РОДНОЙ ЯЗЫК
2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Родной язык» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Организация-разработчик:
ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации рабочей программы дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям всех направлений подготовки.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина РОДНОЙ ЯЗЫК относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий «речевая ситуация и ее компоненты», «литературный язык», «языковая норма», «культура речи»;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Общие компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК.9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 39 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 39 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РОДНОЙ ЯЗЫК
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов | |
Раздел 1. Введение. Язык и речь. | Содержание учебного материала Язык и речь. Виды речевого общения. Свойства речи. Речевая ситуация. | 4 | ||
2 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Язык и речь. | ||||
Практические занятия Виды речевого общения. | ||||
Информационные (лекционные) занятия Свойства речи. | ||||
Практические занятия Речевая ситуация. | ||||
Раздел 2. Устная и письменная речь | Содержание учебного материала Особенности устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая речь. Ораторская речь. Развитие умений монологической, диалогической, ораторской речи. Культура публичных выступлений. | 6 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Особенности устной и письменной речи. | ||||
Практические занятия Монологическая и диалогическая речь. | ||||
Информационные (лекционные) занятия Ораторская речь. | ||||
Практические занятия Развитие умений монологической, диалогической, ораторской речи. | ||||
Информационные (лекционные) занятия Культура публичных выступлений. | ||||
Раздел 3. Русский язык в современном мире | Содержание учебного материала Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Формы существования русского национального языка. Литературный язык и язык художественной литературы. | 3 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Формы существования русского национального языка. | 2 | |||
Практические занятия Литературный язык и язык художественной литературы. | 1 | |||
Раздел 4. Система языка. Текст и его место в системе языка и речи | Содержание учебного материала Понятие о системе языка. Текст и его место в системе языка и речи. Работа с текстом. | 4 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Понятие о системе языка. Текст и его место в системе языка и речи. | 2 | |||
Практические занятия Работа с текстом. | 2 | |||
Раздел 5. Культура речи. Основные аспекты культуры речи. | Содержание учебного материала Основные аспекты культуры речи. Овладение речевой культурой. Правильность речи. Речевой этикет. | 4 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Основные аспекты культуры речи. | 1 | |||
Практические занятия Овладение речевой культурой. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Правильность речи. | 1 | |||
Практические занятия Речевой этикет. | 1 | |||
Раздел 6. Языковая норма и её основные особенности | Содержание учебного материала Произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса и графического сокращения слов. Абзац как пунктуационный знак. Нормативные словари современного русского языка и справочники. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. | 12 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. | 1 | |||
Практические занятия Особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | |||
Практические занятия Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | 1 | |||
Практические занятия Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Правильное построение предложений. | 1 | |||
Практические занятия Употребление прописных и строчных букв. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Правила переноса и графического сокращения слов. | 1 | |||
Практические занятия Абзац как пунктуационный знак. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Нормативные словари современного русского языка и справочники. | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. | ||||
Раздел 7. Русский язык и культура русского народа | Содержание учебного материала Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Дифференцированный зачёт | 4 | ||
3 | ||||
Информационные (лекционные) занятия Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | 1 | |||
Практические занятия Историзмы, фольклорная лексика и фразеология. | 1 | |||
Информационные (лекционные) занятия Русские пословицы и поговорки. | 1 | |||
Практические занятия Русские имена. | 1 | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |||
Всего: | 39 |