Тема: «Магическое мышление и мифологический текст»
1) Особенности магического мышления
Магическое мышление превращало сообщающиеся сосуды индивидуальное самосознание и коллективное бессознательное, личную ответственность и общинное поведение. Так, общее мнение, будучи высказано, могло враз превратиться в священную заповедь. Но и личный апломб индивида мог вызвать всеобщую покорность. Так, во искупление общего прегрешения могли принести в жертву безвинного соплеменника. Но и за любого своего члена община несла абсолютную ответственность по принципу круговой поруки, обычаю кровной мести и т.п. Поэтому любое общение оборачивалось массовой коммуникацией, а массовая коммуникация могла приходить к индивиду как «внутренний голос».
Получается, что магическое мышление в принципе не только авторитарно, но и публично. Мысль могла «прийти» по-разному: как голос свыше в «двухпалатном сознании», как подсказка бессознательного через сновидение, как повеление вождя, даже как собственное умозаключение. Но в любом случае она сразу же «высказывалась» поведением на глазах у всех и вместе со всеми.
2) Определение термина «мифема»
Мифема - единица первобытного мышления.
Четыре обязательных момента, которые свойственны мифеме:
● Мифемой предрекалось в полном смысле абсолютное, тотальное и вместе с тем конкретное возмездие. Только в случае соблюдения предписаний индивид сохранял право на пребывание в общине. А в случае нарушения и того более — под угрозой оказывалась целиком вся община, потому что проступок индивида как трагическая вина переходил на семью, род, племя... (Типологические символы — «Троянская война», «Изгнание из Рая».) На более ранних этапах развития цивилизации это было то, что называется «табу», то есть сакральное обозначение чего-то, с одной стороны, «святого, священного, главного, наиважнейшего», с другой — «жуткого, опасного, запретного и даже не-чистого»
|
● Поступательное развитие мысли в мифеме детально не отслеживалось. Обоснования и доказательства опускались, словно это была коллективная внутренняя речь. Мысль как бы выныривала из непроглядной бессмысленности, чтобы затем снова нырнуть. Каждый нырок знаменовал особого типа логический вывод, которым утверждалась причинно-следственная связь между предметами и явлениями.
● То, что мифема предписывала делать, всегда было элементарно: «не варить», «не видеть», «явиться» и т.п. Элементарно — не значит легко. Чтобы выполнить предписание, могло потребоваться подлинное мужество. Но что именно надо сделать и даже как — предельно ясно, просто, физически исполнимо и, что особенно важно, наблюдаемо: видно со стороны и, значит, подконтрольно для общины.
● Мистическая непроницаемость смысла мифемы. Запрет или клятва подавались как предпричина вещей и событий. Будто все вокруг сработано по обету,но в таком случае и собственная активность индивида может показаться самодостаточной (причинообразующей силой). И тогда личность становится духовно равновеликой общине. При этом табу следует рассматривать как импульс психической деятельности, запускающий механизм развития личности и тем самым полагающий начало цивилизации.
Типологические характеристики мифологического текста