Й годовщине со дня блаженной кончины посвящается.
Памяти Святителя Григория Нисского.
Память 10 (23) января.
«Высокое унижено, созданное по образу небесному оземлянилось,
поставленное Царить порабощено, сотворенное для безсмертия уязвлено смертью,
пребывавшее в наслаждении райском изгнано в сию сторону скорбную и многотрудную,
воспитанное в бесстрастии сменило его на страстную и скоротечную жизнь;
свободное и неподвластное – ныне под властью стольких и толиких зол,
что нелегко и перечислить наших мучителей».
Святитель Григорий Нисский.
Святитель Григорий Нисский (331/335-394/395) один из самых смелых мистических богословов Вселенской Церкви, духовный опыт и труды которого до сих пор с неослабевающем интересом исследуются христианами.
Наделенный Господом исключительными дарованиями, Святитель прожил яркую жизнь и явил миру, утопающему в грехах и ересях, индивидуальное мировоззрение на самую спасительную надежду всего человечества – Христианство.
Тот, кто читает труды Святителя Григория Нисского, познакомился с его мыслями, проникся к нему любовью как к истинному Святителю и проповеднику Таин Божиих, никогда не оставит свет Любви Божией и те богословские знания, в основе которых неизменно пребывает желанное Боговедение.
Рождение и воспитание.
Будущий Святитель родился в древней христианской семье, сохранившей память о преследовании нечестивого императора Диоклитиана.
Он учился в Кесарии и в Константинополе вместе со своим старшим братом – будущим Вселенским учителем Церкви Василием Великим (329-379) и его братом во Христе Григорием Богословом (ок. 330-390).
Именно Святитель Григорий Богослов убедил Григория, увлекшегося мирской славой красноречия, оставить мирскую службу и посвятить себя служению Богу.
|
О молодости Святителя Григория Нисского почти ничего неизвестно. Однако о его познаниях и учителях мы знаем достаточно.
Учителя и наставники.
По его собственному признанию старший брат Василий был его учителем, и наставил, прежде всего, в риторике, посвятив в «тайны красноречия».
В числе своих наставников Григорий также называет сестру Макрину (память (19 июля) 1 августа), в доме которой он окружен был атмосферой аскетической и высококультурной.
Святитель Григорий Нисский с упоением изучал философию, труды своих современников, трое из которых оказали на него сильное и глубокое влияние. Этими учителями были мыслитель Ориген (род. в 182), философ Филон Александрийский (28/21 до Р. Х. - 41/49) и Феогност.
Всю свою жизнь Григорий считал себя горячим поклонником эллиниста Оригена, что отчасти и отразилось на его духовном творчестве и некоторых взглядах, расходящихся с учением Вселенской Церкви. Однако надо признать, что многие мысли александрийского христианского философа будущий Святитель так и не принял.
Начало служения.
Под влиянием семейных обстоятельств, главным образом связанных с просьбами родственников, Григорий ушел от философского искуса, вернулся к церковному служению, которому была посвящена вся его благочестивая и набожная семья.
Даже вступив в брак, Григорий проводил аскетическую и девственную жизнь, некоторое время в монастыре Святого Василия на берегах Ириса.
|
Мы знаем, что Григорий не обладал житейской опытностью и сильным характером, как его брат Василий – Великий Вселенский учитель, а потому были опасения у последнего, удержится ли Григорий от соблазнов в период распространения страшных ересей и искушений, творящихся в Римской империи.
Епископ Ниссы.
Василий был против отправления брата в Рим во главе посольства, но в 371 году он промыслительно, против воли младшего брата, посвятил его во Епископы города Ниссы (Малая Азия). В дальнейшем это решение оказалось пророческим – Григорий неоднократно помогал брату в борьбе с ересями, и прежде всего, как писатель и богослов, что не могло не навлечь на него гнев и преследования ариан.
Осуждение и изгнание.
Именно ариане призвали его на суд в Галатию под стражей по приказу наместника Демосфена – «любителя еретиков». Однако Григорий в 375 году бежит из под стражи.
В 376 году его осудили заочно и низложили по «любимому » обвинению врагов истинных пастырей – растрате и незаконном посвящении.
Три года Григорий Нисский проводит в изгнании.
Возвращение и скорбь.
В 379 году со смертью нечестивого императора Валента, возвращается Григорий к своей пастве и встречен был ею с радостью и любовью.
В тот же год скончался дорогой и всеми обожаемый брат его – Святитель Василий, Архиепископ Каппадокии, а вслед за ним оставила мир и родная сестра Григория – Макрина. Для Григория Нисского это было страшным ударом и испытанием, посланным Господом для укрепления будущего великого пастыря.
|
По кончине обожаемого брата Епископ Григорий приступает к завершению его духовного наследия – Шестодневу и Полемики с Евномием, что было вскоре признано всеми как достойное продолжение великого дела почившего Святителя Василия, названного при жизни Великим.
Соборное поручение.
Вскоре Антиохийский собор из 146 отцов в 379 году дает Григорию поручение обозреть Аравийские церкви, ибо были известия с тех мест о распространении ересей и чуждых христианству обычаев.
В этой незабываемой поездке Епископ Григорий Нисский посещает Святые места: Вифлеем, Голгофу, гору Елеонскую и т. д.
В Палестинской пастве встретили его с подозрением, ибо 13 лет находился в ссылке пастырь местной Церкви – Святитель Кирилл Иерусалимский, а потому состояние дел здесь было расстроенным.
Борец с ересью.
Епископ Григорий приступает к борьбе с иудейской ересью аполлинаризма*.
* Аполлинарий Младший Лаодикийский (ок. 305/10-392), один из самых известных ученых и крупных богословов своего времени, пытавшийся не без ошибок, осмыслить сущность Святой Троицы. С 362 года был Епископом Лаодикии Фригийской. Он учил что Христос имел только душу человеческую, т. е. низшую физическую природу, а вместо духа или ума в Нем было Божественное Слово. Впитавший в себя аристотелеву философию, Аполлинарий пытался умом постичь природу Сына Божия, но не сумел этого сделать. Позднее Аполлинарий стал основателем ереси аполлинаризма, в какой утверждалось, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Это умоляло реальность человечества во Христе и вело к ереси монофизитства. Против аполлинаризма тотчас выступили Святитель Афанасий Великий и каппадокийцы; Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Вскоре ересь осуждена была в 362-м и в 381 гг., однако ученики Аполлинария продолжали распространять его труды под именами учителей Церкви. На борьбу с ними выступили антиохийцы; глава школы Великий Вселенский учитель Иоанн Златоуст и Диодор Тарсийский (ум. в 392), Феодор Мопсуэстийский (ум. в 428), Ива Эдесский (ум. в 457) и “учитель и толкователь толкователей” Феодорит Кирский (ум. ок. 458).
С тяжелым чувством пишет Епископ Григорий о своих впечатлениях и пребывании в Палестине, о царящем здесь духе искушения. В будущем в своих трудах Святитель не одобрял паломничества в Палестину особенно женщин: «Ведь Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить …»
Признание Собором и Императором.
В 381 году Святитель Григорий Нисский присутствовал на II Вселенском соборе. Догматические труды Епископа Григория определили и его влияние на Вселенское богословие.
В императорском эдикте 30 июля (12 августа) 381 года Святитель включен был в число тех Епископов, общение с которыми, по мнению императора, обязательно для признания Православным!
В то время для каждого округа империи были названы свои имена Святителей и для Понта ими стали Григорий Нисский, Элладий Каппадокийский и Отрий Мелитийский. К несчастью, именно от Элладия позднее Святитель имел много огорчений.
Борьба с арианами.
В 382 и 383 годы Святитель Григорий снова пребывал в Константинополе на Поместных Соборах, где с особым усердием и возвышенностью боролся с арианами.
Здесь духовно сблизился он со знаменитой девственницей Олимпиадою, близкой к Святителю Иоанну Златоустому.
В 394 году Епископ Григорий снова присутствует на Соборе по делам Аравийский церквей. То было последнее известие о его земной жизни.
Последний год жизни.
Возможно, что после этого события Святитель и скончался. А потому год 394-й можно считать последним в жизни Святителя Григория Нисского.
О последнем году жизни Святителя сохранилось мало сведений, в основном отрывочных.
Известно, что он занимался в это время общецерковными делами, ибо современники видели в нем великого защитника Православия против ариан и аполлинаристов. Пройдут столетия, но слава Святителя Григория и труды его обретут такой авторитет и значение, что станут основным правилом в понимании Святой Троицы и несокрушимым мечом веры в борьбе в плодящимися от века к веку ересями.
Святителя Григория Нисского на VII Вселенском Соборе называли «столпом православия», «отцом отцов». Когда же возник спор о Святителях и их значении для Вселенского Православия, Григория Нисского не включили в число трех Вселенских Святителей.
Начиная с V века подымался вопрос о богословских мнениях Святителя Григория и его учителях, в частности речь шла об Оригене. Однако за впадшего в ересь мыслителя Святителя не осудили, ибо столь велики пред Православием были заслуги того, кто был братом и другом Вселенских учителей.
Труды Святителя.
Святитель Григорий Нисский оставил большое число творений.
Трактаты «Об устроении человека», о «Шестодневе, слово защитительное брату Петру», «О жизни Моисея-Законодателя», «Точное истолкование Экклезиатса Соломонова», «О чревовещательнице».
Среди полемических произведений отметим:
книги «Против Евномия» числом 12, объяснительное послание «К Авлавию о том, что не три Бога», «Против Аполлинария» и «Слово о Духе Святом, против Македонян Духоборов».
Однако самым значительным произведение Святителя Григория надо признать по праву «Большой Катехизис».
Темам нравственным и аскетическим посвящен его трактат «О девстве или о совершенстве», написанный в ранние годы, и ряд небольших рассуждений: «К Гармонию о том, что значит имя и название христианина», «О совершенстве и о том каким должно быть монаху», «К Олимпию монаху», «О цели жизни по Богу»…
Особенно ярко аскетический идеал выражен Святителем Григорием в его письме «О житии Макрины», написанный вскоре после ее кончины в 380 году.
Так же есть несколько проповедей и письма числом 26. Большинство из них имеет личный и биографический характер.
Особенно необходимо отметить письмо II-е – «О путешествующих в Иерусалим», кстати, очень актуальное и давно не переиздаваемое в наши дни.
Невозможно так же не упомянуть о каноническом послании к Литоию Епископу Мелитийскому, содержащем 8 правил и включенному в Кормчую и в Книгу Правил.
Святитель Григорий Нисский по праву считается автором одного из самых высших и самых глубоких индивидуальных осмыслений Христианства, величайшим метафизиком, заложившим основы христианской екзегетики.
Христианская Церковь чтит память Святителя раз в году – 10 (23) января.
Приведу здесь несколько основополагающих мыслей Святителя.
О Боговедении.
После созерцания Бога в Его творениях дальнейшее изучение Святой Троицы, по мнению богословов, в числе которых яркой и неповторимой личностью был и Святитель Григорий Нисский, невозможно в силу непостижимости ее «неизъяснимой природы».
Во-первых, потому, что бытие Высшего Существа – несомненная истина, даже не истина, а непосредственно переживаемый факт.
Во-вторых, для Боговедения необходима чистота сердца, а растление души, отказ от деятельности ума или безумие ведут к сомнениям и даже к отрицанию самоочевидного Бога.
Мы знаем, что Он есть, но не знаем, что Он такое, и это связано с ограниченностью человеческого знания.
Мы изучаем низшую природу и применительно к ней используем слова и понятия, но даже в этом, предаемся самообольщению, ибо низшая природа во многом превышает меру человеческого ведения.
В-третьих, в восприятии нечувственного, духовного, идеального многие понятия и слова обнаруживают свою непригодность т. к. их можно использовать условно и ограничительно, ибо духовное неуловимо для наших понятий, постоянно от нас ускользает и предстает пытливому уму лишь обрывочно.
Поэтому, по словам Святителя Григория Нисского, утверждавшего лучшие традиции аскетической, подвижнической мысли, Божия Природа превышает всякое постигающее разумение, а человеческий ум, ограниченный словом и мыслью, не может измерить Безмерного, Неизрекаемого и Невозгласимого. И продолжает – Бог создал себе причастника по образу и подобию Своему в лице человека: «В тебе как в создании Своем отобразил Бог подобия благ Своей собственной Природы, словно отпечатлев на воске резное свое изображение». Потому чистый от греха «внутренний человек» может в себе, как в зеркале, созерцать «боговидную лепоту» самого Бога.
Высшее же Богоподобие человека – в Его непостижимости.
Сущность Бога и внутренняя сторона Его природы, человеку недоступны.
Источником этого учения является утверждение о том, что сущность вообще какого-либо объекта человеку недоступна.
Святитель Григорий Нисский учит, что “непознаваема не только Божественная сущность, но и сущность души и природа тела”. Человеку едва ли возможно точное познание даже твари, но в сравнении с тварями, гораздо невместимее и непостижимее та Природа, которая господствует над ними (человеком и природой), и от Которой они произошли.
Непостижимым является не сам факт существования Бога, но то, что Он такое. Нет ни одного творения, которое бы имело силу воспринимать природу Создателя. Бога не может видеть никакая сотворенная природа, не исключая Серафимов, т. е. даже первый из 9 чинов Ангельских не может узреть Бога.
По разъяснению Святителя Григория Нисского, в словах Апостола Иоанна Богослова “Бога не видел никто никогда” (Ин. 1, 18), решительно утверждается, что не только людям, но и всякой разумной природе недоступно ведение (гносис) Божией сущности: “Природа Божия, сама в себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления”.
Так, человек знает Бога не по существу Его, но по величию творений Его.
В них, как в зеркале, видит человек безпредельную Его благость, премудрость и силу.
Созерцание природы доставляет человеку познание о Боге, но и такое познание не может быть вполне совершенным, ибо является лишь отражением. Однако восприимчивый, чистый ум и чуткое сердце человека усматривают в мире Божественные мысли, намерения и действия.
Как писал Святитель Григорий Нисский, эту величественную и красноречивую книгу надо уметь правильно прочитать и правильно истолковать, чтобы получить чистое или хотя бы приблизительно-отдаленное представление о Боге.
В благоприятном случае предметы и явления видимого мира – ступени духовной лестницы, по которой ум человека, под влиянием внушений, идущих от сердца, постепенно восходит к созерцанию небесной красоты Божества.
Созерцание Бога в природе многоразлично, ибо Его величие Его творений познается из ежедневного промышления и правосудия. В этом созерцании человек не останавливаясь на видимом, должен восходить умом к Божеству.
Ум, освободившийся от страстей, вращается в тонких помышлениях, в созерцании тварей и в вечном свете. Поэтому даже аскеты-мистики не только не отрицали необходимости, высокой значимости и громадной важности созерцания Бога в природе, но наоборот, настаивали на этом.