Занятие №3. Наблюдательность.




Студент 1-го курса ИСГО Группа № 20ДИП

Балцевич А. В.

 

 

Минск, 2020

Занятие Цель Упражнения
Занятие №1. Знакомство знакомство группы, выработка правил поведения в группе, сплочение группы Упражнение 1.1 «Установление правил в группе» Упражнение 1.2 «Автопортрет» Упражнение 1.3 «Взаимные презентации» Упражнение 1.4 «Уши мои локаторы » Упражнение 1.5 «Через 15 лет» 1.6 Коллаж «Ожидания от тренинга»  
Занятие №2. Чувства ознакомление участников с миром чувств, снижение эмоционального напряжения, формирование умений передавать свое эмоциональное состояние Упражнение 2.1 «Угадайка» 2.2 Упражнение «Плохие и хорошие эмоции» 2.3 Упражнение «Обмен эмоциями» 2.4 Упражнение «Передача чувства по кругу» 2.5 Релаксационное упражнение «Полет высоко в небе»  
Занятие №3. Наблюдательность развитие наблюдательной сензитивности Упражнение 3.1.«Упражнение в парах»   Упражнение 3.2. «Упражнение в парах»-2 Упражнение 3.3 «Тик-так»   Упражнение 3.4 «Перемещения»   Упражнение 3.5 «Состояния и ситуации»   Упражнение 3.6 «Мяч по кругу»   Упражнение 3.7 «Впечатление»  
Занятие №4. Чувствительность и восприятие развитие навыков восприятия Упражнение 4.1. «Я вижу…..»   Упражнение 4.2 «Слушатель»   Упражнение 4.3 «Я тебя помню…..» Упражнение 4.4 «Тактильные ощущения»   Упражнение 4.5 «Буквы»   Упражнение 4.6 «Звериный ритм»   Упражнение 4.7 «Мои движения»  
Занятие №5. Коммуникация развитие коммуникативной компетентности Упражнение 5.1 «Угадай эмоцию»   Упражнение 5.2 «Грустный - веселый»   Упражнение 5.3 «Какого я цвета?»   Упражнение 5.4 «Живые эмоции»   Упражнение 5.5 «Числа»   Упражнение 5.6 «Эмоциональные состояния»  
Занятие №6. Завершение завершение тренинга, подведение итогов работы, снижение тревожности, снятие эмоционального напряжения, рефлексия 6.1 Упражнение на самоконтроль «Плюс-минус чувство»   6.2 Упражнение «Розовый куст»   6.3 Упражнение «Подарки друзьям»   6.4 Коллаж «Послание на память»  

 

Пояснительная записка

Сензитивность, то есть способность чувствовать и воспринимать – необходимое условие эффективного взаимодействия с окружающими. Социуму нужна хорошо развитая психологическая внимательность и наблюдательность, важно уметь распознавать собственные эмоции и мотивы, чтобы понимать, чего мы хотим в той или иной ситуации, важно уметь видеть эмоции и мотивы других людей, чтобы различать ложь и правду, угрозы и реальную опасность, сомнения и доверие. Способность понимать свое и чужое состояние, уметь управлять им, уметь использовать это знание во взаимодействии с окружающими – все это возможно лишь при хорошо развитой сензитивности.

Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуру коммуникативной деятельности.

Цели тренинга:

1) развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

2) осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео-типизированными фрагментами сознания;

3) формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

3) формирование у индивида духа исследования, готовность экспериментировать со своей ролью.

4) развитие аутентичности в межличностных отношениях.

5) расширение межличностного сознания, то есть знания о других людях.

6) выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере.

 

Задачи тренинга:

· повышение уровня самопонимания и понимания других;

· развитие сензитивности;

· развитие ряда поведенческих навыков;

· развитие психологической наблюдательности;

· преодоление стереотипизированных фрагментов сознания;

· развитие навыков вербализации результатов отражения наблюдаемых состояний и отношений.

 

Продолжительность тренинговой программы: Программа рассчитана на 6 занятий продолжительностью два часа. Периодичность встреч – 2 раза в неделю.

График проведения: 11:00 – 13:00

Состав группы: 10 человек

Контингент: подростки (15-17 лет)

 

2.2 Тематический план

Занятие №1. Знакомство. Цель занятия – знакомство группы, выработка правил поведения в группе, сплочение группы.

Занятие №2. Чувства. Цель занятия – ознакомление участников с миром чувств, снижение эмоционального напряжения, формирование умений передавать свое эмоциональное состояние.

Занятие №3. Наблюдательность. Цель занятия – развитие наблюдательной сензитивности.

Занятие №4. Чувствительность и восприятие. Цель занятия – развитие навыков восприятия.

Занятие №5. Коммуникация. Цель занятия – развитие коммуникативной компетентности.

Занятие №6. Завершение. Цель занятия – завершение тренинга, подведение итогов работы, снижение тревожности, снятие эмоционального напряжения, рефлексия.

 

Первое занятие «Знакомство» - 2 ч. является вводным. Его цель - знакомство группы, выработка правил поведения в группе и сплочение группы.

Завершающее занятие «Завершение» - 2 ч. позволяет обобщить полученные знания и навыки и завершить тренинг.

 

Структура тренинга

Первый этап – Введение и знакомство (1-ый день работы).

Второй этап - Формирование общих знаний об эмоциях (2-3 день работы).

Третий этап – Формирование адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми (4-5 день работы).

На последнем этапе происходит завершения тренинга сензитивности и получение обратной связи о результатах тренинга.

 

Каждое занятие также имеет свою структуру:

1) Ритуал приветствия. Цель – создание благоприятной атмосферы для занятия.

2) Введение в тему занятия (в основное содержание).

3) Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

4) Рефлексия занятия. Цель – получение обратной связи.

5) Ритуал прощания. Цель – завершение занятия.

 

 

Содержание тренинга

 

Занятие № 1 Знакомство

Цель занятия – знакомство группы, выработка правил поведения в группе, сплочение группы.

Продолжительность занятия: 2 часа

 

Ход работы:

Упражнение 1.1 «Установление правил в группе»

Цель: выработка внутригрупповых правил

Время: 10 минут

Задание:Для того, чтобы общение было полезным, необходимо выполнение следующих правил (озвучиваются при всей группе):

1.Важным является то, что происходит сейчас, какие чувства испытывает каждый член группы в данный момент. Можно пользоваться только информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Выходить из помещения во время занятий нельзя.

2. Надо открыто выражать свои чувства по поводу всего, что происходит в кругу.

3. Правило «Стоп». Каждый может отказаться от выражения чувств: «Я чувствую, что не хочу говорить о своём чувстве»

4. Говорить необходимо только о тех чувствах, которые действительно чувствуете, а не о тех, которые возвышают вас в глазах других, удобны вам, представляют вас в лучшем свете.

5.Никому ничего не советовать.

6. Говорить только от своего имени.

7. Не давать оценок.

8. Не выносить за пределы круга все то, что происходит в нем.

9. Занятия пропускать нельзя.

10.Не отвлекаться на общие темы.

Упражнение 1.2 «Автопортрет»

Цель: обратить внимание участников на уникальность каждой личности.

Время: 25 минут

Задание: Необходимо нарисовать свой автопортрет и создать свой образ. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут. Нельзя подсматривать друг за другом. Портреты не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. Участникам сообщается, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется.

Затем все рисунки помещаются в большую коробку, а участникам предлагается вынуть один лист. Каждый участник пробует угадать, чей автопортрет он достал. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

Рефлексия: Насколько удалось передать в рисунке свою уникальность и самобытность? Что было самым сложным в упражнении? Что больше всего понравилось?

Упражнение 1.3 «Взаимные презентации»

Цель: познакомить участников тренинга, перенос внимания на другого в контакте, сплочение группы.

Время: 25 минут.

Задание: « У каждого из нас есть иллюзия, что мы все знаем про другого человека. Давайте попробуем презентовать партнера и раскрыть его личность для остальных ребят». Участники делятся на пары. Один из членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение одной минуты он говорит, играя роль своего сидящего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, адресованные тому, кто сидит, но отвечать на них будет тот, кто делал презентацию.

Вопросы:

· Какие качества ты ценишь в людях?

· Что тебе больше всего не нравится в школе?

· Кто для тебя самый важный человек в жизни?

· Назови свое заветное желание?

· Кем ты хотел бы стать?»

Обсуждение: осуществляется анализ чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам:

1) способности учитывать время при презентации;

2) способности верно и сжато передать полученную информацию;

3) способности «чувствовать» другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Далее тренер беседует с сидящим участником и уточняет:

1. Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени?

2. Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

3. Получилось ли ему стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

С какими сложностями сталкивались во время взаимных презентаций? Что для вас было самым сложным? Сложно ли было «прочитать» другого человека?

 

Упражнение 1.4 «Уши мои локаторы »

Цель: Упражнение помогает участникам запомнить имена, снимает напряжение комизмом ситуации.

Время: 5-10 минут

Задание: Тренер: «Я источник энергии и подзаряжаю сидящего со мной справа и слева человека. Поднимаю руку к ушам, и соседи поднимают руку к своему уху. Уши мои локаторы, вызываю Таню! Теперь Таня поднимает руки к ушам и вызывает кого-то другого».

Упражнение 1.5 «Через 15 лет»

Цель: познакомить участников тренинга

Время: 20 минут

Задание: Тренер делит участников на пары. Предлагает им пообщаться и придумать, что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер.

Участники коротким рассказом продолжают фразу:

«Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, … (имя) может….

Мне показалось так потому, что…

Рефлексия: В чём вы сошлись во мнении с вашим партнёром? Были ли вы удивлены его целью?

 

1.6 Коллаж «Ожидания от тренинга»

Цель: осознание и визуализация ожиданий от тренинга

Время: 20 минут.

Материалы: лист А3, вырезки из журналов, ножницы, клей-карандаш.

Задание: Необходимо составить коллаж ожиданий от совместной работы. В коробке лежат вырезки из журналов и сами журналы. Выберете картинки, которые отражают ваши ожидания от тренинга и приклейте к листу. Создается совместный коллаж.

 

Ритуал прощания

« Сегодня мне понравилось…Спасибо!»

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Сегодня мне понравилось…Спасибо! До свидания!»

 

Литература:

1. Гуреева, И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

2. Гуро, О.С. Картотека арт-терапевтических упражнений. – Черемхово, 2016. – 26с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.

4. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.

5. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. – М: АРКТИ, 2007. – 64 с.

 

Занятие № 2 Чувства

Цель занятия – ознакомление участников с миром чувств, снижение эмоционального напряжения, формирование умений передавать свое эмоциональное состояние.

Продолжительность занятия: 2 часа

 

Ход работы:

Ритуал приветствия

Цель: создание рабочей атмосферы, сплочение группы.

Время: 10 минут

Участники сидят полукругом и по очереди задают друг другу вопросы по поводу настроения. Например:

-Какое у тебя настроение?

-Хорошее.

-Кого ты рад видеть сегодня?

-Что ждёшь от сегодняшнего дня? и т.д.

 

Упражнение 2.1 «Угадайка»

Цель: создание работоспособности в начале тренинговой группы. Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность.

Время: 10 минут

Задание: Все участники садятся по кругу. Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду одновременно выбрасывать пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с этой задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы сделаем очередную попытку.

Упражнение может проходить по-разному, Иногда группе требуется до 30 попыток. Обнаруживается, что в процессе выполнения упражнения необходимо ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, где стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество.

2.2 Упражнение «Плохие и хорошие эмоции»

Цель: выработка адекватного отношения к «хорошим» и «плохим» эмоциональным состояниям.

Время: 30 минут

Описание: Участники группы выполняют задание, показывают их группе и обсуждают.

Практическое упражнение на индивидуальных карточках.

· Радость О · Обида О · Грусть О · Восторг О · Тоска О · Ненависть О · Страх О · Печаль О · Интерес О · Сочувствие О · Благодарность О

- Прочитайте слова. Что они обозначают? (Чувства).

- Напротив каждого слова вы видите кружок. Закрасьте кружок красным цветом, если чувство положительное и черным, если оно отрицательное.

Обсуждение: Какие чувства считают плохими? Какие хорошими? Всегда ли «плохие» чувства мешают? Можно ли извлечь из «плохих» чувств хоть какую-то пользу?

2.3 Упражнение «Обмен эмоциями»

Цель: формирование умений передавать свое эмоциональное состояние.

Время: 30 минут

Задание: Участники по кругу передают друг другу любую эмоцию на выбор, после обсуждают какую эмоцию увидел партнер.

Обсуждение: Участники занятия должны высказаться по следующим вопросам:

1. Предлагается обсудить проблему: «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, чтобы эти действия не навредили?»

2. Участники высказываются по следующим вопросам:

а) что делать с отрицательными эмоциями?

б) что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т.е. запрещаем себе их проявление?

3. Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении: завязать все каналы воспроизведения (рот, глаза, уши, руки, ноги, душу).

Подавлять эмоции нельзя, а как быть?

Рефлексия: Насколько хорошо получилось выразить то что хотелось? Какие эмоции было сложно выразить и передать? Какие легче всего?

 

2.4 Упражнение «Передача чувства по кругу»

Цель: повышение сензитивности, развитие способности понимать чувства

Время: 20 минут

Задание: Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.

Рефлексия: Сложно ли было понимать чувства другого человека? Почему? Достаточно ли хорошо по вашему мнению он передал вам чувства?

2.5 Релаксационное упражнение «Полет высоко в небе»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 20 минут

Материалы: музыкальная композиция для релаксации

Задание: Включается спокойная расслабляющая музыка: «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

 

Ритуал прощания

«Сегодня мне понравилось…Спасибо!»

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Сегодня мне понравилось…Спасибо! До свидания!»

Литература:

 

1. Гуреева, И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

2. Гуро, О.С. Картотека арт-терапевтических упражнений. – Черемхово, 2016. – 26с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.

4. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.

5. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. – М: АРКТИ, 2007. – 64 с.

 

 

Занятие №3. Наблюдательность.

Цель: развитие наблюдательной сензитивности.

Продолжительность занятия: 2 часа

Ход работы:

Ритуал приветствия

Цель: создание рабочей атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-10 минут

Тренер спрашивает участников какой у них настрой, как у них дела, какие эмоции они испытывают, чего ждут от занятия.

Упражнение 3.1.«Упражнение в парах»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности

Время: 20 минут

Задание: Сделаем так: стоящий в центре круга (для начала я буду им) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком: «пересядьте те, у кого есть домашние питомцы»- и все, у кого есть питомцы, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга старается занять место, а тот, кто останется без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, когда все поменяются местами перечислит всех, у кого есть питомцы. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения.

 

Упражнение 3.2. «Упражнение в парах»-2

Цель: развитие наблюдательной сензитивности

Время: 10 минут

Задание: в течение некоторого времени смотрим друг на друга Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо давать письменные ответы. Какого цвета глаза вашего партнера? Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Сейчас мы сменим пары, один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча посмотрите друг на друга. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки. Напишите, какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него украшения на руках, на шее, одежде? На какой руке у него часы?

Рефлексия: Сложно ли было для вас запоминать характерные черты внешности человека?

 

Упражнение 3.3 «Тик-так»

Цель: снятие напряжения, активизация внимания.

Время: 5-10 минут

Задание: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Упражнение 3.4 «Перемещения»

Цель: развитие наблюдательной сензитивности, развитие взаимодействия сенсорных каналов, дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Время: 10 минут

Задание: Участники сидят по кругу. Сейчас я скажу «раз», и мы все закроем глаза, а на счет «два» встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева справа от вас. Во время выполнения упражнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, «раз» (пауза), «два».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку. Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы.

 

Упражнение 3.5 «Состояния и ситуации»

Цель: развитие наблюдательской сензитивности.

Время: 20 минут

Задание: Участники группы становятся в круг и по команде начинают ходить по комнате. Тренер начинает описывать выбранную им ситуацию и каждые 20-30 секунд называет имя одного из участников группы. Тот, кого назвал тренер, пробует себя представить, старается включиться в ситуацию и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают.

Например: Мы идем по густой чаще леса….

После завершения упражнения можно задавать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях? », «В какой из предложенных ситуаций вам легче всего себя представить, в какой - сложнее?»

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующий моменты:

  • одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные состояния;
  • люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность модно развивать;
  • легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
  • воспроизведение характерных той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Приведем примеры ситуаций:

Спешим в театр; оказались на приеме у английской королевы; идем по лесу, где очень много комаров; в магазине пробираемся в толпе к прилавку; идем по узкой тропике в горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу босиком.

Упражнение 3.6 «Мяч по кругу»

Цель: тренировка наблюдательской сензитивности

Время: 15 минут

Задание: Участники группы сидят по кругу. «Бросая друг другу, мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть, например, улыбка. Я начну: «Беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников). Для усложнения упражнения можно включить в него задание, направленное на тренировку наблюдательской сензитивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе «раскрутить» цепочку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч находится, бросит его тому, от кого он был получен и т.д. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам помнить всю последовательность перемещений мяча, чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.

Задание можно повторять несколько раз.

Рефлексия: На сколько сложно было вспомнить участника, который кидал вам мячик?

 

Упражнение 3.7 «Впечатление»

Цель: Выполнение этого задания, кроме тренировки сензитивности, дает возможность рефлексии содержания работы за день, помогает, структурировать полученный опыт.

Время: 20 минут

Задание: Все участники сидят по кругу. «В течении пяти минут вы должны нарисовать, свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь риcoвать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. 3аверните рисунки и отдайте мне. (Когда все рисунки будут тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его.

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы.

Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Как вы себя чувствуете?

 

Ритуал прощания

«Сегодня мне понравилось…Спасибо!»

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Сегодня мне понравилось…Спасибо! До свидания!»

Литература:

1. Левкин В. Е. Тренинг сензитивности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа - Тюмень, 2015. - 23 стр.

2. Гуреева, И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.

3. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: