О созерцании духовной и тварной природы.




Все сотворенное Богом различается на духовное, или умное, и чувственное, или телесное; причем духовному принадлежит первенство и по достоинству и по порядку осуществления.

Духовная природа не имеет, по словам Святителя Григория Нисского: «ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни количества, ни вообще чего-либо узреваемого под солнцем ».

О созерцании тварной природы, как форме Богопознания (христианский гносис) Святой Апостол Павел учил: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны” (Рим. 1, 20).

О рассуждениях на эту тему читаем у Святителя Григория Нисского о том, что чрез рассматривание устройства мира людям может быть доступно “постижение высшей мудрости и силы” Творца.

В тварях, Богом и созданных, и управляемых отражается, в известной степени, величие Божие.

 

О пребывании вне Бога.

О том выразительно и точно говорится в учении Святителя Григория Нисского: “Кто пребывает вне любви Божией, тот, без сомнения, бывает вне Того, от любви к Кому он удалился... пребывающий вне Бога необходимо оказывается и вне света, вне жизни и нетления... так как все это сосредоточено в Боге. А кто не в этом, тот, без сомнения, - в противоположном. Т. е. такой становится достоянием тьмы, тления, погибели и смерти. Отпадение от подлинно Сущаго действительно повреждение и разрушение существующего. Никому невозможно существовать, не находясь в Сущем”.

О деле искупления и спасении человека.

Совершить дело искупления, спасения человека может только Бог.

Только Он способен воссоздать природу человека, избавив ее от греха, ибо только Он может взять от нас грехи.

Господь, по словам Святителя Григория Нисского, по благому Своему промыслу в величайшем к нам человеколюбии, снова воспринимает нас: “Бог – Причина, и Начало, и Сущность и Жизнь всего. Он призывает к Себе и возстановляет отпавших от Него; возобновляет образ Божий в тех, которые стремятся к Нему”.

С этой целью вочеловечился Сын Божий – снова соделать людей участниками Его Божества, чтобы изменить, преобразить и обновить нашу природу, и душу низложенную страстями. С тем чтобы растворить ее Своим Божественным Духом.

Целью пришествия Сына Божия было очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением и восстановить ее первообразное состояние.

 

О последствиях грехопадения.

Ум, отдалившись от Бога, терял свою точку опоры, ослабевал в своих силах, в результате дух, порвавший живой союз любви с Богом, отдалялся от Него.

По мере этого и чувственность, освобождаясь от подчинения духу, от контроля и управления разума, все более и более вступала в решительное противоречие с духовной сущностью человека, активно восставала на нее.

Вся гармония духовной жизни в человеке расстроилась, ибо она держалась на только на единением духа с Богом, ибо в таком союзе был источник и залог его крепости и господстве над чувственностью.

Со временем усилилась численность и интенсивность чувственных желаний человека, они разбрелись в разные стороны и получили характер безмерности.

Силы и способности человека получили извращенное направление, приобрели дурные навыки, в коих и заключается религиозно-нравственное зло.

Это одностороннее развитие сил и желаний человека называется страстями. И если до грехопадения человек владел своими страстями и неразумною частью своей природы, то после него – страсти и неразумная сторона его природы овладели им.

Именно в страстях и выражается отпадение человека от живого союза с Богом, поскольку до этого в нем получили преобладание себялюбие и эгоизм.

Страсть всегда указывает на одностороннее, негармоничное и несвободное состояние сил человека. Именно уклонение к страстям, как указывали Отцы Церкви, лишило человека безсмертия. Их именуют “худыми настроениями воли”.

Человеку невозможно приблизиться к Творцу, к понятию о Нем, не устранив себялюбие и эгоизм, не укротив страсти. Потому и в познании сил добра и зла необходимо умерить неразумную сторону человеческой природы.

Для очищения от греха человек имеет нужду в Божией помощи.

 

О вере.

Наиболее смелый метафизик и богослов начала нашей эры Святитель Григорий Нисский писал, что многие основания, знания, догмы и истины о Боге, умом не вместимы, ибо они суть “догмы Божественные и таинственные”.

Они приемлемы лишь верой, а потому являются не только теоретическими положениями, но и заповедями – нравственными предписаниями: “Благодать Спасителя нашего даровала любовь приемлющим познание истины, как врачество душам. Она разрушает чарующее человека обольщение, угашает безчестное мудрование плоти, когда приявшая единение душа светом истины путеводима к Богу и собственному спасению”.

Но если безплотно знание ради знания, не достаточно и одного соблюдения заповедей.

Христианин, по учению Святителя, обязан исследовать веру: иначе, он обнаруживает недостаток благочестия и согрешает.

Однако исследование это не должно вырождаться в пустую, внешнюю диалектику, в «Аристотелево злохудожество» ( философию), но должно исходить из несомненного содержания веры.

Так, в дальнейшем изучении христианами сути добра и зла не было исконной ошибки, напротив вера требовала это.

Вера требовала от христианина познать Бога, узреть Его, душой и умом приблизиться к Нему.

О вечности Бога.

В своем учении Святитель Григорий Нисский по-новому и глубже освящает тему «вечности жизни Божией».

Бог свободен от времени; для Него нет ни прошлого, ни будущего, а одно настоящее, т. е. вечность.

Его не следует понимать временно, как особого рода время: «У Бога что было, то есть и будет; а если чего-нибудь не было – того нет, и не будет».

Бог не во времени – Он неизменен – не до времени и не после времени, но время и все временное есть как бы частичное и погибающее (ибо тварное) отражение Бога. Потому и возможно, что «во всякой вещи есть Бог, пронизывающий и объемлющий ее в ней пребывающий».

Та же Божия Природа силой Своей и сама «находится во всех существах, чтобы все они пребывали в бытии», но от этого Своего вездесущия не становится ни временной, ни пространственной.

Бог – Первоначало, Он – Первоблаго и Всеблаго!

 

О Сыне Божием.

Бог породил Сына Своего как начало всего, дабы чрез Него «создать и образовать всяческое».

Так, от пламени исходит, его не умаляя, другое пламя, так звучит вовне мысль – слово или луч исторгается от солнца и в него возвращается.

Предвечно пребывающий в Боге Разум (Логос) «проистек» из Него, чтобы стать «идеей и энергией» всего и спасти людей, которые согрешили, ослушавшись Его Закона, и в «помрачении души и окаменении сердца» подпали смерти.

Из того, что Логос (Иисус) вочеловечился, следует, что средоточие мира – человек и что ради человека создан и спасен мир. Этим фактом и осмыслением его устраняется безличный языческий натурализм и лжегностическое отрицание плоти во имя ложной духовности.

Главный вывод раннехристианских богословов – Христос был не только духовным, но и душевно-плотским человеком и Богом, воплотившимся, как человек Иисус.

По словам Святителя Григория Нисского, - “Бог – причина, и начало, и сущность и жизнь всего. Он призывает к Себе и возстановляет отпавших от Него; возобновляет образ Божий в тех, которые исказили его... Вообще Он руководит тех, которые стремятся к Нему”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: