логистический посредник в перевозке




 

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознагражде-ние и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя и грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязан-ность экспедитора — заключить от своего имени или от имени клиента договор


 


(договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также дру-гие обязанности, связанные с перевозкой.

 

Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются: 1) получение документов для экспорта-импорта грузов;

 

выполнение таможенных формальностей; 3) проверка количества и состояния груза; 4) погрузка-разгрузка транспортных средств; 5) уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой; 6) хранение, складирование, сор-тировка, комплектация грузов; 7) информационные услуги, страхование и т. п.

Проблема выбора транспортно-экспедиционной фирмы решается анало-гично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей каче-ства экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры осуществляется в основном для мел-копартионных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и палетов (с нем. поддоны).Крупногабаритные промышленные,строительные грузы,сырьевыематериалы, зерновые доставляются, как правило, по прямым договорам грузо-владельца с перевозчиком.

 

Современное понятие транспортно-экспедиционной деятельности (ТЭД)

 

можно определить как деятельность по обеспечению транспортного сервиса в ло-гистическом процессе доставки товара, выполняемого в интересах грузоотправи-телей и грузополучателей. В предлагаемом определении под транспортным серви-сом традиционно понимается набор услуг, предоставляемых грузоотправителям и грузополучателям при организации перевозок грузов магистральным транспортом.

 

Экспедиторские услуги на транспорте можно представить в виде комплек-сов операций: 1) подготовка груза к транспортированию, хранение, другие складские и погрузочно-разгрузочные работы; 2) поставка груза на магистраль-ный транспорт; 3) коммерческие операции по подготовке и оформлению необ-ходимых провозных и сопровождающих груз таможенных, санитарных, эколо-гических и других документов; 4) расчетно-финансовые операции; 5) информа-ционные, правовые и консалтинговые услуги; 6) таможенные услуги; 7) страхо-вание и др. Эти комплексы транспортно-экспедиционных услуг могут выпол-няться в различных технологических режимах, наборах и сочетаниях в зависи-мости от конкретных условий поставки товара, требований клиента, свойств груза, вида отправки и вида сообщения.

 

Экспедиторские организации как предприниматели, работающие в услови-ях конкуренции, должны быть способны, гибко реагируя на запросы клиентов, предложить и обеспечить требуемые услуги на соответствующем уровне стои-мости и качества. Такие условия обеспечивает экспедитор, который, с одной стороны, может предложить широкий комплекс услуг, выполняемых самостоя-тельно, своими силами и средствами, а с другой — умеет привлекать посредни-ков для обеспечения комплексности и минимизации затрат на выполнение зака-за клиента. Решение этой проблемы, т. е. умение реализовать один из основных принципов логистики, именуемый как «make or buy problem», является одним из важнейших и сложнейших. В качестве клиентов, которым экспедиторы предос-тавляют свои услуги, выступают грузовладельцы (грузоотправители, грузопо-лучатели), в том числе и зарубежные, а также другие экспедиторские и агент-ские организации. В свою очередь, экспедиторы сами могут являться клиентами банков, предприятий магистрального транспорта, таможенных и страховых компаний. Таким образом, транспортно-экспедиционная деятельность обуслов-


 


лена широким кругом технологических, финансовых, правовых отношений, ко-торые регулируются правовыми нормативными актами РФ, нормами междуна-родного права и международных договоров Российской Федерации, отраслевы-ми нормативно-распорядительными и другими документами.

 

Логистический процесс доставки груза предполагает такую организацию, ко-торая, обеспечивая оптимальные условия поставки, на развитом, конкурентном рынке транспортно-экспедиционных услуг с установившимся приоритетом поку-пателя, а не продавца, ориентирована на интересы и запросы грузополучателя. Главным критерием такой доставки груза является высокое качество работы всех элементов логистической цепи, которое определяется во многом реализацией принципа «just in time» при координирующем участии экспедитора. Поэтому экс-педитора часто определяют как оператора логистики.

 

Современный транспортный экспедитор, обеспечивая высокое качество предоставляемых услуг, должен отвечать всем требованиям, которые предъяв-ляются к нему как оператору логистики. Традиционные задачи, которые выпол-няет транспортный экспедитор, включают в себя: координацию деятельности участников транспортной цепочки при преодолении мест стыка; создание си-нергетических эффектов за счет консолидации грузов; коммерческое сопровож-дение расчетов с клиентами за транспортные и экспедиторские услуги. Следует отметить, что в основном транспортно-экспедиционные организации в своей работе ориентируются на организацию перевозок грузов в международном со-общении вследствие особенностей взаиморасчетов за перевозку, приносящих наибольшие доходы. Услуги при организации перевозок во внутренних сооб-щениях оказываются в основном перевозчиком. Вместе с этим можно привести ряд компаний, эффективно работающих по оказанию услуг и во внутреннем со-общении. Ассортимент услуг, предоставляемых в рамках логистического серви-са, довольно разнообразен и оказывает влияние на конкурентоспособность фир-мы и величину издержек. Характерной особенностью является то, что услуги носят системный характер. В связи с этим фирме необходимо точно определить стратегию в области логистического обслуживания потребителей.

 

Действия по формированию системы логистических услуг выполняются в следующей последовательности:

 

сегментация потребительского рынка, т. е. разделение его на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определен-ные услуги в соответствии с особенностями потребления;

 

определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

ранжирование услуг, входящих в составленный перечень, сосредоточе-ние внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;

 

определение стандартов услуг для различных сегментов рынка;

 

оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необхо-димого для обеспечения конкурентоспособности компании;

установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответ-ствия услуг потребностям покупателей.

 

Экспедиторские организации осуществляют интегрированное транспорт-ное и экспедиционное обслуживание, способствуют обеспечению активного участия российских предприятий в международной торговле, более полной реа-лизации географических преимуществ России в функционировании транспорт-


 


ного коридора восток-запад. Сегментация потребительского рынка может осу-ществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или по другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирова-ние, определение стандартов осуществляются в результате проведения различ-ных опросов потребителей. Кроме того, необходимо выработать также и коли-чественные оценки уровня каждой разновидности сервиса, достигаемого в той или иной компании.

 

Логистический сервис стимулирует развитие экономических связей между производителями и потребителями продукции. Ведущую роль в его организации играют экспедиторская деятельность и работа транспорта. Причем в рамках логи-стического сервиса группа транспортно-экспедиционных услуг является наиболее распространенной и динамичной. В общем объеме логистических услуг, предос-тавляемых посредническими и сервисными организациями потребителям, услуги перевозчиков составляют 60—80 %. Транспортно-экспедиционное обслуживание выполняют специалисты (экспедиторы), работающие в специальных транспортно-экспедиционных организациях. Экспедиторы играют серьезную роль в привлече-нии дополнительных объемов перевозок, в создании конкурентной среды, в улуч-шении обслуживания отправителей и получателей грузов. По данным Междуна-родной федерации экспедиторских организаций ФИАТА (Federation Internationale des Association de Transitaires et Assimiles), около 76 % мирового грузооборота на всех видах транспорта выполняется с участием экспедиторов.

 

Полное транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает еди-ную ответственность транспортно -экспедиторской организации за своевремен-ную и сохранную доставку грузов от отправителя до получателя с выполнением всего комплекса транспортно-экспедиционных операций.

условиях активизации глобальных процессов в мировой экономике, ин-теграционных и консолидационных процессах и крупном бизнесе и растущей конкуренции на национальных и на международных рынках роль транспортно-экспедиторских компаний значительно возрастает. Особую значимость приоб-ретают транспортно-экспедиторские компании, осуществляющие внешнеэконо-мическую деятельность, т. е. доставляющие и обслуживающие грузы во внеш-неторговом обороте. Для России с позиции обеспечения глобальной конкурен-тоспособности страны важно изучение поддержки ресурсных (защита компаний от ценовой конкуренции) и технологических преимуществ, расширение участия

 

международной ценовой конкуренции. Вместе с тем является важным нара-щивание конкурентных преимуществ инновационного типа. Это относится к использованию финансовых и кредитных рычагов для стимулирования иннова-ций во всех отраслях, включая транспортно-экспедиторскую сферу. Сложив-шаяся ситуация в мире и в нашей стране ставит глобальную задачу внедрения и освоения новых коридоров и сегментов рынка, что приведет к увеличению доли рынка транспортно-экспедиторских услуг, занимаемой российскими компания-ми. В связи с этим можно сформулировать задачи, которые растущая конкурен-ция на рынке ставит перед российскими компаниями: 1) улучшить свои финансо-вые показатели на внутреннем и внешнем рынках; 2) повысить объемы перевозок; 3) поднять рейтинг компаний и др.

 

Необходимым условием сохранения и усиления конкурентоспособности экспедиторских компаний становится высокий уровень концентрации производ-ства и капитала, превращение их в монополии. Наблюдается важная тенденция


 


превращения экспедиторов из посредников в независимых перевозчиков, кото-рые заключают от своего имени контракты на перевозку с грузовладельцами и с фактическими перевозчиками, т. е. экспедитор начинает занимать центральное место в логистической транспортной цепи. В настоящее время данная тенденция достигла качественно нового этапа развития, поскольку экспедиторы стали вы-ступать операторами смешанной перевозки грузов, предлагая клиентуре доставку грузов по принципу «от двери до двери» несколькими видами транспорта по еди-ному документу и сквозной тарифной ставке. Основой для данной услуги стало сотрудничество с железной дорогой. Экспедиторы поняли, что им выгодно дого-вариваться с железными дорогами о повагонных отправках, обеспечивающих им меньшие тарифные ставки, а затем продавать грузовместимость арендованных вагонов мелким и средним грузоотправителям по несколько сниженным ценам. В результате возникла тройная выгода: экспедиторы получают доход от разницы между ценой, которую они назначают своим клиентам, и суммой, которую они платят железным дорогам; железным дорогам не нужно заниматься мелкими пар-тиями груза; небольшие грузоотправители пользуются пониженными ставками.

 

Анализ работы экспедиторских фирм показывает, что экспедиторы в процес-се логистического сопровождения груза выбирают для грузовладельца маршрут перевозки, порты, перевозчика, резервируют транспортные средства, а также кон-тролируют и координируют все заключительные операции, обеспечивающие бес-перебойное движение груза. Экономический эффект экспедиционной деятельности выражается в сокращении расходов, оптимизации хозяйственно-экономической деятельности и логистических связей многих предприятий, которым целесообраз-нее и выгоднее освободиться от несвойственных им функций и переложить их на специализированные логистические структуры, способные выполнить требуемые работы более качественно, быстро и значительно дешевле, оптимизируя грузопо-токи и эффективно используя транспортные средства. Транспортно-экспедиционная деятельность способствует совершенствованию перевозочной ра-боты благодаря созданию концентрированных грузопотоков для обеспечения эф-фективного функционирования железных дорог и других видов транспорта. Разви-тие подсистемы транспортно-экспедиционного сервиса основывается на сопряже-нии целевых интересов отправителя, перевозчика и получателя через создание комплексных транспортно-технологических систем, технологическую маршрути-зацию продвижения грузовых потоков, при которых подвижной состав клиентов магистрального транспорта используется по правилам кооперации.

 

Таким образом, развитие логистики экспедирования на транспорте России

условиях рынка является важнейшим условием привлечения дополнительных объемов перевозок, улучшения транспортного обслуживания во всех сферах экономики.

 

Контрольные вопросы

 

Понятие транспортной логистики.

Что специалисты относят к задачам, решаемым транспортной логистикой?

В чем заключается логистический подход в транспортной логистике?

Что называется материальным потоком?

Раскройте понятие информационного потока.

Что такое логистическая операция?

Какие методы и модели используются для оптимизации транспортной логистики?

Какую роль играет транспортно-экспедиционные фирмы в транспортной логистике?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: