Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях




Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

3. Почему среди методистов нет единого подхода к содержанию курса информатики для начальной школы?

 

Одни методисты считают необходимым изучение фундаментальных основ информатики, конечно с учетом возраста и уровня развития детей. Другие считают, что необходимо лишь освоение компьютера и компьютер ных технологий с тем, чтобы младшие школьники могли использовать компьютер как инструмент для изучения других предметов и в повседневной учебной деятельности, как средство досуга, общения и доступа к информационным ресурсам человечества.

Второй подход представляется более продуктивным, особенно на фоне ускоренного проникновения информационных технологий во все стороны жизни. Первый подход рационален тем, что младшие школьники могут работать на компьютере во время урока не более 15 минут в день, а остальное время урока можно посвятить изучению основ информатики.

 

4. Приведите основное содержание компьютерной и некомпьютерной составляющих курса информатики для начальной школы, рекомендуемое Департаментом общего образования Минобраза России.

Департамент общего образования Минобраза России предлагает уже со 2 класса изучать такие информацион­ные процессы, как: сбор, поиск, хранение и передача ин­формации. А также расширять компьютерную составляю­щую за счёт обучения клавиатурному письму, пользования мышью, изучения внешних аппаратных устройств компью­терной техники, работы с простейшими обучающими иг­ровыми программами.

Компьютерная составляющая курса охватывает темы:

-компьютерные и некомпьютерные средства инфор­мационных технологий;

-компьютер и правила работы на нём;

-создание информационных объектов на компьютере;

-поиск информации в компьютере и на компакт-дисках.

Некомпьютерная составляющая курса включает те­мы:

-информация и её виды;

-источники информации;

-организация, хранение, поиск и анализ информации;

-представление информации;

-алгоритмы и их исполнение;

-таблицы, схемы, графы;

-логика и рассуждения;

-моделирование и конструирование.

 

5. Какие достоинства и недостатки имеет концентрическое построение курса информатики?

При концентрическом по строении курса учебный материал делят на части (обычно на две) – концентры, и сначала изучается наиболее простые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учебного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса информатики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концентра – практически в каждом последующем классе мы можем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.

Для пропедевтического курса в 2–4 классах концентрическое построение дополняется ступенчатым, при котором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие – только на второй и третьей, и есть разделы, мате риал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

 

6. Составьте перечень целей пропедевтического курса информатики, изложенные в типовой программе для 2-4 классов.

К образовательному стандарту 2004 года прилагается типовая программа пропедевтического курса информатики для 2–4 классов общеобразовательной школы. В пояснительной записке сформулированы цели курса:

1) Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2) Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

3) Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4) Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5) Формирование системно информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6) Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

7) Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

 

7. Составьте перечень умений, пропедевтического курса информатики которые надо сформировать в ходе изучения.

Программа содержит подробный перечень требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны уметь:

ü представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

ü кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

ü работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

ü осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

ü называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

ü пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

ü использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;

ü создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: