УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ
Автор: Составитель Овчинникова И.В.
Цель: исследовать уровень развития процесса внимания как функции контроля и уровня развития операций абстрагирование, классификация, обобщение, аналогия, сравнение, анализа и синтеза.
Возраст: с 10 лет.
Литература: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: «Питер», 2000.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с.
На базе полученных данных сделать вывод об уровне развития учебной деятельности учащихся и их готовности к обучению в пятом классе.
Инструкция:
Субтест №1 «Исправь ошибку» позволяет исследовать уровень развития операции внимание учащихся, рассматривая внимание как функцию контроля;
Субтест №2 «Ассоциации» - помогает определить уровень развития письменной речи учеников, позволяет оценить уровень развития словарного запаса и определить по качественному анализу ассоциаций значимость для ребенка представленных понятий;
Субтесты №3...8 «Сравнение», «Теоретический анализ», «Абстрагирование», «Классификация», «Обобщение» и «Аналогия» – направлены на выявления уровня развития основных операций мышления.
Субтест №1 «Исправь ошибку».
Инструкция: Перед Вами находятся предложения, в каждом из которых содержится ошибка. Эта ошибка по невниманию была допущена другим человеком. Ваша задача – найти ее и исправить.
Ассоциация – связь двух или нескольких психических явлений, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциация может быть связью чувств, представлений, идей и т.п.
|
Субтест №2 «Ассоциации».
Учащимся предлагаются опорные слова: мама, учитель, школа. Ребятам объясняется, что такое ассоциация на примере с понятием «лимон» и «кот».
Разъяснение для детей: Я вам сейчас назову одно слово, а у каждого из вас сразу появится какой-то образ, связанный с произнесенным мною словом. Итак, слово лимон... Спрашиваете детей, какие ассоциации с лимоном у них появились. Закрепляете понимание, что такое ассоциация работой со словом кот.
Инструкция:
1 этап. Вам дается 1 минута, чтобы вы записали все свои ассоциации со словом «мама»;
2 этап. Вам дается 1 минута, чтобы вы записали все свои ассоциации со словом «учитель», но нельзя использовать слова, которые вы написали на первом этапе;
3 этап. Вам дается 1 минута, чтобы вы записали все свои ассоциации со словом «школа», но нельзя использовать слова, которые вы написали на первом и втором этапах.
Анализ предметов, данных в представлении, – разложение, расчленение их на отдельные признаки, отдельные части, выявление их связей и отношений с другими предметами.
Синтез – воспроизведение предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, части, результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств, отношений.
Субтест № 3 «Перевод».
Инструкция: Перед Вами 4 фразы написанные на языке «суахили». Вы видите, что рядом с ними есть перевод на русский язык. Ваша задача состоит в том, чтобы перевести фразу: «Я люблю их» с русского языка на язык «суахили».
|
Подсказка: Вначале покажите детям как надо искать слово «Я», анализируя все 4 выражения на языке «суахили».
Абстрагирование – одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого объекта и отвлечении от остальных. Результат – построение умственного продукта – понятия, модели, теории. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной. Абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, которое делает мысль более емкой – благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации.
Субтест №4 «Абстрагирование ».
Инструкция: Вам предлагаются ряды слов, которые составляют задания. В каждой строке перед скобками стоит слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Вам надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.
Например: газета, а скобках правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор. В газете не всегда публикуются только правда, не во всех газетах можно найти кроссворды и информацию о происшествиях, а вот без редактора и бумаги газета выходить не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – редактор и бумага.
Сравнение – выявление сходств и различий между предметами
Субтест №5. «Сравнение»
Ученику предлагается сравнить понятия, указать их сходство, а затем различия.
|
Все свои ответы учащийся записывает. На одну пару понятий дается 2 минуты.
Если инструкция не сразу понимается, то дается образец.
Например: Вечер – утро
Эти понятия сходны тем, что это части дня, а различны тем, что утор – начало дня, а вечер – его конец.
Классификация – умение производить мысленное разделение и последующее объединение предметов или явлений на основе присущих им общих признаков. Мы исследуем чувство языка, индуктивное речевое мышление учащихся, способность их чувствовать и точно понимать выражение словесных значений.
Субтест №6 «Классификация»
Инструкция: Вам даны 5 слов, четыре из которых могут быть объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Вы должны найти именно это «лишнее» слово.
Пример: Василий, Федор, Александр, Степанов, Павел.
Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака. Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в систему понятий.
Блок задач на обобщение понятий предназначен для исследования способности учащихся к абстракции, образованию понятий, при этом позволяет оценить уровень умственной образованности, а также умение учеников грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Субтест №7 «Обобщение»
Инструкция: Вам даны два слова – понятия. Вам нужно определить, что между ними общее и назвать этот объединяющий данные понятия признак одним, двумя словами:
Пример: стихотворение – рассказ литературное произведение
Аналогия – это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Использование аналогии в познании – основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. Рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. В их основе лежат образование и актуализация ассоциаций. «Частные случаи и свойства доставляют усиление и конкретность, общие принципы превращают частности в единую систему».
Задание для проверкиэтой операции мышления построено на выявлении отношения между понятиями: причина – следствие, род – вид, часть – целое, и др.
Субтест №8 «Аналогии»
Инструкция:
«Посмотрите, на доске написаны с помощью знака «отношение» два слова лошадь: жеребенок. Какая между этими понятиями связь?... Жеребенок – детеныш лошади. А справа, после знака «равно» написано одно слово – корова, знак «отношение» и в скобках сразу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова, как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа».
Пример:
Лошадь – жеребенок = корова –? (рога, пастбище, теленок, бык, молоко).
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА:
1.Субтесты «Ассоциация», «Сравнение» не имеют жесткой шкалы оценивания.
Средний балл по субтесту «Ассоциация» составил 12 баллов. Учитывается сумма слов по трем этапам.
Средний балл по субтесту «Сравнение» составил 3 балла за общий признак и 3 балла за отличительный признак по одной паре понятий (данные по результатам исследования 480 учащихся за три последних года).
2. В субтесте «Перевод» за каждое правильно переведенное слово дается 2 балла, следовательно, за операцию «анализ» максимальный балл – 6 и 4 балла присваивается за правильно выполненную операцию «синтеза».
Максимальный результат по субтесту – 10 баллов.
3. В субтестах «Абстрагирование», «Классификация», «Аналогия» - за каждый правильный ответ дается 1 балл.
Максимальный результат получается следующим:
- субтест «Абстрагирование» – 20 баллов;
- субтест «Классификация» – 10 баллов;
- субтест «Аналогия» – 10 баллов.
4. В субтесте «Обобщение» – за обобщение выполненное по видовому, категориальным признакам на теоретическом уровне познания начисляется 2 балла; за обобщение выполненное на эмпирическом уровне познания – 1 балл.
Максимальный результат по субтесту – 20 баллов.
Результаты по субтесту «Исправь ошибку» в общий балл не суммируются и оцениваются качественно:
- ученик оставил 1...2 ошибки – высокий уровень внимания, как функции контроля;
- ученик оставил 3...4 ошибки – хороший уровень внимания;
- ученик оставил 5...6 ошибок – средний уровень внимания;
- ученик оставил 7 ошибок – ниже среднего уровень внимания;
- ученик оставил 8 и более ошибок – функция контроля, не сформирована
В результате, общий балл, оценивающий уровень развития словесно-логического мышления учащихся, получился равным 88 баллов. Это усредненный показатель. Индивидуально у ребенка за счет высокого результата по субтестам «Ассоциации» и «Сравнение» общий показатель может превысить 88 баллов.
Фамилия________________________ имя____________ класс______ дата ________