Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.




Развитие психологии внутри естествознания.

1. Проблема измерения «Личного уравнения» в астрономии.

2. Предпосылки и развитие сенсорной физиологии в ХIX столетии.

3. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.

4. Проблема внутримозговой локализации психических функций в анатомии и физиологии головного мозга.

5. Развитие представлений о рефлекторных основах психики в нервно-мышечной физиологии.

6. Психиатрия и ее роль в становлении психологии как науки.

 

 

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
  2. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
  3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

  1. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161

 

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.
  2. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

 

Семинарское занятие №2

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.

1. Основание психофизики.

2. Создание экспериментальной психофизиологии.

3. Психометрия как область измерения времени психических реакций.

4. Теоретические платформы естественнонаучной перестройки психологии.

5. Организация первых психологических лабораторий в мире.

6. Расширение предметной области экспериментальной психологии.

Задание для самостоятельной работы:

1. Составьте таблицу, в которой перечислите основные признаки, по которым можно судить о приобретении психологией статуса самостоятельной науки.

2. Назовите работы В. Вундта и И.М. Сеченова, представляющие собой программы естественнонаучного преобразования психологии.

3. Кто из называемых психологов – В. Штерн, Г. Мюнстерберг, Э. Мейман, Э. Крепелин являются основателями первых прикладных отраслей психологии: экспериментальной дидактики (ныне педагогической психологии), дифференциальной психологии, психотехники психологии душевнобольных (сегодня – медицинская или клиническая психология)?

 

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.

3. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.

4. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.

5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

7. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161

 

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.
  2. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

 

Семинарское занятие №3

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

 

Тема: Возникновение и развитие основных отраслей психологии.

1. Исторические и идейные предпосылки дифференциации психологических знаний.

2. Становление и развитие специальных отраслей психологии (генетическая психология, дифференциальная психология и персонология, социальная психология и др.)

3. Оформление прикладных направлений в психологии (психотехника и психология труда, экспериментальная дидактика и педагогическая психология, патопсихология и медицинская психология).

Вопросы для размышления:

  1. Охарактеризуйте экономические факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии. Как вы думаете, могла ли прикладная психология развиваться без влияния этих факторов?
  2. С какими новыми разработками в американской психологии связывают имя Г. Стэнли Холла? Каким образом эволюционная теория Дарвина повлияла на взгляды Холла?
  3. Сравните подходы Кеттела и Бине к проведению тестов умственных способностей. Как они повлияли на развитие методов тестирования?
  4. Каким образом метафоры из области медицины и техники способствовали повышению авторитетности проведения тестов на интеллект? Как эти тесты использовались в США для доказательства теории расовых различий по интеллекту и недоразвитости иммигрантов?
  5. Опишите вклад Уитмера и Мюнстерберга в развитие клинической психологии. Каково было влияние второй мировой войны на это развитие?
  6. Обсудите роль Скотта и Мюнстерберга в создании психологии промышленного менеджмента. Как на ее развитие повлияли исследования в Хоторне? Раскройте роль второй мировой войны в этом процессе.

 

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
  2. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
  3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

  1. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161

 

Семинарское занятие №4-5

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

 

Тема: Бихевиоризм

 

  1. Бихевиоризм как психологическое направление. Общая характеристика.
  2. И. П. Павлов и классическое обуславливание. Первая и вторая сигнальные системы.
  3. Опишите эксперименты Павлова по изучению условных рефлексов. Обсудите первоначальную ориентацию Павлова на психические переживания и его попытки контролировать внешние влияния.
  4. Д Уотсон и бихевиоризм. Каковы основные принципы бихевиоризма Уотсона? Назовите три основных источника, которые Уотсон объединил для создания новой психологии.
  5. Каким образом работы Павлова повлияли на бихевиоризм Уотсона? Сравните концепцию Павлова (условные рефлексы) с сочетательными рефлексами Бехтерева.
  6. Теория социального окружения Уотсона и евгеника.
  7. Опишите развитие зоопсихологии, начиная с момента появления работ Романеса и Моргана. Как случай Умного Ганса повлиял на развитие зоопсихологии?
  8. Опишите «проблемный ящик» Торндайка и его применение в исследованиях. Опишите законы научения, выведенные на основании этих исследований. Почему Э. Торндайк является предвестником бихевиоризма?
  9. Опишите атмосферу в американской психологической науке во втором десятилетии XX века – в частности, позиции структурализма и функционализма. Каким образом идеи функционализма повлияли на бихевиоризм Уотсона?
  10. В чем состояла суть критики структурализма и функционализма в определяющей статье Уотсона 1913 года?
  11. Опишите противоречия, возникающие в связи с использованием Уотсоном метода дословного описания. Каким образом бихевиоризм изменил роль испытуемых в экспериментах?
  12. Каким образом Уотсон различал явные и неявные реакции?
  13. Охарактеризуйте воззрения Уотсона на инстинкты и мышление. Каким образом исследование «Альберт, Питер и кролики» подтверждает взгляды Уотсона на эмоции?
  14. Обсудите причины популярности бихевиоризма. Отметьте некоторые критические позиции Мак-Дугалла относительно бихевиоризма Уотсона.
  15. Чем концепция бихевиоризма Эдвина Холта отличалась от концепции Уотсона? Опишите закон действия массы Карла Лешли и его принцип равных возможностей. На основании чего можно заявить, что результаты исследований Карла Лешли частично опровергли систему Уотсона?

Задание для самостоятельной работы:

1. Прочтите описание первой части опыта, проводимого Уотсоном. С какой целью он был проведен? Чем, на ваш взгляд, закончилось проведение опыта?

«…У ребенка 1,5лет была выработана условная отрицательная реакция: при виде сосуда с золотыми рыбками он отходил либо убегал. Приводим слова экспериментатора: «Ребенок как только увидит сосуд с золотыми рыбками, говорит: «Кусается». С какой бы быстротой он ни шел, он замедляет шаг, как только приблизится к сосуду на 7—8 шагов. Когда я хочу задержать его силой и подвести к бассейну, он начинает плакать и пытается вырваться и убежать. Никаким убеждением, никакими рассказами о прекрасных рыбках, о том, как они живут, движутся и т.д., нельзя разогнать этот страх. Пока рыбок нет в комнате, вы можете путем словесного убеждения заставить ребенка сказать: «Какие милые рыбки, они вовсе не кусаются», но стоит показать рыбку, и реакция страха возвращается…»

 

  1. Темы рефератов

 

    • Э. Торндайк как предвестник бихевиоризма.
    • Возникновение и развитие экспериментального направления в Англии.
    • Ф. Гальтон и его роль в развитии английской психологии.
    • Зарождение статистического направления в психологии.

 

Законспектировать:

  1. Милованова Л. С. Евгеника // Вопросы психологии. – 1991. - №3. - с.37
  2. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. – 1995. - №4. - с.5

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
  2. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
  3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

  1. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161

 

 

 

Семинарское занятие №6

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

Тема: Необихевиоризм и теории научения

 

1. Охарактеризуйте операционизм. Каким образом он повлиял на необихевиоризм двадцатых и тридцатых годов? Какое определение можно дать промежуточным переменным?

2. Сравните теорию научения Толмена с подходом Гатри. Опишите классический эксперимент, который подтвердил теорию Толмена.

3. Сравните бихевиоризм Кларка Халла со взглядами Уотсона и Толмена. Основные компоненты системы Халла.

4. Дайте определение первичных и вторичных побуждений, а также первичных и вторичных подкреплений в соответствии со взглядами Халла. Что такое гипотетико-дедуктивный метод? Каковы аспекты критики теории Халла?

5. Опишите взгляды Скиннера на построение теорий, на механистический подход, на промежуточные переменные и на использование статистики. В чем различие между оперантным и респондентным формированием условных рефлексов?

6. Как оперантное обусловливание используется для модификации поведения? Какая разница между подкреплением с фиксированным интервалом и подкреплением с фиксированной частотой? В чем критики обвиняют систему Скиннера?

7. Чем взгляды Бандуры и Роттера на роль когнитивных факторов отличаются от взглядов Скиннера? Объясните, как локус контроля влияет на поведение.

Задание для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу

Ученый (Ф.И.О.) Годы жизни, период Вклад в психологию Основные труды
Д.Уотсон      
Э.Толмен      
К.Халл      
Б.Скиннер      
Д.Мид      
А.Бандура      

Семинарское занятие №7

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

 

Тема: Гештальт-психология

 

1. Новый подход к исследованию восприятия. Работы М. Вертгеймера. Предмет психологии с позиций гештальтпсихологов.

2. Свойства гештальта.

3. Феноменальный мир. Взаимоотношение мира реального и мира феноменального.

4. Прегнантность как высший принцип образования целостных форм.

5. Восприятие времени. Взаимодействие в контексте гештальта. Работы В. Келера. Исследование мышления. Взгляды на научение. Научение через понимание.

6. Инсайт как обнаружение связи между решающими элементами ситуации. Переструктурирование гештальта.

Задание для самостоятельной работы:

1. Кем из гештальт-психологов были открыты основные законы восприятия?

2. Положительно или отрицательно отвечали на вопрос: «Есть ли интеллект у животных?» представители бихевиоризма ____________ и представители гештальт-психологии _____________?

3. По мнению представителей какой школы проблемные ситуации разрешаются животными путем «проб и ошибок» _________________, посредством «инсайта» __________________?

4. Кто из представителей гештальт-психологии является основоположником индивидуальной и групповой психодинамики: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин?

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
  2. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
  3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

  1. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161

Семинарское занятие №8

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

Тема: Теория поля К. Левина.

1. Теория поля К. Левина.

2. Отказ от анализа причинно-следственных отношений, от анализа прошлого и будущего.

3. Актуальность сиюминутной ситуации.

4. Роль индивидуальных различий.

5. Взаимодействие личности и среды.

6. Понятие валентности.

7. Значение теории поля как средства для описания, анализа и предсказания поведения и изменений, происходящих в человеке.

Законспектировать:

Ярошевский М. Г.: В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) // Вопросы психологии. – 1988. - №3 с.172

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперимент) упражнения./ Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, М., 2002 - 864 с.
  3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности./ Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999 - 592 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000 - 606 с.

  1. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1999 - 528 с.
  2. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
  3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.

Семинарское занятие №9

по истории психологии для студентов 4 курса ПП

 

Преподаватель: Казакова Т. В.

 

Тема: Развитие психодинамического направления в психологии.

  1. Бессознательное: история обнаружения и исследования феномена в дофрейдовский период.

2. Психоанализ 3. Фрейда: основные положения.

3. Топологическая и структурная модель личности. Теория инстинктов. Развитие личности. Внутриличностный конфликт.

4. Стадии психосексуального развития ребенка.

5. Механизмы психологической защиты.

6. Взаимодействие человека и общества.

7. Психология масс.

8. Психоанализ как

· метод воздействия (психотерапии);

· метод исследования личности;

· теория личности;

· методология.

Ответить письменно (на отдельном листе) на следующие вопросы:

  1. Каким образом удалось З. Фрейду открыть влияние на поведение человека неосознаваемой стороны его психики?
  2. Что является содержанием бессознательного в учении З. Фрейда?
  3. Перечислите основные разделы психоаналитичесой системы взглядов З. Фрейда.
  4. Назовите основные способы, в которых обнаруживает себя бессознательное.
  5. Что (социальное, биологическое, реальное) является содержанием, выделяемых З. Фрейдом основных подструктур личности: Сверх‑Я _______, Я ________Оно ________?
  6. Генетическими формами детской сексуальности по З. Фрейду являются:________ (какие?).
  7. Согласно З. Фрейду психозащитными механизмами у человека являются:_________(какие?).
  8. В чем сходство и различие ортодоксального психоаналитического учения и неофрейдизма?
  9. Кого и почему из перечисляемых авторов (А. Адлер, Леонгард, Г. Моррей, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг) следует относить к представителям глубинной психологии __________, а кого – к представителям социального фрейдизма____________?

Законспектировать:

1. Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа - Сабины Шпильрейн // Вопросы психологии. –1995. -№6 с.66

2. Гильбо Е. В. Новый разгром фрейдизма, или Голос из прошлого // Вопросы психологии. –1990. - №3 с.171

3. Лейбин В. М. "Толкование сновидений" как психобиография З. Фрейда // Вопросы психологии. –2000. - №5 с.99

4. Богданчиков С.А. А. Р. Лурия и психоанализ // Вопросы психологии. –2002. - №4 с.84

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперимент) упражнения./ Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, М., 2002 - 864 с.

5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности./ Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999 - 592 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000 - 606 с.

7. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1999 - 528 с.

8. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.

9. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.

10. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: