ИППУ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ
ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ (2 ЧАСА)
Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона и Аристотеля.
Вершиной философской мысли античного мира является философия Платона и Аристотеля.
Платон (428—347 гг. до н. э. настоящее имя — Аристокл) получил имя от Сократа за ширину груди и лба (platus в переводе с греч. — полный, широкоплечий).
Учение Платона представляет собой исторически и логически высокоразвитую форму объективного идеализма, согласно которому мир идей, понятий, мыслей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Мир идей — постоянный, совершенный, вечный, истинный и разумный, и наоборот, мир чувственных вещей — преходящий, релятивный, ложный, зависимый и потому неистинный. Исходя из этого, Платон пытается объяснить мироздание, физический мир и космос. Но поскольку идеи вечны и не объясняют многообразие, причину изменчивости, то он вводит понятие материи, обозначив ее как «хора» в диалоге «Тимей». Хора — это некое пространство, она тождественна самой себе, пластична и способна принимать различные формы, становясь материей. Хора является источником множественности, единичности, материальности, изменчивости, смертности, рождаемости, зла и несвободы. Для придания материи динамичности Платон вводит понятие «мировая душа», наделяя ее атрибутами движения, одушевленности, сознания и познания. Именно она связывает мир идей и мир вещей, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Мир, таким образом, предстает как всеобъемлющий космос, целостный, завершенный, гармоничный, оформленный, в котором отведено место и общественной жизни людей и каждому человеческому существу.
|
Человеческая душа, по Платону, бессмертна. До рождения она пребывала в запредельном мире и наблюдала мир вечных идей, поэтому в земной жизни происходит припоминание о виденном прежде. Теория познания, таким образом, построена на вспоминании, однако руководящим началом при этом выступает разум. Разумное постижение идей обеспечивает человеку добродетельную жизнь. Если же в человеке преобладает яростная, вожделеющая душа, то ему закрыт доступ к человеческому удовлетворению жизнью.
Платон создал утопическую теорию государства. Все свободные граждане у него разделены на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции. Власть должна принадлежать философам, охрана установленного порядка — воинам, а производство продуктов и предметов жизненного обеспечения — ремесленникам, земледельцам и купцам. Чтобы философов и воинов ничто не отвлекало от выполнения их долга перед обществом, Платон предложил упразднить для них всякую собственность. Они не должны были иметь ни домов, ни земли, никакого другого имущества. Это же касалось и сферы личной жизни: упразднялся индивидуальный брак и вводилась общность жен, функция воспитания детей отводилась государству. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике, однако он не увенчался успехом. В результате он пришел к выводу, что найти философа —правителя в этом мире практически невозможно. В дальнейшем учение Платона было трансформировано Аристотелем, который внес новые принципы в истолкование мира, человека и государства.
|
Сочинения Платона написаны главным образом в форме диалогов, основным участником которых выступает Сократ. Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей». В них нашли отражение важнейшие идеи всех прежних философских учений.
Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека. Платон – первый крупнейший философ древности, от которого до нашего времени дошли все (или почти все) философские сочинения. Учение, излагаемое в них, не свободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытии и о познании, получившее наименование теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых теория эта отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых Платон подвергает собственную теорию «идей» серьезной критике (например, диалог «Парменид»).
Не удивительно поэтому, что уже более полутораста лет учеными обсуждается «платоновский вопрос». Так называют исследования, филологические и философские, посвященные вопросам: 1) о подлинной принадлежности Платону дошедших под его именем сочинений и 2) об их хронологии, или исторической последовательности их написания.
«Платоновский вопрос» породил огромную, с трудом обозримую специальную литературу. Из трех с половиной десятков сочинений Платона, написанных в форме диалога, большая часть была заподозрена (по крайней мере отдельными исследователями) в том, что в действительности не принадлежит Платону. Обычно важным доводом, решающим вопрос о подлинности, считается наличие указаний Аристотеля, который был прямым учеником Платона, на принадлежность того или иного диалога именно Платону. Там, где такие указания отсутствуют, открывается простор для скептической критики.
|
Не менее шатки в большинстве случаев данные также и для установления хронологической последовательности диалогов Платона. В них редко упоминаются события, даты которых достоверно известны из истории. В большинстве случаев датировка затруднена и основанием для нее могут быть лишь косвенные соображения.
Аристотель(384—322 гг. до н. э.) свои взгляды сконцентрировал вокруг идей Платона. Он попытался преодолеть разрыв между идеей и чувственно-воспринимаемыми вещами, создав учение о форме. Аристотель исходил из того, что каждый предмет есть соединение формы и материи. Главный аргумент Аристотеля состоит в том, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи. Он выделил четыре вида причин, благодаря которым вещи существуют: во-первых, это материя, из чего возникают вещи, например, глина для горшка. Во-вторых, форма, которая придает определенность материи и делает вещь именно данной вещью. В-третьих, движущая причина, что оформляет материю, например, движущей причиной ребенка является отец. В-четвертых, целевая причина, то, ради чего происходит изменение, например, здоровье как цель прогулки. Благодаря совокупному действию четырех причин и существуют вещи. Из четырех причин Аристотель большее значение придавал форме. Материя—лишь возможное бытие, форма же придает вещам их действительное бытие. Рассуждая подобным образом, Аристотель оставался в рамках философии Платона, однако впоследствии он отошел от его концепции. Аристотель считал, что вне чувств восприятие предметов не существует; таким образом, он отклонял мир идеальных сущностей Платона. Кроме того, утверждал, что познание сущности вещи начинается с опыта. Без опыта не может начаться ни один акт человеческого познания. Обобщая и исследуя чувственные впечатления о предметах, человеческий разум находит то общее, что является сущностью природных процессов, которые наблюдает человек. Аристотель считал, что при объяснении явлений природы истинное знание должно основываться на доказательствах и единстве научных знаний. Выявив эти главные черты, философ занялся анализом природы доказательств, рассматривая законы формальной логики, общие категории, через которые формируется научное познание. Исторической заслугой Аристотеля является создание формальной логики. Логика—это человеческое изобретение. Она отлична от природы, но не противоречит ей и обеспечивает познавательную активность человека.
Великим открытием Аристотеля было осознание отличия общественного бытия от природного и понимания человека как существа общественного. Общественная жизнь получает у него государственное оформление естественно, по природе. Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Любой индивид есть подлинный человек только в качестве гражданина полиса, сообщества свободных граждан. Ему принадлежит выражение, ставшее классическим —«человек—это политическое животное».
Аристотель обладал энциклопедическими познаниями. В его произведениях охвачены все области знания того времени. Он предпринял попытку систематизировать научное познание, построив классификацию наук, так что впервые из философии как таковой были выделены специальные науки.
Сочинения Аристотеля не так полно и не так хорошо сохранились, как сочинения Платона: до нас дошла только часть его более поздних произведений, а все, что было написано философом в ранний период его деятельности, утеряно.
Сохранились списки: Гермиппа, который показывает 147 аристотелевских сочинений, содержащих 400 книг; но в этом каталоге еще не упомянуто много важнейших произведений, входящих в наше собрание: этот список, по-видимому, содержал только сочинения, существовавшие во время его составления в александрийской библиотеке. Другой, позднейший список, известный отчасти через арабских писателей, был составлен неким Птоломеем, который называет почти все сочинения, вошедшие в наше собрание, и вместе с Андроником дает общее число всех книг около 1000. Так что мы располагаем теперь менее чем шестой частью.
Сочинения Аристотеля распадаются на несколько классов, причем из его диалогов, написанных отчасти еще при жизни Платона (как, например, Эвдем), до нас не сохранилось ничего. Так как дошедшие до нас сочинения все относятся к позднейшему периоду деятельности философа, когда его система сложилась окончательно, то для нас не представляет особенного интереса определение порядка их написания, что было так важно при изучении творений Платона. Поэтому сочинения Аристотеля распределяют на группы по их содержанию.
Во-первых, ряд сочинений по логике, которые в византийскую эпоху были соединены под именем ὄργανον (Органон); сюда относятся: 1) κατηγορίαι (Категории) – искаженные позднейшими вставками; 2) περὶ ἑρμηνείας – Об истолковании (собственно о суждениях) – неподлинное сочинение; 3) ἀναλυτικά πρότερα καὶ ὕστέρα. Первая Аналитика трактует о заключениях, Вторая Аналитика – о доказательствах; 4) Топика-диалектика, т.е. учение о доказательствах вероятных; последняя, 9-я, книга ее считается за отдельный трактат – περὶ σοφιστιχῶν ἐλέγχων.
Во-вторых, сочинения по физике: 1) Φυσικὴ ἀκρόασις (Физика) в 8-ми книгах, 2) О небе – 4 книги, 3) О происхождении и уничтожении – 2 книги, 4) Метеорология – 4 книги и 5) целый ряд мелких сочинений по физическим вопросам. Далее следуют сочинения Аристотеля об органической природе: 1) 9 книг по зоологии, 2) О растениях – (περί φυτῶν), 3) О частях животных, 4) О передвижении животных, 5) О происхождении животных, 6) О дыхании (περὶ πνεύματος), 7) Об ощущении, 8) 3 книги О душе – психология Аристотеля.
В-третьих, идут метафизические сочинения, Метафизика[2] (14 книг) состоит из многих различных исследований, соединенных между собою чисто внешним образом.
В-четвертых, этические сочинения. «Этика» Аристотеля дошла в трех списках: 1) Никомахова (по имени сына Аристотеля) в 10 книгах, несомненно подлинная, хотя и с некоторыми вставками, 2) Эвдемова этика, близкая к первой и принадлежащая ученику Аристотеля Эвдему, 3) так называемая большая «Этика»; она собственно самая краткая из всех трех и представляет собою извлечения из двух вышеупомянутых.
В-пятых, политика в 8 книгах. Далее следуют сочинения Аристотеля по экономике, риторике, трактат о поэтическом искусстве и целый ряд исследований по различным вопросам.
(Нерсесянц. Платон)
2. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). Государство – органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой проблеме.
Причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению. По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции – “воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии отцов”.
Основным сочинением, в котором Аристотель высказывает свои политические взгляды, является «Политика».
Платон, пользуясь образом Сократа, отстаивал эту мысль в полемике с другим персонажем книги, также лицом историческим, софистом Фрасимахом, который доказывал, что справедливость и закон - это то, что пригодно сильнейшему, самой влиятельной группе в государстве и навязывается ею всему обществу. По Фрасимаху, государство служит интересам тех, в чьих руках находится власть. Платон не отрицает, что так бывает. Но с его точки зрения, это не нормальное, а коррумпированное государство. Платон различает правильные законы (установленные ради общего блага) и неправильные (в интересах какой-либо группы, захватившей власть). Эта мысль развивается Платоном и в его последнем сочинении: "Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях".
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.
Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.
Аристотель выдвигает не экономическую и не божественную, а естественную теорию происхождения государства. Человек - общественное животное, следовательно, государство - это единственно возможный способ существования человека.
Согласно Аристотелю, «государство - продукт естественного развития и... человек, по природе своей - существо политическое» («Политика» 91). Низшей формой человеческого общения является семья, экономически представляющая единое домохозяйство. Семейные отношения мыслятся Аристотелем так же, как отношения господства, как привилегия отца по отношению к детям, которых он, однако, обязан воспитывать, и как авторитет мужа по отношению к жене, которая все же рассматривается, как свободная личность; здесь также сказалась вышеуказанная двойственность правового воззрения. Совокупность семей образует селение, затем следует наивысшая и возводимая Аристотелем в общественный идеал ступень современной ему древнегреческой общественной организации - государство-город (...). Поэтому, говоря о человеке, как самой природой созданном политическом существе, Аристотель, как указывает Маркс, имеет в виду лишь свободного гражданина греческой городской общины. «Государством мы и называем совокупность таких граждан, совокупность, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования». Политически полноправными гражданами поэтому, по Аристотелю, являются далеко не все подданные государства, но лишь лица, способные к политической жизни, благодаря своему благосостоянию и духовным качествам - лишь гражданам принадлежит земля. Гражданин - «тот, кто участвует в совете и в суде». Отсюда следует, что гражданами не могут быть лица. занимающиеся физическим и, вообще, производительным трудом, так как им свойственны «низкий образ жизни и низкий образ мыслей». Основная задача политического объединения - бодрствовать над охраной имущественных интересов отдельных граждан. Поэтому Аристотель оспаривает Платонову теорию государств, как высшего идеального единства, коему посвящаются все виды собственности граждан, которое вводит общность цен и т. п.; напротив того, в государстве он видит разнородное множество составных частей, интересов составляющих его классов и групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, наемных рабочих, военных и «служащих государству своим имуществом», затем должностных лиц и судей. Такое разделение труда представляется Аристотелю не результатом исторического процесса, но следствием «естественных влечений» и способностей людей.
(Ченышев А.М. Курс лекций по древней философии)