В транспортной компании
Областью профессиональной деятельности современного логиста в транс-портной компании являются не только хорошо знакомые всем виды деятельно-сти, такие, например, как перевозка, экспедирование, грузопереработка, склади-рование, таможенное оформление грузов. Сегодня логисты разного уровня ие-рархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического про-цесса в закупках, дистрибуции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем
программных продуктов, поддерживающих логистики, моделированием логи-стических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффек-тивной логистической системы компании. Основная задача логиста — изыски-вать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, связанной информацией и финансами для повышения конкуренто-способности компании и увеличения долгосрочной рентабельности бизнеса. Интегральный характер деятельности менеджеров по логистики и их широкая эрудиция, умение принимать оптимизационные решения с целью экономии ма-териальных и финансовых ресурсов фирмы, координировать работу как внутри компании, так и с ее контрагентами в бизнесе позволяют логистам высокой ква-
лификации успешно продвигаться в карьерном росте. Во многих компаниях вы-сокопоставленные логистические менеджеры становятся президентами, вице-президентами и исполнительными директорами.
|
Логист занимает трудную, но перспективную позицию в компании, и во мно-гом от уровня знаний и квалификации зависит его карьера. В сферу компетенции логистики включаются вопросы внутрифирменной организации бизнес-процессов
оптимизации сферы внешних взаимодействий компаний на рынке. Логисты ком-паний принимают комплексные решения, обеспечивающие организацию непре-рывных и взаимосвязанных цепей поставок продукции, определяющих конкурен-тоспособность и результаты деятельности компаний на рынке. В эпоху глобализа-ции экономики и развития электронной коммерции логистика стала одной из важ-нейших областей бизнеса. По мере насыщения рынков и усиления конкуренции роль логистики, а в особенности ее основного предназначения — обслуживания клиентов и удовлетворения их растущих запросов — приобрела решающее значе-ние. Практически любая проблема предприятия связана с неправильной постанов-кой логистики. Последняя как фундаментальный инструмент управления издерж-ками обеспечивает конкурентоспособность товаров и услуг на рынке.
своей деятельности логист должен обладать навыками:
– анализа логистических процессов, процессов обслуживания потребите-лей и управления логистическими издержками;
– подбора необходимых инструментов — методов и моделей планирова-ния, прогнозирования и оптимизации логистических процессов, выбора состава логистической инфраструктуры, информационных технологий и коммуникаци-онных систем;
|
– построения алгоритмов управления процессами товародвижения;
– проектирования логистических систем, включающих процессы управления транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальны-ми операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов от про-изводителя до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями;
– умения модифицировать методы и средства для оптимизации логистиче-ских решений;
– решения локальных, общих и глобальных логистических задач.
Во всем мире логистика трактуется как новое научно-практическое на-правление, связанное с оптимизацией движения материальных, информацион-ных и финансовых потоков с целью сокращения затрат и получения наибольше-го экономического эффекта. Сегодня логистика активно используется не только для управления транспортировкой товаров, но и для оптимизации других облас-тей деятельности фирмы: закупок, распределения, управления запасами, а также складирования, хранения и сервисного обслуживания. Логистика — мощный инструмент рыночной экономики и эффективное орудие конкурентной борьбы. Поэтому, чтобы преуспеть в профессии, необходимо обладать знаниями и прак-тическими навыками из многих смежных областей.
сожалению, не все руководители и работники бизнес-структур правильно понимают миссию логиста на предприятии. Зачастую область его профессио-нальной деятельности они связывают только с транспортировкой, экспедирова-нием, грузопереработкой и таможенным оформлением грузов, но это лишь низ-ший, оперативный уровень логистического управления. Логисты среднего и высшего уровней управления в своей деятельности взаимодействуют со всеми
|
службами компании. Логистика обладает активным интегрирующим потенциа-лом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими ба-зовыми фирменными функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибуция, организация продаж. Логистический менеджмент под-держивает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между маркетингом, производством, финансами и оптимизируя межфункцио-нальные внутрифирменные решения.
основным направлениям деятельности современного логиста можно от-нести: выбор наиболее выгодных поставщиков, расчет оптимального размера заказа, управление товарными запасами, выбор наиболее экономичных видов транспорта, разработка рациональных маршрутов доставки товаров, обработка заказов, оптимизация процессов распределения, внутрискладского перемеще-ния, хранения товаров. Логист на предприятии — это системный аналитик, ко-торый постоянно заботится о том, как улучшить работу компании и повысить ее прибыльность. Для этого он должен тщательно анализировать деятельность предприятия, изучать его проблемы и разрабатывать мероприятия по их реше-нию. При этом логист должен выполнить необходимые логистические расчеты, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант решения той или иной проблемы и перевести свои новые идеи и предложения из области интуиции в область точ-ного расчета. Вся информация о том, как работает компания, должна быть со-средоточена в его руках.
Деятельность логиста в транспортном предприятии требует от него нали-чия системных знаний в области логистики, поскольку для эффективного управленческой работы ему необходимо выполнять четыре основных аспекта менеджерской деятельности:
планирование и организацию логистического процесса в организациях (в подразделениях) различных сфер деятельности, а именно:
– принимать участие в разработке стратегических и оперативных логисти-ческих планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с уче-том целей и задач организации в целом, организовывать работу элементов логи-стической системы;
– планировать и организовывать документооборот в рамках участка логи-стической системы, принимать, сортировать и самостоятельно составлять тре-буемую документацию;
– осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, осуществлять маршру-тизацию, определять тип посредников и каналы распределения;
– владеть методикой проектирования, организации и анализа на уровне подразделения (участка) логистической системы управления запасами и распре-делительных каналов;
– обладать основами оперативного планирования и организации матери-альных потоков на производстве;
управление логистическими процессами в закупках, производстве и рас-пределении, а именно:
– участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабже-ния и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделе-ния (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом;
– применять методологию проектирования внутрипроизводственных логи-стических систем при решении практических задач;
– использовать различные модели и методы управления запасами;
– осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, скла-дированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом;
3) оптимизацию ресурсов организации (подразделений), связанных с управлением материальными и нематериальными потоками, а именно:
– владеть методологией оценки эффективности функционирования эле-ментов логистической системы;
– составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, по-средников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и кана-лов распределения);
– рассчитывать и анализировать логистические издержки;
– применять современные логистические концепции и принципы сокра-щения логистических расходов;
4) оценку эффективности работы логистических систем и контроль логи-стических операций, а именно:
– проводить контроль выполнения и экспедирования заказов;
– организовывать прием и проверку товаров (гарантия получения заказа, проверка качества, подтверждение получения заказанного количества, оформление на получение и регистрацию сырья), контролировать оплату поставок;
– подбирать и анализировать основные критерии оценки рентабельности систем складирования, транспортировки;
– определять критерии оптимальности функционирования подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
Основной целью логистического управления является минимизация или оптимизация общих издержек предприятия, поэтому задача логиста — не до-пустить, предупредить возникновение непроизводительных затрат, выявить их, устранить или максимально сократить. Кроме того, он должен осуществлять ко-ординацию внутренних и внешних связей компании, обеспечивать согласован-ность действий и взаимосвязь всех функциональных подразделений фирмы. Иными словами, за логистом — обоснование корпоративной стратегии пред-приятия, разработка оптимальных управленческих решений, выбор информаци-онных систем и программных продуктов, в конечном счете — координация дей-ствий всех участников товародвижения. Конечно, все вышеперечисленные функции одному логисту, даже самому талантливому, не осилить. Для того что-бы охватить все уровни логистического управления, необходима специализация.