Продолжительность занятия – 135 минут.




ЗАНЯТИЕ № 6

Методические рекомендации для преподавателей к проведению практического занятия на тему:

«ЛУЧЕВЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЦА И

КРУПНЫХ СОСУДОВ. РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКА

ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА И КРУПНЫХ СОСУДОВ»

 

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Методики лучевой кардиологии позволили по-иному взглянуть на хорошо знакомые клинические факты, переосмыслить значение многих клинических симптомов. Когда-то возможность увидеть на рентгеновском экране живое пульсирующее человеческое сердце буквально ошеломила современников. Искусственное контрастирование полостей сердца обогатило кардиологию ранее недоступными патоморфологическими и патофизиологическими данными. Однако пора одиночества рентгенологического метода закончилась и в последние 15 – 20 лет произошла техническая революция, связанная главным образом с разработкой принципиально новых способов изучения сердца. В 70-е годы были созданы ультразвуковые приборы, в 80-е – компьютерные способы получения изображения: дигитальная коронаро- и вентрикулография, магнитно-резонансная томография, в 90-е спиральная компьютерная томография. Более того, рентгенологи получили специальные катетеры для пластики сосудов (коронарной ангиопластики) и тем самым соединили методы диагностики с лечебными манипуляциями.

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

-изучить методики рентгенологического исследования сердца и крупных сосудов.

-изучить рентгеновскую анатомию и физиологию сердца и крупных сосудов.

-научить студентов методике анализа сердечно-сосудистой тени.

-изучить синдром «митральной конфигурации» сердца.

-изучить синдром «аортальной конфигурации» сердца.

-изучить синдромы «шаровидной» и «трапециевидной» формы сердца.

-изучить поражения кровеносных сосудов.

 

III. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Продолжительность занятия – 135 минут.

1.Организация занятия – 5 мин.

2.Входной контроль исходного уровня знаний студентов – 10 мин.

3.Проверка и коррекция исходного уровня знаний - 10 мин.

4. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы.

4.1.Первый этап достижения цели – 10 мин.

4.2.Второй этап достижения цели – 10 мин.

4.3.Третий этап достижения цели (практическая работа) – 20 мин.

4.4.Четвертый этап достижения цели (практическая работа) – 30 мин.

4.5.Пятый этап достижения цели (практическая работа) – 10 мин.

4.6.Шестой этап достижения цели – 10 мин.

4.7.Седьмой этап достижения цели – 5 мин.

5.Выходной контроль знаний студентов – 10 мин.

6.Ответы преподавателя на вопросы студентов и подведение итогов реализации целей занятия – 5 мин.

 

IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Набор демонстрационных рентгенограмм органов грудной клетки здорового человека, томограмм, РК-томограмм.

2.Набор демонстрационных рентгенограмм различных синдромов патологии сердца и крупных сосудов.

3.Таблицы: сердечно-сосудистая тень в норме, методики исследования, синдромы митральной и аортальной конфигурации и другие.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Основная литература

1. Лучевая диагностика: учеб. для студентов мед.вузов / под ред. Г.Е. Труфанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – Т.1. - 2009, стр. 186-214.

2. Лучевая диагностика: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. Г.Е. Труфанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – Т.1. - 2011, стр. 186-214.

3. Лекции профессора Н.С.Воротынцевой.

 

Дополнительная литература

4. Медицинская радиология и рентгенология: учеб. для студ. мед. вузов / Л.Д.Линденбратен, И.П.Королюк. – М.: Медицина, 1993, стр. 188-227.

5. Медицинская радиология: учеб. для студ. мед.вузов /Л.Д.Линденбратен, И.П.Королюк. – М.: Медицина, 2000, стр. 231-273.

6. Воротынцева Н.С. Рентгенопульмонология: Стратегия и тактика получения и анализа рентгеновского изображения в пульмонологии: учеб. пособие для студентов всех факультетов / Н.С.Воротынцева, С.С.Гольев. – М.:МИА, 2009.

7. Основы лучевой диагностики и терапии. Национальное руководство /гл.ред.С.К.Терновой. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2012.

8. Лучевая диагностика болезней сердца и сосудов. Национальное руководство / под ред. Л.С.Кокова. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.

9. Методические рекомендации для самоподготовки и работы на практических занятиях студентов лечебного факультета по дисциплине «лучевая диагностика» (3 курс) /Л.В.Власова, Н.С.Воротынцева, И.С.Пискунов, А.В.Трошин; ГБОО ВПО КГМУ Минздрава России, Каф. лучевой диагностики и терапии.- 2014.

10. Основы лучевой диагностики в кардиологии. Учебно-методическое пособие / Н.С.Воротынцева, С.С.Гольев, Л.В.Власова. – Курск: ООО «Учитель», 2013.

 

Периодические издания (журналы):

Вестник рентгенологии и радиологии.

Диагностическая и интервенционная радиология.

Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»

www.studmedlib.ru

1.Анализ данных лучевых методов исследования на основе принципов доказательной медицины: учеб. пособ./Васильев А.Ю., Малый А.Ю., Серов Н.С. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.

 

VI. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Фронтальный разбор и анализ основных положений темы.

2. Практическая работа с рентгенограммами органов грудной клетки пациентов с синдромами: митральной, аортальной, трапециевидной и шаровидной формы сердца по схеме ООД с оформлением протокола анализа и описания изображений в рабочей тетради.

3. Проверка самостоятельной работы студентов (схематических рисунков) по теме занятия:

3.1.Вертикально, косо и горизонтально расположенное сердце.

3.2.Нормальная сердечно-сосудистую тень в прямой, правой и левой косых проекциях, с обозначением всех дуг.

3.3.Сердечно-сосудистую тень при стенозе митрального отверстия в прямой и косых проекциях.

3.4.Сердечно-сосудистую тень при недостаточности митрального клапана в прямой и косых проекциях.

3.5.Отклонение пищевода по дугам малого и большого радиусов.

3.6.Сердце аортальной конфигурации.

3.7.Сердце округлой и трапециевидной конфигураций.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАНЯТИЮ №6

1.Назовите основные рентгенологические методики исследования сердца и крупных сосудов.

2.Оформите направление больного на рентгенологическое исследование сердца.

3.Перечислите специальные рентгенологические методики исследования сердца и крупных сосудов.

4.Объясните сущность методики ангиокардиографии и способы ее выполнения.

5.Какая специальная методика рентгенологического исследования позволяет с большей точностью определить протяженность дуг сердечно-сосудистой тени?

6.Назовите контрастные вещества, используемые для ангиокардиографии.

7.С какой целью при стандартном рентгенологическом исследовании сердца проводится контрастирование пищевода?

8.Как устанавливается больной при исследовании в правой косой проекции?

9.Как устанавливается больной при исследовании в левой косой проекции?

10.С какой целью применяется томография сердца?

11.Какие проекции являются оптимальными для изучения левого предсердия?

12.Какие проекции являются оптимальными для изучения правого предсердия?

13.Какие проекции являются оптимальными для изучения левого желудочка?

14.Какие проекции являются оптимальными для изучения правого желудочка?

15.Какие проекции являются оптимальными для изучения всех отделов аорты?

16.В какой зависимости находятся конституция пациента и положение оси сердца?

17.Назовите дуги, образующие правый и левый контур сердечно-сосудистой тени в прямой проекции.

18.Назовите дуги, образующие передний и задний контур сердечно-сосудистой тени в правой косой проекции.

19.Назовите дуги, образующие передний и задний контур сердечно-сосудистой тени в левой косой проекции.

20.Перечислите конфигурации сердечно-сосудистой тени.

21.Чем характеризуется митральная конфигурация сердечно-сосудистой тени?

22.Чем характеризуется аортальная конфигурация сердечно-сосудистой тени?

23.Какую форму приобретает сердечно-сосудистая тень при выпотном перикардите?

24.Увеличение каких отделов сердца обуславливает заполнение ретрокардиального пространства в косых проекциях?

25.Увеличение какого отдела сердца обуславливает заполнение аортального окна и в какой проекции это определяется?

26.Опишите форму верхушки сердца при стенозе устья аорты и недостаточности аортальных клапанов.

27.При каком митральном пороке наблюдается регургитация крови? Назовите рентгенофункциональный симптом.

28.Перечислите рентгенологические признаки недостаточности митрального клапана.

29.В чем заключается защитная реакция легких при митральном стенозе?

30.Перечислите рентгенологические признаки митрального стеноза.

31.Какие признаки помогают определить преобладание стеноза левого атриовентрикулярного отверстия над недостаточностью митральных клапанов?

32.Изменения каких камер сердца наблюдаются при стенозе устья аорты?

33.Как изменяется скорость и амплитуда сокращений левого желудочка при стенозе устья аорты?

34.Как изменяется скорость и амплитуда сокращений левого желудочка при недостаточности аортальных клапанов?

35.Какой характер пульсации аорты при стенозе ее устья?

36.Какой характер пульсации аорты при недостаточности ее клапанов?

37.Какой патологический процесс изменяет однородность тени аорты?

38.Для каких заболеваний характерна митральная конфигурация сердца?

39.Для каких заболеваний характерна аортальная конфигурация сердца?

40.Перечислите признаки повышенной чувствительности человека к йоду?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: