Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли, как правило, является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя.
Рассчитанная в Отчете валовая прибыль (Рвал) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли), т.е.
(40)
где, Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020);
МД - маржинальный доход.
Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:
(41)
где, Sпер - условно-переменные затраты;
Sпос - условно-постоянные затраты;
Р - прибыль от продаж.
Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.
На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
Порог рентабельности (К), или точка безубыточности (критический объем продаж) (К) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле:
(42)
где, УР - управленческие расходы;
КР - коммерческие расходы;
МД: N - доля маржинального дохода в выручке от продаж.
Запас финансовой прочности (ЗФП) - характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:
(43)
В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.
|
В целом названные показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж.
Операционный рычаг – это соотношение между постоянными и переменными издержками фирмы. Эффект операционного рычага (ЭОР) показывает прирост прибыли в процентах на один процент прироста объема продукции:
где? P(%) – прирост прибыли, %;
?N(%) – прирост объема продукции, %.
Экономический смысл показателя операционного рычага довольно прост – он показывает степень чувствительности прибыли организации к изменению объема производства.
Эффект операционного рычага можно определять как отношение маржинального дохода (разницы между объемом продукции и переменными затратами) к прибыли. Значение этого показателя зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель имеет в случаях, когда изменение объема производства происходит с уровней, незначительно превышающих критический объем продаж. Тогда даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли.
Чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше эффект операционного рычага. Организация(предприятие), повышающая свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и эффект операционного рычага.