Занятие №5. Коммуникация




Цель: развитие коммуникативной компетентности.

Время занятия: 2 часа

 

Ход работы:

Ритуал приветствия

Цель: создание рабочей атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-10 минут

Тренер спрашивает участников какой у них настрой, как у них дела, какие эмоции они испытывают, чего ждут от занятия.

Упражнение 5.1 «Угадай эмоцию»

Цель: невербальное прочтение эмоциональных состояний окружающих. развитие навыков вербализации состояний

Время: 25 минут

Задание: Участники сидят в кругу. Некоторым членам группы раздаются карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитывают карточки так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают обозначенное состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе выполнения упражнения тренер дает возможность высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз после того, как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние.

Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и тд.

 

Упражнение 5.2 «Грустный - веселый»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Время: 15 минут

Задание: Участники группы сидят по кругу. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним - противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: "Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним "веселый" и, сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех ». Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

 

Упражнение 5.3 «Какого я цвета?»

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности этих состояний. Расширение сезитивных возможностей за счет включения разных сенсорных систем.

Время: 15 минут

Задание: Сегодняшнее занятие начинается с того, что каждый участник, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета).

Обсуждение: Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда,- и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

 

Упражнение 5.4 «Живые эмоции»

Цель: невербальное выражение эмоций и «чтение» по невербальным признакам

Время: 20 минут

Задание: Участники группы разбиваются на пары, становятся в круг. По команде тренера всем нужно начать испытывать то или иное эмоциональное состояние, эмоцию или чувство. Тренер может неожиданно командой «стоп» остановить всех в тех позах, в каких они находятся. Можно выделить одну пару, тогда остальные наблюдают их. Пары можно менять, чтобы охватить большее количество участников и эмоций.

Тренер может предложить передать невербально переживания следующих ситуаций, эмоций и чувств:

1) друг не позвонил и не пришел на день рождения;

2) неожиданный сюрприз, подарок;

3) гордость за себя;

4) высокомерие;

5) подозрительность;

6) враждебность;

7) гнев;

8) любовь;

9) радость;

10) обида.

Обсуждение: Сделать обобщения о том, каким образом выражаются те или иные чувства.

 

Упражнение 5.5 «Числа»

Цель: создание работоспособности в тренинговой группе. Упражнение повышает настроение, снижает напряженность, скованность

Время: 10 минут

Задание: Все участники садятся по кругу. Тренер называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

Лучше всего называть вначале 5-7, в середине 1-2.

Обсуждение: Что помогало справиться? Что затрудняло ее выполнение? На что ориентируетесь, принимая решение? Какая у вас была тактика? В ходе обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

 

Упражнение 5.6 «Эмоциональные состояния»

Цель: вербализация признаков экспрессии эмоциональных состояний

Время: 15 минут

Задание: Нужно описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, удивления, отвращения, гнева, страха, страдания, на которые каждый член группы ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

Каждый член группы пишет самостоятельно на листочке. Затем все по очереди зачитывают написанное индивидуально вслух для совместного обсуждения. Участники могут отметить общие признаки, скорректировать неадекватные признаки.

 

Ритуал прощания

«Сегодня мне понравилось…Спасибо!»

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Сегодня мне понравилось…Спасибо! До свидания!»

 

Литература:

1. Левкин В. Е. Тренинг сензитивности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа - Тюмень, 2015. - 23 стр.

2. Гуреева, И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

3. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.

 

 

Занятие №6. Завершение

Цель: завершение тренинга, подведение итогов работы, снижение тревожности, снятие эмоционального напряжения, рефлексия.

Время занятия: 2 часа

 

Ход работы:

Ритуал приветствия

Цель: создание рабочей атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-10 минут

Тренер спрашивает участников какой у них настрой, как у них дела, какие эмоции они испытывают, чего ждут от занятия.

6.1 Упражнение на самоконтроль «Плюс-минус чувство»

Цель: развитие умения контролировать эмоции, быть спокойным, не соматизировать переживания.

Время: 20 минут

Материалы: игральный кубик.

Задание: Группа располагается в комфортной для себя обстановке. Инструкция: Встаньте, если вам хочется постоять. Сядьте или лягте - как вам угодно. В процессе упражнения вы можете передвигаться любым желанным способом, можете принимать и менять позы, делать всё что угодно - до разумных пределов. В общем, чувствуйте себя максимально раскрепощённо, это вам поможет. Это упражнение может сначала вам показаться странным, потому что вам предстоит придумывать себе новые чувства, «селить их в себя», а также «избавляться» от них. На самом деле в этом нет ничего сложного, совсем не обязательно в этом упражнении что-то переживать. В конце концов, это упражнение как раз направлено на развитие способности не переживать. Главное - не ограничивать свою фантазию.

Итак, бросьте кубик. От выпавшего числа отнимите три. Если у вас получилось "-2", тогда вам предстоит избавиться от двух чувств, "-1" - от одного, "0" - ничего не делаете, "1" - придумываете и добавляете себе одно чувство, "2" - два. Если получили "3" (на кубике выпала шестёрка), то вам надо сделать здесь и сейчас что-то необычное (например, сделать кувырок, станцевать или принять какую-то дурацкую позу). Придумать и добавить себе можно совершенно произвольное чувство, никак не связанное с чем-то актуальным для вас. Это может быть и «Ощущение лопоухости», «Странное щекотание», «Голод до жажды» и т.п. Проявите фантазию. «Избавляться» же надо или от реальных чувств, которые вы испытываете в настоящий момент (скука, голод, радость...), или от придуманных и добавленных до этого. В каждом случае надо сказать: «Я добавляю себе...» или «Я избавляюсь от...».

Кубик бросается по кругу, а другие участники могут контролировать, чтобы вы не повторяли за другими и не повторялись сами.

Рефлексия. Все ли получилось? Что было самым сложным? Что давалось легко?

6.2 Упражнение «Розовый куст»

Цель: глубокая рефлексия.

Время: 30 минут

Задание: Тренер рассказывает историю: «С древних времен на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но ещё более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Порядок выполнения:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельной чаши листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Рефлексия. Удалось ли представить все, что было предложено? Что вы сейчас чувствуете?

 

6.3 Упражнение «Подарки друзьям»

Цель: снижение тревожности, формирование навыков рефлексии.

Время: 15 минут

Материалы: мяч

Задание: Все любят подарки получать. Вот и сейчас каждому из нас подарят необычный подарок, но очень необходимый и нужный. В качестве подарка может выступать все что угодно. Например: «Я хочу подарить Кате шкатулку. В ней она найдет смелость, которая ей очень пригодится». Мяч бросается Кате. Все ребята по кругу или по желанию «дарят» друг другу подарки. Игра заканчивается аплодисментами.

 

6.4 Коллаж «Послание на память»

Цель: обмен пожеланиями участников тренинга, снижение тревожности, настройка на оптимистическое представление о будущем

Время: 35 минут

Материалы: Листы А4, вырезки из журналов, ножницы, клей, краски, цветные фломастеры и карандаши.

Задание: Участники составляют каждый свой коллаж с добрыми пожеланиями на память друг другу. Тренер играет роль почтальона – собирает послания. Затем происходит представление «ценных посланий », которые ребята уносят с собой.

Рефлексия: Трудно ли формулировать пожелания другому человеку? Что вы чувствовали, когда создавали коллаж? Какой из коллажей был вам наиболее близок? Что вы хотели бы забрать с собой, а что оставить здесь?

 

Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день»

Цель: завершение тренинга, получение обратной связи, подведение итогов.

Задание: Ребятам предлагается встать в общий круг. Им объясняется, что так им будет лучше выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из ребят становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий человек, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и церемония заканчивается крепким троекратным пожатием рук и общей громкой благодарностью всем участникам. Этим и завершается тренинг.

Рефлексия. Что тебе понравилось в тренинге?Что чувствуешь сейчас?Что бы хотел пожелать окружающим?Что вы нового узнали о себе?Чему научилась за время тренинга?

 

Литература:

1.Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.

3. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.

4. Ферс Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. – СПб.: Деметра, 2003. - 176 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: