Платон в своем произведении «Государство» показывает круговорот различных форм правления.
Ø Он понимает, что идеальное государство, даже однажды возникнув, неизбежно может деградировать и выродиться в что-то менее значимое, менее хорошее. Но резкого перехода от идеала к деградации не происходит. Обычно это идет волнами.
Ø Если идеальное государство начинает хиреть, на его месте должно возникнуть что-то иное. В какой-то момент распределение граждан по сословиям будет происходить не в соответствии с их природой, а по каким-то иным признакам. Потому что человек – существо несовершенное. Сословия перемешиваются, возникает смута, раздоры, эгоистическое чувство проявляет себя. Это приводит к столкновениям. Побеждают храбрейшие и сильнейшие. Гармония нарушается. Они подчиняют себе всех остальных и устанавливают некий порядок. Главной добродетелью становится честолюбие, военные подвиги. Военные качества преобладают, развивается тщеславие, которое приводит к стремлению к власти.
Ø Появляется первая извращенная форма – тимократия. Это Спарта. В тимократии по мере развития стремления к власти, одновременно развивается стремление к богатству. Правители аккумулируют богатства, пользуясь своей силой. Деньги становятся мерилом влияния в таком обществе. Возникает имущественное расслоение, возникают бедные, которые исключаются из управления. Устанавливается имущественный ценз. Тимократия деградирует.
Ø На месте ее рождается вторая извращенная форма – олигархия. Здесь господствуют низменные устремления, правят богатые. Правление дурное, потому что они будут править в своих интересах, а не в интересах всего населения в целом. В обществе возникает стремление к стяжательству, все хотят стать богатыми, это приводит к бесконтрольному распоряжению имуществом. Имущество переходит из рук в руки, меняет собственников. Нарушается имущественная стабильность. И социальная стратификация еще больше смешивается. Классы бедных и богатых легко меняются местами. В конце концов богатство концентрируется в руках небольшой группы людей, все остальные – нищие. Возникает классовая борьба бедных и богатых. В процессе борьбы одна часть населения еще больше беднее, появляются люмпены, которые требуют только хлеба и зрелищ. Олигархия гибнет.
|
Ø На ее месте появляется демократия. Это третья извращенная форма. Здесь господствует принцип неограниченной свободы. Это не самая худшая форма, но одна из наиболее худших. Потому что здесь при господстве такого принципа страсти более не сдерживаются, в государстве царит распутство, в нравах – бесстыдство. Правителями оказываются люди, которые сумели завоевать расположение толпы с помощью демагогии, исчезает всякое уважение к власти. Люди начинают чувствовать каждый сам себя царем. Исчезает уважение к законам. Исчезает социальная иерархия. Дети равняют себя к родителям, рабы равняют себя к господам, ученики – наставникам. Постоянные раздоры усиливаются, богатые пытаются защититься, бедные ищут вождя. Он нужен обязательно, иначе никто не даст направление толпе. Он находится обязательно, свято место пусто не бывает.
Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки демократии - уравнивание людей разного "достоинства", некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, все отдано на откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.
|
Ø И, наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками, к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания, по Платону, - худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносы уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а, следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.
Ø Но Платон говорит о круговороте. После последней стадии круг должен замкнуться и ситуация должна вернуться к идеальному государству. Это происходит удивительным образом у Платона. Может так случиться, что тиран окажется жестоким и страшным, но любящим правду. И тогда он отберет всех детей младше 10 лет, поместит их в отдельное помещение и воспитает как граждан отдельного нового идеального государства. И после тирании появится внось идеальное государство. Здесь также большое влияние имеет воспитание.
Классификация форм правления и их характеристика у Аристотеля. Гос-во венчает собой как бы всю соц эволюцию. И далее А переходит к различению правильных и неправильных форм гос-ва. Критерием для различие правильных и неправильных форм гос-ва является, во-первых, кол-во властвующих лиц, а во-вторых, то, осущ ли правление на основе з-на или на основе личного или группового произвола. Аристотель первым поставил задачу заменить правление людей правлением з-на, чтобы все, включая правителей, подчинялись з-ну. Итак, А здесь не пионер, он не первым предложил классификацию политических форм на правильные и неправильные. Впервые мы встречаем такую классификацию в усеченном виде у греческого историка Геродота, встречаем ее у платоновского Сократа, как персонажа платоновских диалогов. Но, конечно, Аристотель перерабатывает этот у него уже имеющийся материал. Итак, он различает правильные и неправильные формы государства. К правильным относится монархия. Здесь правит один во имя общего блага, а значит на основе з-в. Монархии он противопоставляет тиранов. Тирания неправильная форма. Здесь тоже правят одни, но преследует личные интересы, не заботясь об общем благе и попирая з-ны. К правильным относится аристократия. Здесь правит группа лиц на основе з-в. Аристократии противостоит такая неправильная форма, как олигархия. Здесь тоже правит группа лиц, но они во имя наживы попирают з-ы. Часто по А разновидностью олигархии явл геронтократия, правление старцев. Хотя считается, что правят старцы, но эти старцы еще больше в погоне за богатствами, только кроме богатств их еще интересуют награды, различные почести. Они в погоне за наградами, почестями и богатствами. К правильным формам относится полития. Во время античной классики политией называли, если использовать современную терминологию, конституцию государства, любого государства, то есть политическая система. Но Аристотель использует этот термин для обозначения наилучшего государства. Полития - наилучшее госво, такое, где его идея наилучшим образом претворяется в жизнь. Полития - это умеренная демократия. В политии правит большинство. Политии противостоят неправильные гос-ва. Это охлократия от слова "охлос" - толпа. Это неправильная, распущенная демократия. И Аристотель говорит о постоянных взаимных превращениях в истории охлократии в тиранию и наоборот. Такой анархии достигают отношения людей при охлократии, что больше всего они мечтают о порядке и оказываются во власти тиранов. А тираны сначала всем льстят, раздают земли, а потом начинают истреблять все лучшее, все выдающееся, и А первым такой сюжет приводит. Потом он станет повторяться др и станет классическим. Встреча 2 тиранов, 1 др спрашивает, как нужно управлять гос-м. Второй отв: "Представь себе поле пшеницы, и если к-то колосья выше прочих, то их надо срезать. Вот так надо управлять гос". Тиран стремится к тому, чтобы народ стал малодушным, лишить его политической энергии. Для него лучше всего пассивный народ. И все время эти взаимные превращения охлократию в тиранию, а тиранию в охлократию актуализируют это произведение Аристотеля. Итак, критерием различения правильных и неправильных форм является з-н, осущ ли правление на основе з-а, т.е во имя общего блага, или царит произвол, как в неправильных формах гос-ва. По сути (этот вывод делают и др мыслители) неправильные формы явл неполитическими, потому что политика и этика неразрывны. Политика всегда этична, т.е преследует интересы общего блага. В древности, во времена античной классики, Аристотель политику считал неотъемлемой от этики. А вот эти, неправильные формы, всегда деспотичны, т.е по сути своей они даже и не политические формы - вывод, кот уже средневековые юристы сделают вслед за Аристотелем, ориентируясь на огромный его авторитет в средневековье.
|
(Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции)