Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы. В нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г. Петерсон Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. По-этому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка.» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое зздание не даю детям в готовом виде, оно постигается
|
ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагаю прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте
|
эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе веду на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В
|
итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации). -М.,Ювента2010.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.Ювента 2010.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.
При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры».Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов», различные игры например: «Прогулка в лес». (Дети с помощью треугольников изображают (зеленым и белым, елка и береза) считают, сравнивают, устанавливают равенство. Создаю затруднения в игровой ситуации: в лесу жила болтливая сорока, она не верила,что елок и березок поровну. Дети раскладывают квадратики (сороки) над елками и березками.
При представлении о цвете и оттенках использую игры «Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), «Нарядим елку»(соотносят елки и игрушки), «Компот», (использую две банки, в одной банки светло-красный компот, а другой темно- красный). Подвожу детей
к самостоятельному открытию, предлагаю самим сварить компот.
Для закрепления понятия «длинный», «короткий» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин». В магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой.
Для знакомства с пространственными понятиями (на-над-под, выше-ниже,слева-справа, вверху-внизу, шире-уже,шире-уже, внутри-снаружи)): провожу такие игры: «Подарок зайцу» (взять в правую руку большую морковку, а в левую маленькую, подарить зайчику), «Сказка «Репка» (закрепление понятия «впереди», «сзади», «Одеяла» (подобрать одеяло зайке и мишке, познакомить с понятием широкий-узкий), «Белочка» (дети собирают грибы, ягоды, по сигналу «ночь» встают в обруч (внутрь).
Для формирования понятия ритм использую времена года (последовательность), игры «Художники»(выкладывают квадраты чередуя по цвету), «В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).
Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток» (дети перечисляют, что нужно одеть и взять парами), дети делают вывод, есть вещи которые используются только вместе.
Также знакомлю детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;
геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
Для этого применяю игровую ситуацию «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела).
Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире),
чего больше на тарелке — яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В своей работе использую физкультминутки: «Отдых в лесу» (дети лежат на ковре рассматривают различных жучков), «Дикие и домашние животные» (изображают движениями и голосом различных животных, «Велосипед»(лежа на спине имитируют движения езды на велосипеде), и т.д. тематически связанные с заданиями.
Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца.
Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
Методическое пособие по развитию математических представлений
Тетради «Игралочка», части 1-2 являются дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания по программе «Игралочка» в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.
Учебно – методические пособия «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5, соответственно является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержат краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной области «Познание» по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».
Дополнительные материалы для организации индивидуальной работы с детьми содержатся в тетрадях на печатной основе «Игралочка», ч.1-2, а также. Учебно-методические комплекты «Игралочка» ориентированы на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Образовательная область «Познание» по математике - это система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу,
помогает подготовить детей к школе, способствуя:
• Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
• Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
• Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
• Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
• Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
• Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Задания группируются по разделам программы:
1. Количество и счет.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
6. Логические задачи.
Программа «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова делится на четыре этапа обучения и представлен следующими пособиями:
«Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.
«Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.
«Раз – ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1.
«Раз – ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.
Учебно-методический материал ориентирован:
На развитие мышления, творческих способностей
детей, их интереса к математике.
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер.
Выделение признаков различия и сходства.
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
2. Технологии плоскостного математического моделирования с дошкольниками, их развивающий потенциал.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Егошина С. Н. Математическое моделирование в детском саду // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 19-31. — URL https://moluch.ru/archive/102/23398/ (дата обращения: 01.04.2018).
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Я. А. Каменский Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума. Знаменитые педагоги прошлого и современности занимались разработкой и последующим внедрением материалов, способствующих освоению детьми представлений о логико-математических связях и зависимостях, развивающих пространственное воображение, способности к моделированию. Согласно исследованиям П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина и других, развитие умственных действий происходит успешно в процессе овладения детьми средствами выделения существенных отношений, лежащих за их непосредственным восприятием. Математическое моделирование - одно из таких средств. Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребёнком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций. С точки зрения технологии математического моделирования делятся на виды в соответствии с авторскими подходами исследователей. Так, согласно З.А. Михайловой, технологии можно классифицировать по логике действий, выделяя: математические развлечения; логические игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. Технологии, описанные Б.П. Никитиным, классифицируются на два типа по уровню продуктивности умственного развития: основанные на подражании и на эвристическом познании закономерностей моделей. Г.А. Репина классифицирует технологию математического моделирования с дошкольниками следующим образом: 1. По теоретико-множественному смыслу: нахождение целого заданной инвариантной формы, как объединения различных серий классов его разбиения; нахождение целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы. 2. По пространственной ориентации: плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника; пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда; на базе материалов, допускающих непрерывные деформации; на базе классического оригами и флексагонов. Как отмечает Е.В. Соловьёва, в младшем дошкольном возрасте (от 1,5 до 3 лет) в развитии ребёнка на первый план выступает процесс образования собственной цели деятельности. В среднем возрасте (4-5 лет) – процесс активного овладения различными способами деятельности, действия ребёнка приобретают направленность на конечный результат, наблюдается интерес к разнообразной познавательной информации – цифрам, сенсорным эталонам. В старшем возрасте (5-7 лет) ребёнок стремится не только подражать взрослым в их деятельности, а по мере сил участвовать в ней, понимая конечные цели. Он учится давать оценку полученному результату, сравнивая его с эталоном, представленным в форме наглядного изображения или реального образа. Дошкольник осуществляет достаточно произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов, он заинтересован в реальном результате, который может оценить сам, соотнося его с эталоном. С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка: Овладение навыками непосредственного замещения частей схем моделей реальными предметами - в младшем возрасте. Освоение действий по использованию готовых моделей – в среднем возрасте. Освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте. Ребёнку необходимо освоить соотнесение «обозначаемое – обозначающее», которое является сущностью семиотической функции. Семитическая функция понимается как целостное образование, включающее различение «обозначаемого» (и в нём: предмет и знак) и «обозначающего» (форму и содержание); определение связи между ними. Моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне. Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным. Технологии математического моделирования
Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника. Головоломка «Пифагор» Сущность игры. Из нескольких частей, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, сложить определённую форму из заданного набора фигур без наложений. Этапы моделирования: 1 Моделирование фигур из нескольких частей игры по расчленённым образцам методом наложения (образец по масштабу равен силуэту). 2 Моделированию из всех фигур игры по расчленённым образцам меньшего масштаба, без использования наложения. 3 Составление фигур-силуэтов по частично расчленённым образцам. 4 Воссоздание фигур по нерасчленённым образцам контурного характера (образец по масштабу равен силуэту). 5. Задания по моделированию фигур по нерасчленённым образцам контурного характера меньшего масштаба. 6. Составление изображений по собственному замыслу «Сложи узор» (авторский вариант Б.П. Никитина)
Для обеспечения развития навыков математического моделирования детей после ознакомления их с моделированием на плоскостном материале логично перейти к материалу, имеющему смешанную ориентацию: с одной стороны – плоскостную (для развития уже имеющихся навыков), с другой – пространственную (для расширения спектра навыков). Сущность игры – моделирование из кубиков узора по заданной схеме. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 – цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры. Этапы моделирования: 1. Знакомство с материалом: обычно проводится тогда, когда ребёнок хорошо знает цвета, поэтому прежде чем передать ему материалы игр, составьте красивый узор и выложите его кубиками прямо в коробке; открывая коробку впервые, ребёнок вместе с вами полюбуется узором. 2. Моделирование по цветным расчленённым схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков; без наложения – из 4, затем 9 и 16 кубиков; моделирование узоров из 4 кубиков по цветным нерасчленённым схемам. 3. Моделирование цветных узоров из 9, затем 16 кубиков по нерасчленённым схемам в порядке возрастания сложности. 4. Моделирование цветных узоров из 16 кубиков по нерасчленённым схемам с учётом фактора скорости, выполнение обратных заданий (глядя на кубики, изобразить узор, который они образуют) с использованием квадратного трафарета; моделирование новых заданий из различного числа кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Технологии моделирования на плоскостных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
3. Технологии пространственного математического моделирования с дошкольниками, их развивающий потенциал.
Пространственное моделирование на базе оригами. Оригами (от японского «ори» - сложить. «ками» - бумага) – искусство складывать из бумаги. Положения о значимости моделирования из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребёнка не новы. Искусство оригами зародилось в Японии в 794 г. н. э. Сходство звучания японских слов «бумага и «бог» («ками») породило некоторую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. С 1185 г. владение оригами стало необходимым требованием японского дворцового этикета, признаком хорошего образования. Знатные семьи использовали бумажные фигурки как герб и печать. С 1600 г. оригами из церемониального искусства стало превращаться в любимое хобби. Со второй половины 19 века европейцы получили возможность познакомиться с японским оригами. До того приёмы складывания бумаги в Европе были мало известны, за исключением немецкого педагога Ф. Фребеля, который одним из первых начал пропагандировать процесс складывания бумаги как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии. Моделирование на базе оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных для моделирования. При этом полезно придерживаться следующих технологических правил: 1. Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятия анализируйте имеющиеся у детей знания об окружающем мире и расширяйте их. 2. Демонстрируйте процесс складывания с помощью большого квадрата, одна сторона которого белая, другая – цветная (яркая). 3. Всегда правильно используйте математические термины, связанные с моделированием (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб; параллельные прямые, равные отрезки, углы, фигуры, подобные треугольники; прямой острый, тупой углы; сторона, средняя линия, ось симметрии, диагональ). 4. На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет. 5. Постепенно приучайте детей к условным знакам, схемам. 6. Логика построения занятия должна быть следующей: моделирование репродуктивное – самостоятельное – творческое. 7. Давайте задания детям на дом – просите складывать те фигурки, которые они научились делать в саду, и дарить их друзьям, родным. 8. После того как дети научатся моделировать 5-6 фигурок, организуйте конкурс «Юных оригамистов» по двум номинациям: кто быстрее и качественнее смоделирует фигурку. 9. Собирайте новые фигурки, сложенные детьми самостоятельно, фиксируйте их авторство. Возможны типы заданий: сложить фигурку по памяти, по схеме, словесному руководству, разобрать готовую фигурку и зарисовать схему её моделирования, создать новую фигурку. Важная особенность оригами – неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объёма. Простейшими объёмными фигурами, на которые его можно разделить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед. Этот игровой материал - один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1:2:4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций. «Уникуб» (авторская версия Б.П. Никитина) Рассматривается частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда на единичные кубики с образованием одиннадцати классов. Классификация происходит за счёт раскраски кубиков тремя цветами так, чтобы они были равноправными (в восьми из полученных классов по три одинаково окрашенных кубика, а в трёх – по одному уникально раскрашенному). Собранный «Уникуб» (27 штук) выглядит так: его наружные грани красные, а внутренние грани разъёмов – синие и жёлтые. Сущность игры: создание модели из набора фигур «Уникуба» по цветным изображениям или словесному описанию. Эти универсальные кубики вводят детей в мир трёхмерного пространства. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все – 27 разные, хотя цветов всего три, а граней у кубика – 6. Потом после двойной классификации, оказывается, что кроме единственных, есть 8 триад. Задания в «Уникубе» сложные, требуют затрат времени и сил, их нельзя давать много и на одном занятии (1-2 в зависимости от возможностей ребёнка). Этапы моделирования: 1. Моделирование из кубиков одноцветных дорожек разной длины, выстраивание сериационных рядов из 2 и 3 дорожек, отличающихся по длине. 2. Нахождение одинаковых кубиков. 3. Сложение одноцветного куба по показу педагога и самостоятельно. 4 Классификация множества фигур «Униуба» разными способами. 5. Сложение двухцветного куба шахматной раскраски. 6. Сбор собственной модели из заданного количества кубиков. «Кубики для всех» (авторская версия Б.П. Никитина). Другой частный случай классификации множества единичных кубиков, на которые разбит прямоугольный параллелепипед. Представляет собой материал из 27 единичных кубиков объёма заданного большого куба разделены на 7 одноэлементных классов (среди составленных из единичных кубиков фигур нет равных). Сущность игры – построение модели из фигур набора «Кубики для всех» по заданному изображению. Для развития познавательных способностей детей во время моделирования не стоит часто помогать детям, следует активно поощрять их попытку найти решение. Этапы моделирования: 1 Классификация фигур игрового материала по разным признакам. 2 Создание новых фигур из двух исходных. 3 Классификация фигур игрового материала по разным признакам. 4 Создание фигур из трёх исходных. 5 Творческое конструирование новых заданий. Моделирование посредством игр «Уникуб», «Кубики для всех» стимулирует развитие пространственного воображения детей, совершенствует их интеллектуальные и творческие способности, т.к. анализируя задание, ребёнок учится оперировать пространственными образами, мысленно узнавать исходные фигуры, комбинировать их, самостоятельно создавать новые фигуры. Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Егошина С. Н. Математическое моделирование в детском саду // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 19-31. — URL https://moluch.ru/archive/102/23398/ (дата обращения: 01.04.2018).
4. Возможности формирования у дошкольников элементарных математических понятий с помощью развивающих игр топологического направления и оригами.
Значение развивающих игр в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Актуальность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленнности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в играх каких-либо целей, чем играть.
«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, гибче глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала Н.К. Крупская.
Игра даёт возможность расширения впечатлений, представлений, вхождение детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Работая воспитателем в детском саду на протяжении 15 лет, я большое значение в работе уделяю развивающим играм, которые имеют важную роль в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Что же такое развивающие игры? Мы знакомы с тем, что дети быстро теряют интерес к игрушке и игре. Это происходит из-за того, что дети маленькие и способности их ограниченны. Не происходит побуждения к усиленной умственной деятельности, не требуется значительного напряжения; дети удовлетворяют лишь сиюминутные потребности. Но этого очень мало для успешного развития творческих способностей. Необходимы игры, моделирующие творческий процесс, создающие условия для развития интеллекта.
Такими играми являются развивающие игры. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, фигурок из картона, деталей конструктора. В развивающих играх развитие идёт от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Содержание игр определяет развитие различных интеллектуальных сторон ребёнка. Развивается внимание, память (особенно зрительная), пространственное воображение, умение находить зависимость и закономерность, способность систематизировать.
Исходя из вышесказанного и отводя развивающим играм важное значение в РЭМП детей дошкольного возраста, я могу прогнозировать результат – планомерное, последовательное (от простого к сложному) применение развивающих игр в разных формах деятельности с дошкольниками от младшего возраста до подготовительной выпускной группы, приведут к количественным и качественным изменениям, которые произойдут в умственном развитии детей.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Цель – дать детям знания в РЭМП посредством развивающих игр.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
Развивающие задачи. Эти задачи направлены на становлении психических процессов ребёнка: ощущении, восприятии, внимания, памяти, мышлении, речи воображении:
-развивать у детей образную память;
-развивать и совершенствовать сенсорные процессы ребёнка, используя игры на развитие ощущений и восприятия;
- способствовать развитию речи, как основы познавательной деятельности;
- развивать слуховое внимание;
- развивать у детей дисциплинированность.
Обучающие задачи. Эти задачи направлены на формирование у детей деятельной способности и умений выполнения разнообразной деятельности (изобразительной, вычислительной, речевой, театрализованной, конструктивной):
- развивать у детей навыки прямого и обратного счёта в пределах десятка;
- учить составлять целое из частей;
- развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов;
- группировать предметы по форме, цвету, размеру;