Глава 1. Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения).




 

Своеобразие любого жанра рождается в процессе его исторического развития. Фельетонный жанр не представляет собой исключения, и можно сказать, что вне его истории, сложной и противоречивой, решительно невозможно понять его природу.

О происхождении фельетона сохранилась легенда, по которой он оказывается изобретённым в одно прекрасное точно датированное утро. А именно 28 января 1800 года, когда в «Журналь де Деба» - органе реакционной французской буржуазной печати – редактор Бертен Старший вложил в очередной номер газеты дополнительный листок («feuilleton» - листок (фр.)). Первые фельетоны «Журналь де Деба» содержали в себе репертуар театров, стихотворные загадки, шарады, ребусы, стихи и присылавшиеся подписчиками объявления. Всё это указывало на то, что «feuilleton» рассматривался, прежде всего, как место для объявлений.

Таким образом, традиционная версия, вошедшая во всеобщее употребление, относится не к самому жанру фельетона, а к истории газетной рубрики «Фельетон». И в то же время нужно учесть следующее. В первые дни существования «листка» материал туда подбирался случайный по своему конкретному содержанию, но не случайный принципиально. Это были литературные мелочи развлекательного, подчёркнуто неполитического, неофициального характера. В них полностью отсутствовали сатира, обличение страсть, неизменно присущие современному фельетону. Всё это вполне объясняется той социальной функцией, которая присуща французской реакционной буржуазной печати начала девятнадцатого века: отвлечь читателя от политики, заставить забыть о революции.

Лишь отделив фельетонный жанр от рубрики «Фельетон», исследователь имеет возможность непредвзято поставить вопрос о подлинных истоках жанра. Примером тому могут служить вступительные главы книги Д. Заславского «Истоки и пути фельетона». Убедительно и аргументировано предположение Д. Заславского, что во Франции фельетон возник в эпоху французской революции, хотя сам термин «фельетон» тогда ещё отсутствовал и особого подвала в газетах заведено тоже не было. Далее Заславский указывает на первые образцы революционных фельетонов, таких фельетонов, в задачи которых входило не отвлекать и развлекать, а, напротив, привлекать народ к революции.

А что же в России?

История возникновения в русской периодической печати жанра «фельетон» изучена недостаточно. Исследователи справедливо отмечали, что слово «фельетон» означало в языке сначала место на газетной странице (внизу под чертой), где печатались неофициальные материалы – статьи о театре, музыке, «Смесь» и прочее. Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825 года, после выхода «Северной пчелы», которая имела отдел фельетона, он постепенно закрепился в русской газетной периодике и в тридцатые годы девятнадцатого века сделался особенно популярным. Сама рубрика «Фельетон» утвердилась в газетах в 1841 году.

Говорить о рубрике «Фельетон» в период её появления – значит, говорить о газетной «Смеси». Что представляла собой «Смесь» русской газеты во времена появления рубрики «Фельетон»?

«Смесь» выполняла как информационные, так и развлекательные функции, и заполнялась материалом, взятых из новых, а иногда и из старых иностранных журналов (судебные процессы, великосветские сплетни и анекдоты всякого рода). «Русский материал», попадавший в «Смесь», был почти только официального порядка: некрологи царствующих особ, перепечатки указов и тому подобное.

«Смесь» представляла собой 3 - 5 небольших заметок по большей части в 15 – 20 строк, ничем между собой не связанных.

С появлением рубрики «Фельетон» рубрика «Смесь» не была уничтожена. Она вошла в фельетонный подвал, как подзаголовок. В начале совершенно невозможно было отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь». Но мало-помалу происходит эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя «Смесь». Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается посвящён одной теме общего характера.

Это можно отнести к истории рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался следующим образом.

В газетной периодике сороковых годов девятнадцатого века можно выделить сразу несколько разновидностей жанра фельетон. В том числе нравоописательный фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П. Смирновского, фельетон, представлявший собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф. Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов, отчасти Ф. Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его современном понимании.

Кризис жанра разрешается с появлением фельетона в передовом русском журнале сороковых – пятидесятых годов, то есть, в эпоху оформившегося революционно – демократического движения. Точка приложения сил найдена была в фельетоне революционно-демократического «тяготения».

Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в соответствии со специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь» передовых русских журналов. Широкое звучание фельетон приобретает в сороковые – шестидесятые годы, появляясь в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы. Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму.

Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы революционных волнений. И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова Михаила Кольцова, «фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»4, - писал Н.В. Гоголь. И в наше время фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: