Типологические характеристики мифологического текста




Тема: «Магическое мышление и мифологический текст»

1) Особенности магического мышления

Магическое мышление превращало сообщающиеся сосуды индивидуальное самосознание и коллективное бессознательное, личную ответственность и общинное поведение. Так, общее мнение, будучи высказано, могло враз превратиться в священную заповедь. Но и личный апломб индивида мог вызвать всеобщую покорность. Так, во искупление общего прегрешения могли принести в жертву безвинного соплеменника. Но и за любого своего члена община несла абсолютную ответственность по принципу круговой поруки, обычаю кровной мести и т.п. Поэтому любое общение оборачивалось массовой коммуникацией, а массовая коммуникация могла приходить к индивиду как «внутренний голос».

Получается, что магическое мышление в принципе не только авторитарно, но и публично. Мысль могла «прийти» по-разному: как голос свыше в «двухпалатном сознании», как подсказка бессознательного через сновидение, как повеление вождя, даже как собственное умозаключение. Но в любом случае она сразу же «высказывалась» поведением на глазах у всех и вместе со всеми.

2) Определение термина «мифема»

Мифема - единица первобытного мышления.

Четыре обязательных момента, которые свойственны мифеме:

● Мифемой предрекалось в полном смысле абсолютное, тотальное и вместе с тем конкретное возмездие. Только в случае соблюдения предписаний индивид сохранял право на пребывание в общине. А в случае нарушения и того более — под угрозой оказывалась целиком вся община, потому что проступок индивида как трагическая вина переходил на семью, род, племя... (Типологические символы — «Троянская война», «Изгнание из Рая».) На более ранних этапах развития цивилизации это было то, что называется «табу», то есть сакральное обозначение чего-то, с одной стороны, «святого, священного, главного, наиважнейшего», с другой — «жуткого, опасного, запретного и даже не-чистого»

● Поступательное развитие мысли в мифеме детально не отслеживалось. Обоснования и доказательства опускались, словно это была коллективная внутренняя речь. Мысль как бы выныривала из непроглядной бессмысленности, чтобы затем снова нырнуть. Каждый нырок знаменовал особого типа логический вывод, которым утверждалась причинно-следственная связь между предметами и явлениями.

● То, что мифема предписывала делать, всегда было элементарно: «не варить», «не видеть», «явиться» и т.п. Элементарно — не значит легко. Чтобы выполнить предписание, могло потребоваться подлинное мужество. Но что именно надо сделать и даже как — предельно ясно, просто, физически исполнимо и, что особенно важно, наблюдаемо: видно со стороны и, значит, подконтрольно для общины.

● Мистическая непроницаемость смысла мифемы. Запрет или клятва подавались как предпричина вещей и событий. Будто все вокруг сработано по обету,но в таком случае и собственная активность индивида может показаться самодостаточной (причинообразующей силой). И тогда личность становится духовно равновеликой общине. При этом табу следует рассматривать как импульс психической деятельности, запускающий механизм развития личности и тем самым полагающий начало цивилизации.

Типологические характеристики мифологического текста

Социально-коммуникативные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
● Возбуждение эмоции и непроизвольных,импульсивных реакций ● Снятие социального стресса ● Нагнетание энтузиазма ● Выход из сферы действия критического мышления ● Отключение самоконтроля ● Внушение иррациональных убеждений ● Создание и продвижение мифем и т. п. ● Разрушение традиционной системы ценностей ● Обновление социальной символики ● Формирование иррационального отношения к объекту     ● Синкретическое/ пралогическое мышление ● Слияние с коллективным бессознательным ● Переживание сопричастности ● Рудиментарные механизмы табуирования ● Дополнительные системы ориентации и т. п. ● Бесконтрольные коллективные чувства страха,вины,надежды,отчаяния,самопожертвования и т. п. ● Суеверия,рудименты аниматизма,артифициализма, «реализма» т. д. ● «Мы-образ» и «Я-образ» личности   ● Освещение фактов в символическом аспекте ● Ускоренный темпоритм подачи информации и т. п. ● Прорицания,заклинания, проклятия ● Привлечение архетипических образов(возрождения,преображения,смерти,возмездия,искупления,жертвы) ● Магия слова ● Ненормативня лексика,провоцирующая рудименты табуирования ● Апелляция к дополнительным уровням психики ● Образ врага ● Превозношение «светлых сил» ● Цинизм ● Удвоение абсурда ● Кощунство ● Унижение «Мы-образа» и «Я-образа» ● Предельные обобщения и категорические оценки ● Огрубление,овеществление символики ● Трансдуктивное умозаключение ● Апломб или самоунижение ● Рассуждение по аналогии ● Пересыщение эрудиции


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: