О чинах в загробной жизни.




В учении Святителя Григория Нисского, глубоко и индивидуально осмысливавшего христианство, мы узнаем, что земная жизнь не только ответственный процесс очищения от греха, но и свободное религиозно-нравственное развитие, при котором не умирающие и не утрачивающие связи с телом души людей, слагаются за гробом в тройственную иерархию.

 

ПЕРВЫЙ ЧИН – «одни души достойны хвалы и праведны », они блаженствуют в Небесном Царстве, «созерцая Бога лицом к Лицу и в этом созерцании, обладая всем, что почитается за благо; безконечною жизнью, вечным нетлением, блаженством безсмертным... веселием, истинным светом, приятною пищею духовною, недоступному славою и непрестанной радостию...»

ВТОРОЙ ЧИН – другие души «и почести не удостоены и не наказуемы », третьи – «несут наказания за свои грехи. К ним принадлежат души, какие находятся в состоянии безразличия (души убиенных или умерших младенцев), какие не достигли необходимой для Боговедения разумности, и не приступили к земному своему подвигу, а потому » дорастают в загробной жизни.

ТРЕТИЙ ЧИН – души находящиеся в «огне адском », в чем-то темном, «в каком-то невидимом и безплотном состоянии жизни », томимые неудовлетворимыми похотениями, грешные души, не видя Бога, не способные общаться с Ним. Эта душа «будет кружить в воздухе, блуждая, носясь туда и сюда, никем не отыскиваемая, не имеющие Господина, желающая успокоения и приюта, но не находящая успокоения и приюта, но не находящая его, тщетно скорбящая и бесплодно кающаяся ». Она будет жаждать и неутомимо алкать недоступных благ, пылая в огне неугасимом. И будет ее всегда, грызть «червь совести, устыжая и обновляя муку напоминанием о соделанном в жизни худо ».

По Григорию Нисскому грешен весь душевно-телесный человек; а потому «загробная жизнь и телесна » (М. Ф. Оксиюк, «Эсхатология Григория Нисского», Киев. 1914 г.).

 

О зле.

 

Отношение зла к добру по Святителю Григорию Нисскому таково же, как отношение слепоты к видению. Но это не значит, что для человека зло нереально; напротив, именно в человеке оно становится некоторой реальностью.

Не имея, конечно же, начала в Боге, зло «зарождается как-то внутри, созидаемое свободным произволение, когда душа удаляется от блага».

Зло возникает в твари потому, что она свободно не стремится к Богу, а сосредотачивается в себе.

Человек может удаляться от Бога лишь потому, что он получил от Творца начало, и поэтому по природе своей он не изменен кем-либо, т. е. не Богом.

Тварь как созидаемое Богом из ничего «нечто» - есть то, что противостоит Богу, но не может быть «само по себе».

Человек может быть благим, если будет стремиться к Богу, и злым, если станет от Бога удаляться в себя.

Удаление же – это уход в небытие, тление, смерть и гибель. В этом удалении или гордыне (самости) и заключается брошенный нами вызов Творцу. С этого начал сатана разрушать мир Божий.

Как указывал Святитель человек, не обладая еще «истинным суждением о прекрасном», человек вообразил, будто может достичь блага своими собственными усилиями. Он стал искать его для себя и в себе, и потому сделался восприимчивым к дьявольской отраве – к «яду преслушания».

Отвратившись от единого Бога в свое ничтожество, человек тем самым обратился к небытию: к саморазложению или тлению смерти.

На месте «древа жизни» выросло «древо познания добра и зла» или «древо смерти», ибо «противоположное» зародилось.

Осквернение очей привело к усмотрению зла и к зависти к Богу – грех превратился в привычку, в греховность, которая, словно камень с горы, катится до «крайних пределов лукавства». Чувственность человека стала негодной: приняв в себя «противное », подпала разложению.

Отойдя от Единого, человек разъединился в себе на «умное » и «чувственное», а через второе обратился к материи и начал вбирать в себя ее безобразность – перестал ее отделять от себя, что и привело к огрублению его тела: Бог одел человека в «кожаные ризы», подобные телу смертных животных (Быт, 3, 21). Но наложенная Творцом на людей «возможность умирать, отличавшая природу безсловесную», была даже благом, ибо только в саморазложении может огрубевшее тело как бы расплавиться, перегореть и очиститься от зла.

Даже в новорожденном грешна его человеческая природа и потому – если человек, как средоточие мира, падает – увлекает за собой весь мир. Потому не в спасении одного индивидуума проблема, а в спасении всего Человека.

 

Об аде.

По мнению Святителей Григория Нисского и Григория Богослова Адне вечен, ибо он – огненная баня крещения, для тех кто умирает во грехе, и тех, кто в последний день, не вкусив смерти, будет искупать грехи определенным периодом мук.

Зло, по мнению Святителя,должно исчезнуть, ибо оно не безсущностно: живет, паразитирует на добре, в благом создании Божием. Необходимо, чтобы тварь прошла путь зла, «природа которого ограничена пределами ».

 

Александр Рожинцев.

24 января 2016 года

Святой град Тихвин.

 

В статье использованы цитаты из книг: Протоиерей Георгий Флоровский «Восточные Отцы IV-VIII веков (1931) и Л. П. Карсавин “Святые отцы и учители Церкви” (1926).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: