Пояснительная записка
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны.
Формирование практических умений и навыков обучающихся в процессе изучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.
Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа может быть и просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Можно использовать практически работы и с целью проверки уровня овладения обучающимися основными умениями и навыками, отражёнными в программе.
Тетрадь содержит практические работы по курсу «География России», составлена в соответствии с учебной программой и федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089(ред.19.10.2009, с изм. от 31.01.2012.)
|
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах.
Организация поурочной работы с использованием тетради для практических работ поможет учащимся лучше усвоить и закрепить учебный материал, повысить интерес школьников к изучаемому предмету, и значительно сократить время при оформлении работ. Пособие может быть использовано для работы на уроке и дома. Предназначено для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений и учителей географии.
Тетрадь для практических работ включает все необходимые контурные карты, статистические материалы, таблицы и инструкции для проведения практических работ. Всего практических работ 6.
Правила работы для учащихся
Дорогие ребята! Эта тетрадь поможет вам в изучении курса «География России». Она предназначена для самостоятельных и практических работ на уроке и дома.
При выполнении заданий требуется заполнить пропущенные слова, составить картосхемы, заполнить таблицы или записать полученные выводы. Перед тем, как выполнить то или иное задание, надо внимательно прочесть ход работы, понять о чем в нем говориться. Только после этого, прочитав задание и обдумав ответ, аккуратно делайте записи, заполняйте контурную карту. Надписи на контурных картах следует делать карандашом или ручкой печатным шрифтом, параллельно рамке карты или параллели.
|
Практическая работа №1.
Решение задач
По определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты занесите в таблицу.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты занесите в таблицу.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
4. Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;
5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
1. меридиан Самары - 51º в.д.;
2. меридиан Магадана - 151º в.д.;
3. расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
|
5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Населенный пункт | Ответ (с расчетами) |
Оценка________________
Практическая работа № 2.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территории
Ход работы:
Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Географический объект | Тектоническая структура | Форма рельефа | Полезные ископаемые |
Русская равнина | |||
Хибины | |||
Западно-Сибирская равнина | |||
Урал | |||
Сихотэ-Алинь | |||
Большой Кавказ |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________