Глава 3. ЧТО И КАК ДВИЖЕТСЯ И ВРАЩАЕТСЯ (14 часов)




Программа курса внеурочной деятельности

Название курса внеурочной деятельности: «Первый шаг во Вселенную»

Класс (год обучения): 5 класс;

Количество часов: 35 часов;

Направление(я) развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное;

Форма реализации: кружок.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные):

Личностные:

· Развитие логического мышления, культуры речи, способности к критическому анализу собственных действий и проведению умственных экспериментов;

· Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

· Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе;

· Развитие интереса к астрономическому творчеству и интеллектуальных способностей;

· Формирование представлений об астрономии как части общечеловеческой культуры, о её значении в развитии цивилизации и современного общества.

Метапредметные:

· Развитие представлений об астрономии как форме описания и методе познания мироздания, создание условий для приобретения первоначального опыта астрономического моделирования;

· Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для астрономии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Предметные:

· Овладение астрономическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественно-научных дисциплин, применения в повседневной жизни, продолжения обучения в основной и средней школе;

· Создание фундамента для астрономического образования, формирования механизмов мышления, характерных для исследовательской деятельности;

· Формирование представлений об устройстве мира, его происхождении и эволюции.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:

 

Глава 1. ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЬ (5 часов)

Содержание главы:

Наблюдения за небесными светилами. Вселенная. Календарь. Сутки. Год. Месяц. Неделя. Деление суток на 24 часа. Счет дюжинами по суставам пальцев. Шестидесятеричная система отсчета. Навигация. Космос. Глобус. Меридиан, экватор, параллели.

Практическая работа №1: Определение географических координат.

Творческое задание №1: Навигация по звёздам.

 

Глава 2. ЗВЁЗДЫИ СОЗВЕЗДИЯ (16 часов)

Содержание главы:

Видимое количество звёзд на небе. Вращение звёздного неба. Созвездия. Большая и Малая Медведицы. Подвижная карта звёздного неба. Звёздные величины. Небесная сфера. Звёздное небо на карте и в планетарии. Глобус-планетарий. Звезды и их имена. Расстояния до звезд в созвездии.

Практическая работа №2: Определение местоположения Полярной звезды на звёздном небе.

Практическая работа №3: Изготовление подвижной карты звездного неба.

Практическая работа №4: Определение вида звездного неба по подвижной карте.

Практическая работа №5: Изготовление модели планетария.

Практическая работа №6: Определение местоположения звезды Алькор.

Практическая работа №7: Определение местоположения звезд с помощью подвижной карты звездного неба.

Практическая работа №8: Изготовление модели созвездия.

Творческое задание №2: Наблюдение за движением звезд на небе.

Исследовательская работа №1: Загадочный мир звезд.

Исследовательская работа №2: Созвездия звездного неба.

 

Глава 3. ЧТО И КАК ДВИЖЕТСЯ И ВРАЩАЕТСЯ (14 часов)

Содержание главы:

Система мира. Явления гравитации. Строение Солнечной системы. Ось вращения Земли. Принцип работы маятника Фуко. Объяснение смены лунных фаз. Движение естественного и искусственных спутников Земли. Особенности наблюдения за Луной.

Практическая работа №9: Наблюдение за вращением Земли.

Практическая работа №10: Изготовление модели маятника Фуко.

Практическая работа №11: Изучение особенностей вращения «волчка» и колеса.

Практическая работа №12: Наблюдение смены лунных фаз.

Практическая работа №13: Изготовление подвижной схемы фаз Луны.

Практическая работа №14: Наблюдение за движением Луны вокруг Земли.

Творческое задание №3: Сказочная история о Луне

Исследовательская работа №3: Ученые-астрономы.

Формы организации образовательного процесса:

 

1. Лекция,

2. Круглый стол,

3. Соревнование,

4. Поисковое и научное исследование,

5. Выпуск информационных и творческих материалов,

6. Работа с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет.

3. Тематическое планирование:

№ занятия № занятия по главе Главы, темы Количество часов
Теорети-ческие занятия Практи-ческие занятия Всего
Глава 1. ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЬ 2,5 2,5  
    Проверочная работа «Нулевой замер»   0,5  
Зачем люди стали смотреть на звезды 0,5  
    Счет времени      
    Почему в сутках 24 часа? Навигация. 0,5    
Творческое задание №1: Навигация по звёздам.   0,5
    Творческий отчет «Навигация по звездам»      
    Как определить свое местоположение на глобусе Земли 0,5    
Практическая работа №1: Определение географических координат.   0,5
Глава 2. ЗВЁЗДЫИ СОЗВЕЗДИЯ 5,5 10,5  
    Сколько звезд на небе? Звездное небо вращается.      
    Зачем придумали созвездия      
    Медведица, или Ковш. Практическая работа №2: Определение местоположения Полярной звезды на звёздном небе.   0,5  
Творческое задание №2: Наблюдение за движением звезд на небе.   0,5
    Творческий отчет «Наблюдение за движением звезд на небе»      
    Подвижная карта звездного неба 0,5    
Практическая работа №3: Изготовление подвижной карты звездного неба.   0,5
    Практическая работа №4: Определение вида звездного неба по подвижной карте.      
    Звездное небо на карте и в планетарии      
    Практическая работа №5: Изготовление модели планетария.      
    Как люли давали имена звездам 0,5    
Практическая работа №6: Определение местоположения звезды Алькор.   0,5
    Практическая работа №7: Определение местоположения звезд с помощью подвижной карты звездного неба.      
    Исследовательская работа №1: Загадочный мир звезд.      
    Что же такое созвездие      
    Практическая работа №8: Изготовление модели созвездия.      
    Исследовательская работа №2: Созвездия звездного неба.      
    Творческий отчет по исследовательской работе №2      
    Конкурс «Кто лучше нарисует и назовет новое созвездие»      
Глава 3. ЧТО И КАК ДВИЖЕТСЯ И ВРАЩАЕТСЯ 3,5 10,5  
    Что мы видим и что на самом деле происходит 0,5    
Практическая работа №9: Наблюдение за вращением Земли.   0,5
    Творческий отчет по практической работе №9      
    И все-таки Земля вертится      
    Практическая работа №10: Изготовление модели маятника Фуко.      
    Практическая работа №11: Изучение особенностей вращения «волчка» и колеса.      
    Исследовательская работа №3: Ученые-астрономы.      
    Как заметить движение Луны      
    Практическая работа №12: Наблюдение смены лунных фаз.      
    Практическая работа №13: Изготовление подвижной схемы фаз Луны.      
    Почему мы видим только одну сторону Луны      
    Практическая работа №14: Наблюдение за движением Луны вокруг Земли.      
    Творческое задание №3: Сказочная история о Луне      
    Проверочная работа «Итоговый замер»      
    Выставка творческих работ «Первый шаг во Вселенную»      

Формы контроля

· Представление результатов собственных исследований на научные конференции школьников разных уровней.

· Защита проекта в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

· Представление детьми своих результатов работы в виде рисунков, сказок, стихотворений, сообщений, и других работ.

· В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: