Математике в ДОО. (2ч.)
Вопросы:
1. Индивидуальные особенностях замедленных и гиперподвижных детей.
Медлительность – свойство личности, заключающееся в снижении двигательной активности, медленности психической деятельности, основанное на малой подвижности нервных процессов или возникающее в результате неправильного воспитания
Форма дезадаптации | Причины |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы, инертностью нервных процессов). | • Врожденные особенности нервной системы ребенка. • Неправильное воспитание в семье. • Игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. |
Как показывают наблюдения, большинство медлительных детей не способны самостоятельно справиться с возникающими у них в процессе обучения проблемами. Предлагается три возможных пути в помощи преодоления медлительными детьми трудностей в процессе обучения:
1- адаптация непосредственно учебного процесса к особенностям этих детей (профилактика возникновения проблем медлительных детей в учебном процессе, создание условий, в которых медлительные дети будут чувствовать себя комфортнее и в которых их недостаток, медлительность, обернется в достоинство). Например, - введение сдвоенных уроков для этих детей;
2 -коррекция медлительности специалистами или социальным педагогом, в содержание которой должны войти тренинги и упражнения, направленные на увеличение личного темпа реакций и подвижности нервных процессов (по возможности);
3- воспитание у медлительных детей навыков самокоррекции.
Очень низкая скорость — самая характерная черта медлительных людей, связанная с подвижностью их нервных процессов, отсюда и общее название — медлительные. В англоязычных странах этих детей называют не медлительными, а неуклюжими, неловкими (clumsy children). Действительно, человек, вечно спешащий, ограниченный во времени, делает все неловко, неуклюже, особенно ярко это выражено в тех случаях, когда он делает что-то новое, незнакомое.
|
Основные правила работы с медлительными детьми:
-не спешить, не торопить, не подгонять ребенка;
-не работать "на время";
2) Не требовать от детей немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.
3) В момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое.
4) Не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал.
5) Избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.
6) Не спрашивать в начале урока, поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене).
Учителям лучше спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не демонстрировать его ошибки всему классу, не акцентировать.
7) Почему-то считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то все делать "на скорость". Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо.
|
8) Особое внимание обратите на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому, полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.
9) В редких случаях медлительные дети будут знать, что нужно сделать дома. Домашние задания даются, как правило, в конце урока, в классе шумно, а медлительный ребенок не только устал и не слышит учителя, но может продолжать выполнять задание, которое все давно закончили. Поэтому он может совершенно искренне сказать, что на дом ничего не задали. Что можно сделать? Родителям узнать о домашнем задании у школьного друга своего ребенка, обязательно расскав ему, почему ваш ребенок не успел записать задание (это очень важно!). На крайний случай можно договориться с учителем, чтобы он передавал вам записку с заданием, по возможности незаметно, иначе ребенок будет чувствовать себя униженным, ущербным.
10) Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Предложением "Делай сам!" вы даете толчок страху сделать неправильно. Сначала разберите все, убедитесь, что задание понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.
11) При выполнении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляет, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 15—20 минут. И не забывайте, что паузы после 15—20-минутной работы обязательны.
|
12) Помогите выполнить побочные задания, сами подпишите тетради. Обычно такой ребенок имеет плохой почерк и может сделать ошибки даже в своей фамилии.
13) Работайте только на "положительном подкреплении": при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.
Никогда нельзя наказывать ребенка, запрещая ему смотреть телевизор, гулять, заниматься любимым делом.
14) Любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т.д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. – Веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка.
15) Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение. Вознаграждать ребенка не по результатам работы, которые могут не быть хорошими. Взрослые всегда должны оценивать труд и усилия, которые прилагает ребенок. Если этого не делать, то он будет приступать к работе с мыслью: "Нет смысла напрягаться, так как я все равно не получу хорошую оценку, и никто не заметит моих успехов!" Полученное вовремя вознаграждение приносит ребенку много радости и показывает, что его труд и работа не были напрасны.
16) Медлительным детям с трудностями обучения необходим размеренный и четкий режим дня. Надо принять во внимание, что эти дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня совсем не просто.
17) Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником, ведь быстрый темп дается медлительным детям высокой ценой
Гиперактивность — переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом. Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. 1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. 2. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 5. Не может играть тихо, спокойно. 6. Болтливый. 7. Часто мешает другим, пристает к окружающим. 8. Часто теряет вещи. 9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности. Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться… Улучшение состояния ребенка с згиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями — с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников. Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей — рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером. Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования. Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15–20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам. Каждый раз ребенку следует давать не более 1–2 инструкций, которые должны носить конкретный характер. Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т. е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» — изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку. Еще один способ воспитания навыков самоорганизации — применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу. Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды — синий, для игрушек — желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми? Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно. При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени. Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом — т. к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению). Призовите на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. Нежелание учителя вникать в эту проблему — тревожный сигнал! Если судьба свела вашего ребенка с педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование! От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе — в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей. 1. Изменение окружения: - изучите психологические особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; - работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя (воспитателя), в центре класса (группы), прямо у доски; - измените режим урока (занятия) с включением физкультминуток; - разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса (группы); - предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения; - направляйте энергию гиперактивного ребенка в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д. 2. Создание положительной мотивации на успех: - введите знаковую систему оценивания; - чаще хвалите гиперактивного ребенка; - расписание уроков (занятий) должно быть постоянным; - избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку; - вводите элементы проблемного обучения на уроке (занятии); - используйте на уроке элементы игры и соревнования; - давайте задания в соответствии со способностями ребенка; - большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; - создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе (группе) по некоторым областям знаний; - научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; - игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные; - стройте процесс обучения на положительных эмоциях; - помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! 3. Коррекция негативных форм поведения: - способствуйте угасанию агрессии; - обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; - регулируйте взаимоотношения гиперактивного ребенка с одноклассниками (одногруппниками). 4. Регулирование ожиданий: - объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; - объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Козина А. Н. Гиперактивные дети и работа с ними // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 580-583. — URL https://moluch.ru/archive/77/13290/ (дата обращения: 01.04.2018).
2. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.
…..
3. Различные методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения математике в ДОО.
В последние годы отмечается значительный рост числа детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, что определяет необходимость диагностико-коррекционной и профилактической направленности работы дошкольного образовательного учреждения. Возрастной контингент детей с задержкой психического развития за последние годы расширился, и многие дошкольные образовательные учреждения, как и наше, начинают работу по данному направлению с детьми среднего дошкольного возраста.
Успешность коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит от нескольких факторов.
1. Ранняя диагностика с последующим мониторинговым сопровождением возможных отклонений от возрастной и качественной норм развития.
2. Грамотная и адекватная постановка задач коррекционной развивающей работы.
3. Комплексный подход в коррекции задержкой психического развития осуществляется координацией работы специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкальных руководителей для решения поставленных задач с целью преодоления психических и физических проблем развития.
Взаимодействие специалистов группы: логопеда, педагога-психолога, дефектолога, музыкального руководителя, воспитателей предполагает обязательное совместное планирование работы по результатам диагностики и индивидуальных темпов усвоения материала детьми. Необходимым условием является придерживание тематического планирования, которое объединяет работу всех педагогов группы.
4. Организация работы с семьей в режиме взаимодействия и комплексного, систематического подхода к решению задач преодоления трудностей в раскрытии потенциала ребенка; направленность на адекватность и соответствие возрастным нормам развития [1].
На базе МДОУ д/с№45 функционирует коррекционная группа для детей с задержкой психического развития. Группа работает по коррекционно-развивающей программе "Особый ребенок", разработанной коллективом педагогов МДОУ д/с№45 и рецензированной в МОИПКРОиК (Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры).
В программу включены базисные (основные) компоненты коррекционного обучения, видовое содержание коррекционной деятельности вне занятий, направленное на коррекционное воздействие на ребенка и отражающее психо-эмоциональное благополучие детей, формы работы с детьми, распределение дисциплин между специалистами и воспитателями. Одним из основных компонентов коррекционного обучения является освоение детьми элементарных математических представлений.
Однако обучение детей математике не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения, являясь базой для обучения многим другим предметам [2]. Наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, необходимо развивать и математическое мышление. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Но, мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без цели направленного внешнего воздействия [4]. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитание - сделать занятия по формированию элементарных математических преставлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Работа по развитию элементарных математических представлений строится на основе годовой задачи детского сада, перспективного планирования, сетке непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности и проведенной в начале года диагностики. Так же образовательная работа проходит в групповых центрах, развития в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Реализация задач по развитию элементарных математических представлений не проходит изолированно, а решается интегрировано в других образовательных областях: "Коммуникация", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы" и т. д.
Основная форма работы по развитию элементарных математических представлений - это занятия (непрерывная непосредственно организованная образовательная деятельность). Данная работа проходит по подгруппам и индивидуально.
Направления работы:
- действия с группами предметов;
- геометрические фигуры;
- размер предметов;
- количество и счет;
- пространственные и временные понятия;
- десяток;
- сложение и вычитание в пределах 10.
Основные направления этой образовательной работы базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Коррекционная направленность обеспечивается максимальным использованием в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности предметно-практическим методам работы. Особое внимание уделяется умению детей свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо [5].
В работе по развитию элементарных математических представлений для активизации мыслительной деятельности детей используются разнообразные методы и приемы. Очень эффективные и интересные для детей являются такие методы и приемы, как создание и решение проблемных ситуаций, сравнение и анализ, усложнение заданий [3].
Для успешной реализации задач по развитию элементарных математических представлений в группе созданы соответствующие условия: центр математики, куда входят дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи) и для закрепления пройденного материала.
В процессе занятий с детьми широко используется красочный наглядный (демонстрационный) материал и раздаточный материал для самостоятельных действий.
Вся работа по развитию элементарных математических представлений ведется в тесном контакте с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы и подгрупповые консультации, практические семинары, чтобы показать, как в игровой форме донести до ребенка учебный материал. Предлагаются дидактические игры для занятий с детьми дома. Эффективной формой взаимодействия и повышения компетентности родителей в вопросах математического развития детей является практическое проигрывание игрового материала.
Наглядная агитация и консультации помогают родителям самим, прежде всего, понять учебный материал и метод работы с детьми дома.
Систематическая и последовательная работа, основанная на общедидактических принципах, правильно организованной и используемой развивающей среде, различным формам ручной деятельности и предметным действиям для развития восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации, позволяет достичь положительной динамики уровня знаний, умений и навыков при выпуске детей группы ЗПР в школу.
2. Касицына М.А. Дошкольная математика. - М., 1999. 3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М., "Баласс", 2004. 4. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород, 1994. 5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М., Школьная Пресса, 2001.
4. Разработка коррекционно-развивающего занятия по математике.
Определение понятия коррекционно-развивающей работы
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации, преодолению отклонений в их развитии. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Принципы проведения коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа с детьми, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского - начало, основа) - исходные положения, определяющие построение программы работы и мировоззрение специалистов. Так как коррекционная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук, ее первым принципом является принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук. Принципы:
· Гуманизма - веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного.
· Принцип системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы.
· Принцип реальности - предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.
· Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
· Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса коррекционно-педагогических мероприятий.
Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении.
Выясняя ситуацию социального развития ребенка, необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша.
Мы выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи: характер взаимодействия взрослого и ребенка; предметно-развивающая среда; организация систематической и комплексной коррекционно-педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.
Взрослый строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребенка с тем или иным вариантом отклоняющегося развития, структуру нарушения, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при организации его взаимодействия с детьми разного возраста, имеющими интеллектуальные отклонения. Однако, выстраивая свое взаимодействие с проблемными детьми, он должен обязательно учитывать те искажения в развитии ребенка, которые происходят в результате органических или функциональных нарушений. Когда партнером по взаимодействию является ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. Ведь известно, что психическое развитие проблемного ребенка в гораздо большей степени, чем в норме, зависит от условий, в которых он находится. Поскольку психическая активность (один из необходимых факторов благополучного развития) может быть выражена чрезвычайно слабо (к примеру, у детей с ранним органическим поражением ЦНС), инициатором взаимодействия гораздо дольше остается взрослый. Так, в младенчестве взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне, на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и эмоционально-делового общения, на активизацию лепета.
Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. В этот период взрослый создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком деятельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обогатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Взрослый добивается возникновения у ребенка ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овладения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».
По мнению Н.Н. Поддъякова, существует особая связь между внутренними и внешними действиями ребенка. Исследователь предположил, что существуют два типа внутренних действий. Один тип - внутренние действия, выступающие как результат интериоризации внешних действий. Другой тип - действия, формируемые одновременно с развитием внешнего действия, как его управляющее звено. Н.Н. Поддъяков считал, что данные действия выполняют также функцию объединения и структурирования отдельных операций внешнего действия в иерархическую систему, благодаря чему внешнее действие и выступает как единое целостное образование. Такие внутренние действия тесно связаны с формированием внешних действий, однако они не являются результатом интериоризации последних, а по своему содержанию и структуре принципиально отличаются от внешних действий. Для нас этот подход является определяющим, поскольку он указывает направление в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими неярко выраженные отклонения в развитии. Так как у этих детей крайне сложно непосредственно формировать внутренние действия, то они могут быть сформированы в процессе четко продуманных внешних действий, являющихся по существу управляемым планом внутренней детской деятельности. А поскольку результатом деятельности является ее продукт, то процесс обучения детей созданию этого продукта может служить основой формирования базовых компонентов внутренней деятельности ребенка. К таким компонентам относятся замысел (мотив), условия его реализации, последовательность действий, элементы самоконтроля. Следовательно, продуктивные виды деятельности, и в частности изобразительная деятельность, предоставляют педагогам и психологам уникальную возможность преодолеть дефицитарность отдельных психических функций у дошкольников и сформировать весь деятельностный пласт психики проблемного ребенка.
В дошкольном возрасте взрослый строит взаимодействие с детьми, ориентируясь на их высокую сензитивность к социальным влияниям. Основной формой коммуникации в этот период является паритетное, равноправное сотрудничество и общение при постоянной стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из главных задач педагога или родителей.
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений («не замечает» промахов и недостатков в рисунках, конструкциях, поделках, «не обращает внимания» на неловкие движения и т. д.), т