. Этот миг является полной пробуждённостью и обучает присутствию духа. Голова обязана учиться держать язык за зубами и прислушиваться к деятельности конечностей. Здесь возымеют место демократичесские взаимоотношения между головой и её "слугами". Ибо голова разумна, но тело мудрое.

Донести до сознания то, чем является скелет и все его качества (свойства) (форма, опорная сила, подвижность) – это много значит. Отсюда исходит всякое ощущение пространства и пребывание в сознании; это как раз ново. Под конец это становится отчётливо ясным.

Все упражнения от 16 лет устремляются через руки прочь из телесного ограничения и ищут связь с окружающим пространством, что возможно только в том случае, если ноги и стопы свыкнуться с силой тяжести. Из ограниченого эвклидового пространства, в которое ребёнка вводили поначалу, движение открывается в окружающее пространство.

Это также ново.

 

"Эта гимнастика пытается обращатся не к состоявшемуся чему-то и не к материи, застывшей в механизме, но к изначальным, становящимся, всякий раз порождающим пространственным силам, которые по-новому приобретают физичесскую форму". У этих порождающих пространственных сил есть очень много над чем потрудиться в человеке. Из будущего встречает нас наша судьба. Только движение приводит к встрече и к цели, что каждый знает из своей жизни.

Георг Глёклер снова и снова говорит о "Таланте чутья (восприятия) судьбы". Некая важная способность, особенно сегодня, во времена ненадёжности и скоропостижных перемен (преобразований).

Вслушиваться руками в то, что из окружающего хочит прити к нам, через конечности, то есть, посредством воли, быть открытым к неожиданному, новому – это можно назвать "чутьём судьбы". Руки в гимнастике являются также распространяющееся наружу сердце.

 

Через характер ботмеровских упражнений можно хорошо понять требование Штайнера, которое означает, что в уроке физичесской культуры все учителя должны работать вместе.

Во всех предметах можно выявить связь к учебному материалу. Сотрудничество с преподавателями-предметниками очень плодотворно.

Материал урока ученики могут примерять на себя, он даёт смысл! И возникает осмысленное движение.

Каждое упражнение представляет собой некий процесс, который встречается человеку в жизни. Душа учится у тела тому, как себя держать. "Я-сознание выстроено на человечесской организации" - говорит Steiner в "Философии свободы".

Осознавание пространства в упражнениях Ботмера возможно только тогда, - как было сказано, - через постепенное осознавание архитектуры нашего скелета, о котором Новалис говорит: - " В мире существует один лишь храм и это тело человека. Нет более святого, чем эта возвышенная форма…"

Очень важной отличительной чертой (важным признаком) гимнастики для меня является так же следующее: все люди мира живут в храмах одной и той же архитектуры. Не важно, какой они рассы или национальности, всё равно, на каком языке они говорят – наша костная система выстроена одинаково. В мускулатуре уже присутствуют отличия, но не в скелете.

Если мы действительно сможем постичь целесообразность этих законов, если мы и вправду отважимся им довериться и не выдвигать на первый план личные переживания, в этом мы отыщем корень братства всех людей, "исполненых доброй воли"! И там, где появляются ростки братства, может зарождаться любовь. По словам Рудольфа Штайнера воспитание нашего времени несёт в себе две великих задачи – это воспитание к свободе и к любви.

 

В заключение я зачитаю одно место из доклада Рудольфа Штайнера ("Евангелие от Иоанна в связи с тремя другими Евангелиями", Кассель, 3 июля 1909), который как никакой другой проясняет значение ботмеровской гимнастики, её соответствие духу времени, принадлежность будущему, для котрой звёздное время настало.

"…Но вот все древние посвящённые через особые процедуры, совершаемые над ними, достигали известной степени степени господства над физичесским телом. Оставалось только одно, что никакое древнее посвящение не могло подсинить господству человеческого духа. Здесь мы касаемся неким образом грани одной великой тайны или посвящённого. И это были тонкие, физико-химичесские процессы в костной системе.мистерии. Было в человечесской природе что-то, куда в него не проникала власть дохристианского

……

До Иоанова крещения Христа Иисуса в эволюции Земли никогда не было – ни среди посвящённых, ни среди непосвящённых – такой человеческой индивидуальности, могущество которой простиралось бы вплоть до химически-физических процессов костной системы. Через проникновение Христа в тело Иисуса из Назарета теперешнее «Я» Христа приобрело господство вплоть до костной системы. И следствием этого было то, однажды на Земле жило такое тело, которое могло так применять свои силы, что было способно внедрить в земное развитие духовную форму костной системы.

Не осталось бы ничего из того, что человек переживал в пределах земного развития, если бы он не мог внедрить в земное развитие благородную форму своей костной системы (…) Форма костной системы побеждает смерть в физичесском смысле. Поэтому Тот, Кому предстояло победить смерть на Земле, должен был иметь господство над костной системой. (…) Ту форму, которую человек имеет теперь благодаря своей костной системе, он завоевал себе на Земле, а не в прежнем воплощении нашей планеты; но он потерял бы её, если бы не пришла та духовная сила, которую мы называем Христом; человек ничего не принёс бы с собой с Земли в будущем в качестве жатвы и плода, если бы не пришло господство Христа над костной системой.

 

………………………………………………………………………………………………..

(…) Отсюда знаменитые слова о Том, Кто был распят на кресте: "-Вы не должны перебивать ему голени!" Почему так? (…) Потому что они не имели права касаться той формы, которая должна была всецело находиться под властью Христа…"1

 

 

Дополнительная хронологическая таблица:

И с т о р и я:

1815 - после битвы под Ватерлоо заседает (танцует) Венский конгресс под управлением Метерниха.

1848 - Революции во многих местах Европы.

1861 – 65 – Гражданская война в Америке – северный Штат против южного., Освобождение от рабства.

1870/71 – Отто фон Бисмарк после победы над Францией основывает Германское государство.

Д у х о в н а я ж и з н ь:

1807 – издание „Феноменологии духа“ Хегельса.

1808 – Йоган Вольфганг фон Гёте, „Фауст, часть 1“.

1819 – Артур Шопенгауер „Мир как воля и представление“.

1833 - Гёте, „Фауст, часть 2. “; Гёте умирает.

1848 – так называемая "революция Церкви Павла“, „Коммунистический манифест“ Карла Маркса и Фридриха Енгельса.

1859 – Чарльз Дарвин „О возникновении видов“.

1861 – родился Рудольф Штайнер.

1867 - „Капитал“ Карла Маркса.

1869 – Лев Толстой, „Война и мир“.

1876 – родился Емиль Мольт.

1880 -Достоевский „Братья Карамазовы“.

1883 –1885 – Фридрих Ницше „Так говорил Заратустра“.

1883г. 21 декабря в Мюнхене родился Фридрих Максимилиан Эдуард граф фон Ботмер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: