Практическое занятие 1. Логико-конструктивные задания как средство развития математического мышления дошкольников. (2ч)




Вопросы:

1. Конструирование как вещественное моделирование при обучении математике дошкольников.

В математическом образовании дошкольников очень эффективно использовать такую форму рабо­ты, как конструирование. Конструирование представляет собой деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта и характеризуется как логический мыслительный процесс.

Единство математики и конструирования создает благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, т.к. применяются в продуктивной деятельности.

При обучении детей конструированию в детском саду используются дидактические развивающие игры, строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

· логические и математические игры;

· конструирование из строительного материала;

· конструирование из бумаги;

· конструирование из природного материала и т.д.

Использование программы А. В. Белошистой "математика и конструирование" в развитии математических представлений у дошкольников.

Хочется еще немного поговорить о формах организации обучения конструированию. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию. Разработанное Ф. Фребелем конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Предложенное Н.Н. Поддьяковым конструирование по условиям, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидук, Л.А. Парамонова определили, что данная форма организации и обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Детям предлагают общую тематику конструкций по теме («Птицы», «Город» и т.п.) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Предложенное Н.Н. Поддьяковым каркасное конструирование, предлагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия), и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип, строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщённых способов конструирования, образного мышления.

По сравнению с конструированием по образцу, конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образу и по условиям.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.

Уникальность методики Анны Витальевны Белошистой заключается в использовании геометрического материала, который позволяет основательно и глубоко подготовить дошкольника к изучению математики в школе. Систематические занятия развивают не только математические способности, но и речь, моторику, координацию, внимание и усидчивость ребёнка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид моделирования, автор предлагает выстроить систему формирования конструктивных умений ребёнка ы процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений, объединяя два традиционна разводимых в методике дошкольного обучения вида деятельности: конструирование и обучение математике. При этом вновь приобретаемые знания и умения играют развивающую роль, так как они становятся базой для формирования элементарных математических представлений и общих приемов умственной деятельности.

Цель программы - уходя от узкоутилитарного подхода к обучению математике, направленного на формирование представлений о числе, дать один из возможных вариантов, построенный на основе использования доступных ребёнку дошкольного возраста видов моделирования математических объектов и отношений.

Суть подхода в программе А.В.Белошистой «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребёнка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий и т.п. При этом процесс сводится не к целевому обучению элементами арифметики, а к всестороннему стимулированию развития логического мышления ребёнка. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т.е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.

Отличительной способностью данного курса является то, что роль ведущего содержания в нем отводится геометрическому материалу и действиям с ним, работа с числом и всеми сопутствующими материалами является работой «второго плана», встроенной в процесс самостоятельной конструктивной деятельности ребёнка. В этом случае знания и умения арифметического характера усваиваются дошкольном «попутно», в процессе интересной и понятной ему деятельности с геометрическим материалом.

Эффективность программы подтверждена на практике. Мы занимались систематично и последовательно по программе А.В.Белошистой со второй младшей до подготовительной группы и сейчас можем подвести итог.

Детей увлекали включенные в задания элементы сюжета, возможность действовать с материалом. Систематическое участие в решении конструкторских задач стимулировало познавательные интересы детей. На занятиях по данной программе мы применяли следующие дидактические средства:

Пластмассовые рамки (трафареты) с прорезями в виде геометрических фигур. Используются для узнавания и называния геометрических фигур в различных положениях, умения использовать их для конструирования орнаментов и сюжетов. При работе с рамкой дети приобретают начальные графические навыки: обводка, штриховка, рисование на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм, учатся ориентироваться на листе, обучаются «конструктивному рисованию».

Счетные палочки, применяются не только как счетный материал, с их помощью можно в доступной пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочку как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и даёт им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между нами.

«Дидактический набор» - набор геометрических фигур трёх основным форм: круг, квадрат и треугольник, а также набор геометрических тел «Цвет и форма», содержащий кубы, конусы, цилиндры, прямые прямоугольники и треугольные призмы, пирамиды.

Рабочие тетради на печатной основе, содержать большое количество дополнительных

упражнений, позволяющих организовать групповую и индивидуальную работу на занятии.

Главное требование- это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи. Важно, чтобы взрослые не ограничивали детскую активность или не давали ответов на ещё не поставленные вопросы, а поощряли ребёнка и вместе с ним экспериментировали, наблюдали, действовали, размышляли, искали ответы и ставили новые вопросы. Родителям необходимо понимать: ничто не приходит само по себе, ребёнок обучается не тогда, когда он наблюдает за взрослыми, а когда он имеет возможность непосредственно действовать.

Родители могут объяснить ребёнку такие свойства действительности как пространство и время: время суток, времена года, возраст. В старшем дошкольном возрасте детям доступен довольно сложный анализ и умение делать выводы, развивается логическое мышление: понимание причин и связей происходящего в повседневной жизни. Ответы на трудные вопросы могут дать книги, научная литература: энциклопедии, журналы, книги о природе. Необходимо давать детям простейшие задания для развития мелкой моторики руки: ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, ручку, уметь работать на листе – обвести в клетку, продолжить узор. Аккуратно раскрасить рисунок.

Всё это мы объясняем родителям на родительских собраниях, проводим анкетирование родителей, готовим для них тематические консультации и папки – передвижки «Математика вокруг нас», даём индивидуальные разъяснения и советы. Со своей стороны, родители помогают нам в приобретении и изготовлении пособий.

Обнаружилось, что дети значительно легче усваивают математический материал и создаётся возможность выйти за пределы того объёма математических знаний, которые предусмотрен «Программой воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. В настоящее время все воспитанники успешно обучаются в первом классе и не испытывают проблем на уроках математики.

2. Взаимосвязь пространственного мышления и конструктивного мышления.

В психологии, под конструктивным мышлением понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. Конструкция – «конечный продукт» такой деятельности.

Тема развития конструктивного мышления была отражена в работах А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова, М.И. Лисиной и Ж. Пиаже (определенный конфликт взглядов) и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Вот еще несколько фамилий, труды которых очень важны, когда начинаешь работать по данной теме: Б.С. Волков, Л.А. Парамонова, М. Вертгеймер, Н.П. Шаталова, В.И. Малков, В.А. Моляко.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование.

Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания. Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

Понятие "конструктивное мышление" состоит из понятия мышления и его определения – конструктивное.

По мнению Р.С. Немова, мышление – это процесс обобщенного познания человеком действительности, т.е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных свойств предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти предметы и явления.

Согласно точке зрения Н.В. Белкина, мышление представляет собой психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Математическое мышление – это прежде всего умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Характеристику математического мышления Ю.М. Колягин рассматривает в следующих аспектах:

-содержание (основные типы математического мышления и мыслительные операции);

-качества мышления;

-формы математического мышления;

-личностные качества человека, занимающегося математикой.

Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.

Конструктивное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструированием А.В. Белошистая понимает вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию А.В. Белошистая понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию – научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет. Конструктивное мышление – умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации* этой деятельности как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет формировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям.

3. Виды моделирующих действий в системе формирования конструктивного мышления.

Эффективным средством развития конструктивного мышления также является моделирование.

Модельный подход к обучению – возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.

Моделирование – наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Дети овладевают моделированием в игре, изобразительной деятельности, в конструировании, в процессе освоения речи и математики.

Метод моделирования широко применяется в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями (автор Л.А. Венгер), в процессе усвоения представлений о числе и величине (автор Е.Б. Роговская).

Характеризуя полноценную моделирующую деятельность, можно выделить и обобщить действия, входящие в состав этой деятельности.

Виды моделирующих действий в системе формирования конструктивного мышления следующие:

· Визуальная оценка предложенных объектов;

· Выбор типа модели, соответствующей данной задаче (заданию);

· Перевод полученной словесной или визуальной информации в модель выбранного вида (схематическую, графическую, вещественную, мысленную, символическую);

· Преобразование модели в соответствии с поставленной целью (учебной задачей);

· Анализ полученных результатов на базе соотнесения исходного объекта с конечным;

· Перенос полученных результатов на расширенную совокупность объектов данного вида.

Являясь общим средством изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приёмы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие конструктивного мышления.

4. Примеры заданий для развития конструктивного мышления дошкольников.

Охарактеризуем организацию моделирующей конструктивной деятельности ребёнка 4-5 лет.

Цель: конструирование сюжета из геометрических фигур.

Материал: аппликация-образец, геометрические фигуры по форме фигур из рамки.

Способ выполнения: педагог предлагает детям сюжет:

Однажды в предновогодний день дети слепили снеговика, поставили его во дворе и наказали ему: "Скажи Деду Морозу, что нам нужна елка к празднику!" Наступила новогодняя ночь, снеговик ожил и отправился к Деду Морозу. Наутро проснулись дети, вышли во двор и видят: стоит рядом со снеговиком красивая зеленая елочка. Педагог показывает аппликацию, разбирает с детьми, какие понадобятся для нее детали. Аппликация моделируется на фланелеграфе из заранее приготовленных педагогом деталей. Их должно быть столько, сколько прорезей на рамке. Форма деталей соответствует форме прорезей на рамке. Дети отбирают подходящие формы и конструируют заданный сюжет на фланелеграфе.

Это упражнение организует визуальный анализ материала и перевод полученной визуальной информации в модель заданного вида (вид модели задает педагог).

В данном упражнении на моделирование дети активно работали с геометрическими фигурами, действовали собственными руками, сравнивали, обобщали, анализировали, оценивали результаты своей деятельности, т. е. производили полноценные учебные действия.

Таким образом, эффективными средствами развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике являются дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

Конструктивное мышление является циклическим процессом, и представляет собой взаимосвязь всех основных видов мышления, а также психических процессов.

5. Проанализировать методические материалы альтернативных и традиционных учебных программ в ДОО и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы.

Программа Материал
   

 

Задания для самостоятельной работы:

1. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по развитию конструктивного мышления на математических занятиях (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

Журнал….

2. Подготовить конспект занятия по использованию логико-конструктивных заданий при изучении математики для любой возрастной группы.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Подводный мир»

Задачи:

· Развитие умения самостоятельно выбирать художественный, природный, бросовый материалы и средства образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

· Создание условий для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки и аппликации, развивая глазомер и мелкую моторику при декорировании поделок.

· Совершенствование композиционных умений и навыков в коллективном творчестве.

· Закрепление устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами и явлениями (загрязнение морей и океанов - гибель морских обитателей).

· Продолжать формирование умения работать в парах и микрогруппах.

· Совершенствовать умения принимать участие в групповой беседе.

Предварительная работа: Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением морских животных и растений, фрагментов документального фильма «Океан». Беседа о море, как среде обитания разных животных и растений. Чтение художественной и познавательной литературы, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: Бумага разной фактуры и цвета, природный и бросовый материал, бисер, паетки, бусины, пластилин разного цвета, одноразовые стаканчики, материал для изготовления фильтра, клеевой карандаш, клеёнки, тряпочки, ножницы, трафареты,

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, какое чудо я вам принесла.

· Что это? Да это морская раковина, называется рапан.

· А где живёт рапан? Она удивительная, послушайте. Что вы слышите? (Ответы детей)

Слайд №1 - Кто это?

· Почему он оказался на берегу? (Ответы детей)

· Как вы думаете, сможем ли мы помочь киту. Что нужно сделать?

Дети подходят к столу. Воспитатель показывает стакан с загрязнённой водой.

Воспитатель: - Какая вода в стакане?

- Как можно очистить воду? (Ответы детей)

В оспитатель: Правильно, эффективный способ очистки загрязнённой воды её фильтрование (показывает схему).

Изготовить фильтр можно из бумажной воронки, ваты, активированного угля и салфетки.

· Давайте вместе изготовим фильтр и очистим воду.

· Какая стала вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Вода стала чистой, а все примеси остались на фильтре.

Слайд №2 Кит говорит большое спасибо и приглашает нас в путешествие по морскому дну (просмотр слайдов № 4- 13).

· Ребята, какая красота, даже настроение поднялось.

Физкультминутка. Слайд № 14

Воспитатель: Вам понравилось путешествие. Предлагаю на память о нашем путешествии сделаем небольшой уголок подводного мира.

· Распределитесь, кто, что хочет сделать. Выберите нужный материал для работы и приступайте.

Дети подходят к столу, на котором разложен различный материал и выбирают нужный.

Анализ.

Вопросы к детям. Саша что ты делала? Из какого материала? Какой материал вы использовали для декорирования? Каким способом выполнили медузу?...

Воспитатель: Молодцы Вы проявили творчество. Создали очень интересную, яркую, красивую морскую панораму, которая будет украшать нашу группу.

Литература:

1.Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников». Курс лекций. М., «Владос», 2004.

2.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений дошкольников. М., «Просвещение», 1974.

3.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение», 1988.

Дополнительная литература:

1. Белошистая А.В. Математика. Справочник для учителей начальных классов и родителей. М., АСТ, 2005.

2. Методические пособия альтернативных систем обучения математике в ДОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: