Пассивные: лекции.
Активные: подготовка к семинарам; самостоятельный поиск материала при выполнении письменных домашних заданий; интерпретация собственных лингвистических наблюдений и языкового опыта; выполнение упражнений и решение лингвистических задач; творческие контрольные задания на интерпретацию языкового материала и её обоснование.
Интерактивные: участие в семинарах; обсуждение работ (докладов, выступлений, решений задач и др. заданий) однокурсников; дискуссии.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарам;
- Письменные домашние задания:
(а) подбор собственного иллюстративного материала (из русского и изучаемого иностранного языков) к теоретическим положениям;
(б) заполнение контурных карт;
(в) составление таблиц;
(г) транскрибирование текстов;
(д) задание на применение изучаемых теоретических положений к анализу конкретного материала и умение аргументировать;
(е) задания на сведение в единый текст (или другую форму) сведений из разных источников с унификацией терминологии и модели описания;
(з) выполнение упражнений;
(и) решение лингвистических задач;
- Индивидуальные доклады (или спецвопросы к экзамену) на тему «Происхождение и история письма» и др.
Все задания к семинарам с подробными указаниями и полным списком литературы, а также общие письменные задания и индивидуальные задания выдаются студентам в бумажном виде (могут также рассылаться в электронном виде через Инкампус ЮФУ).
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 2003.
|
2. Энциклопедический словарь юного филолога М. 1984
3. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985
4. Григорьян Е.Л. Русская фонетическая транскрипция. Фонология. УПЛ РГУ. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Григорьян Е.Л. Лексическое значение слова. Лексика как система. УПЛ РГУ. 2002.
6. Григорьян Е.Л. Грамматические значения и категории. УПЛ РГУ, 2001;
7. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 2005.
б) дополнительная литература:
1. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М. 1978. - Ч. I, гл. 1-3
2. Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1977.
3. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. - Гл. 2.
4. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.
5. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1983.
6. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977.
7. Шмелёв Д.И. Современный русский язык. Лексика. М., 1974.
8. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1987 (или М., 1998)
9. Успенский Л. Слово о словах. М., 1962 (и др. издания).
10. Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск, 1988.
11. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984, 1985.
15. Козакова А.А., Табаченко Л.В. Генеалогическая классификация языков. Кавказские языки. уч.-метод. пособ. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 2008.
16. Табаченко Л.В., Козакова А.А., Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Кельтские языки. Уч.-метод. пособие. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 2006.
17. Табаченко Л.В. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская группа. Уч.-метод. пособие. Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 1993.
18. Табаченко Л.В. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы. Уч.-метод. пособие. Ростов н/Д, 1998.
|
в) программное и коммуникационное обеспечение
Курс снабжен всей необходимой учебно-методической документацией и материалами, которые представлены на бумажных носителях (на факультете и в библиотеке ЮФУ), а также в цифровом пространстве ЮФУ - в Цифровом кампусе: https://incampus.ru/, в ИИК ЮФУ: https://mmedia0.cc.rsu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup, на сайте факультета: https://www.philology.sfedu.ru. Студентам рекомендованы следующие интернет ресурсы:
www.slovari.ru | Библиографические указатели литературы по языкознанию (1918-1957) и по русскому языкознанию (1825-1880). | |
www.rvb.ru | Русская виртуальная библиотека (РВБ) | |
www.philology.ru | Русский филологический портал | |
https://www.gumer.info/page.php | библиотека Гуммер - электронная библиотека для студентов и преподавателей | |
https://www.dspl.ru/resource/el_res.html | Сайт Донской государственной публичной библиотеки | |
www.ruscorpora.ru | Национальный корпус русского языка | |
https://www.philology.ru/ | Русский филологический портал | |
https://vestnik.rsuh.ru/ | гуманитарные Интернет-ресурсы РГГУ (Электронные энциклопедии, справочники, словари) | |
www.slovari.ru | РУССКИЕ СЛОВАРИ: словари и справочники, подготовленные в Институте русского языка им. В.В. Виноградова | |
www.lingvo.yandex.ru | Русско-иноязычные словари |