Стадии развития коллектива.




Тип урока: урок изучения новой темы.

Дистанционный урок.

 

План урока:

1. Изучить тему.

2. Коротко дать характеристику 4стадиям развития коллектива.

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Детский коллектив. Стадии развития коллекива».

 

Стадии развития коллектива.

 

В педагогике этапы развития коллектива впервые были выделены А. С. Макаренко.
А. С. Макаренко определял стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога.
При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам, чтобы быть достойными гражданами страны, что не отменяет и конкретных требований в виде правил, норм отношений, занятий и пр. Он предлагает начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования.
1. На первой стадии педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования.
Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Т. е. группа на этом этапе отличается разобщенностью, невыполнением обязанностей, наличием враждебных группировок, недоброжелательным отношением к руководителю. Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью требований добиться выполнения элементарных нравственных норм и правил, выполнения обязанностей, необходимо также привлечь хотя бы часть ребят на свою сторону, заинтересовать их жизнью группы, т. е. следует формировать актив. В активе желательно иметь ребят, которые обладают задатками лидеров и доброжелательно относятся к личности педагога. При этом не обязательно они должны быть идеальными в смысле поведения, послушания, учебы и т. д.
Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется, уровень самостоятельности членов актива очень низкий. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива.
Субъект воспитания – воспитатель.
2. На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными.
Надо отметить, что большое значение имеет технология предъявления требований: 1) требований не должно быть слишком много (3–4); 2) требования должны быть целесообразными, чтобы была всем понятна их необходимость (не следует вступать в полемику, если кто-то начнет оспаривать такие требования, особенно на первом этапе, так как обычно возражения против таких обоснованных требований носят демагогический характер); 3) требования должны быть последовательными, обязательно доводиться до логического завершения, ибо если школьники осознают возможность невыполнения требований без последствий, то это приведет к массовому невыполнению их, к хаосу; 4) требования не должны предъявляться в оскорбительном, унижающем тоне, необходим спокойный, искренний, открытый, убежденный, твердый подход.
Задачи педагога на этом этапе: 1) расширять актив, т. е. привлекать все больше ребят к активному участию; 2) учить актив организаторским умениям.Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя передается постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем его членам участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Растет авторитет актива, он становится опорой педагога. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность.
Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому; функция его коммуникативная – организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Развиваются деловые, мотивационные и гуманистические отношения. Формируется коллективное самосознание: «Мы – коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.
Субъект воспитания – актив.
3. На третьей стадии развития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе, помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет и коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данной группы. Появление в детском коллективе способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внутри-коллективных отношений и о превращении группы в коллектив.
Между отдельными группами и членами коллектива складываются мотивационные и гуманистические отношения. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и реальности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе возникает благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.
Субъект воспитания – коллектив.
На этом этапе развития коллектив формирует целостную, нравственную личность. Он превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.
4. На четвертой стадии происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности всех членов коллектива. Положение каждой личности высокое, нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность коллектива все больше носит просоциальный характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Субъект воспитания – личность.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.
Развитие коллектива – это не плавный процесс перехода от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких границ – возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: