Рассмотрим основные функции специалиста по логистике в транспортной компании. Это:
исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщиков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, возможности ус-тановления более тесных партнерских связей);
составление графиков выпуска на линию подвижного состава и расста-новка парка по заявкам (помимо составления графиков, нужно также обеспечи-вать работоспособность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транс-портных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков — предвари-тельное согласование условий перевозок);
оптимизация маршрута доставки;
переговоры об установлении величины тарифной платы (в рамках задан-ных условий, сроков, объемов перевозок);
выбор транспортных средств или перевозчика на принципах минимиза-ции издержек, не забывая, что транспортные издержки — лишь составляющая общих логистических издержек;
отслеживание и экспедирование доставки — мониторинг перевозок, от-слеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование в случае не-обходимости индивидуального подхода к отправке;
аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа (основные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: пре-тензии к сохранности груза, претензии по срокам доставки, претензии по оплате);
интеграция перевозчика — это практика включения новых транспортных услуг и технологий в логические операции предприятия (например, маркировка продукции);
интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки).
|
В процессе реализации функциональных обязанностей задачи, стоящие пе-ред транспортным подразделением фирмы, можно разбить на две группы: 1) за-дачи, связанные с эксплуатацией парка подвижного состава, и 2) задачи под-держания технической готовности парка (обслуживания и ремонта транспорт-ных средств), и обязательное обеспечение материально-техническими ресурса-ми этих двух групп. Для собственного парка автотранспортных средств основ-ные задачи указанных групп перечислены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Основные задачи управления парком
автомобильного подвижного состава
Эксплуатация транспортных средств | Техническое обслуживание | |||
и ремонт подвижного состава | ||||
1. | Разработка плана по эксплуатации подвиж- | 1. Планирование | производственной | |
ного состава. | программы по обслуживанию и ре- | |||
2. | Оптимизация структуры парка. | монту подвижного состава. | ||
3. | Оптимальная маршрутизация перевозок. | 2. Оперативное планирование и дис- | ||
4. | Распределение подвижного состава по мар- | петчерское управление техническим | ||
шрутам. | диспетчерского | управления | обслуживанием и ремонтом. | |
5. | Организация | 3. Планирование потребности и орга- | ||
работой. | себестоимости | перевозок и | низация снабжения | автомобильными |
6. | Планирование | запасными частями и материалами для | ||
расчет тарифов. | обслуживания и ремонта. | |||
7. | Планирование потребности в ГСМ, автомо- | 4. Планирование инвестиций в произ- | ||
бильных шинах, эксплуатационных материалах. | водственно-техническую базу. | |||
- Финансовое планирование и управление. | ||||
- Управление персоналом логистического подразделения. | ||||
- Управление качеством транспортировки. |
|
Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортного логиста, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществляющих перевозку. На выбор транспортных средств влияют:
характер груза (вес, объем, консистенция);
количество и частота отправляемых партий;
климатические, сезонные характеристики;
расстояние, на которое перевозится груз;
близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту;
сохранность груза;
риск невыполнения поставок для груза.
При разработке моделей прогнозирования программы перевозок и матери-ально-технического обеспечения процесса необходимо сформировать информа-ционную базу, под которой понимается комплекс исходных данных. Наличие указанной информации значительно увеличивает возможный эффект от повы-шения объективности принимаемых управленческих решений по развитию микрологистической системы АТП. Общий подход к формированию единой информационной базы можно представить в следующем виде:
Выделяется информация, которая может быть получена из существую-щих форм первичных документов.
Рационализируются существующие первичные документы, при необхо-димости разрабатываются дополнительные формы документов.
Разрабатывается и создается нормативно-справочная база.
Разрабатываются (подбираются из существующих) программные ком-плексы по обработке первичной документации.
|
Организуются массивы информации: исходные массивы (содержат пер-вичную информацию); промежуточные массивы; результирующие массивы.
Прообразом формирования единой информационной базы и выполнение расчетов программы перевозок и материально-технического обеспечения про-цесса является трансфинплан автотранспортного предприятия, однако выпол-нять его в «ручном режиме» очень трудоемкий процесс.
Контрольные вопросы
Каковы основные аспекты управленческой деятельности в транспортной логистике?
Опишите цели логистического управления в транспортировке.
Приведите основные функции специалиста по логистике в транспортной компании.
Какая организационная структура предпочтительна для логистической службы транспортного предприятия?
В чем заключается формирование единой информационной базы для управления транспортной логистикой?