Развитие психологии внутри естествознания.
1. Проблема измерения «Личного уравнения» в астрономии.
2. Предпосылки и развитие сенсорной физиологии в ХIX столетии.
3. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.
4. Проблема внутримозговой локализации психических функций в анатомии и физиологии головного мозга.
5. Развитие представлений о рефлекторных основах психики в нервно-мышечной физиологии.
6. Психиатрия и ее роль в становлении психологии как науки.
1. Рекомендуемая литература (основная).
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
- Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
- Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161
2. Рекомендуемая литература (дополнительная).
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Семинарское занятие №2
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.
1. Основание психофизики.
2. Создание экспериментальной психофизиологии.
3. Психометрия как область измерения времени психических реакций.
4. Теоретические платформы естественнонаучной перестройки психологии.
5. Организация первых психологических лабораторий в мире.
6. Расширение предметной области экспериментальной психологии.
|
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу, в которой перечислите основные признаки, по которым можно судить о приобретении психологией статуса самостоятельной науки.
2. Назовите работы В. Вундта и И.М. Сеченова, представляющие собой программы естественнонаучного преобразования психологии.
3. Кто из называемых психологов – В. Штерн, Г. Мюнстерберг, Э. Мейман, Э. Крепелин являются основателями первых прикладных отраслей психологии: экспериментальной дидактики (ныне педагогической психологии), дифференциальной психологии, психотехники психологии душевнобольных (сегодня – медицинская или клиническая психология)?
1. Рекомендуемая литература (основная).
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
3. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
4. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
7. Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161
2. Рекомендуемая литература (дополнительная).
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Семинарское занятие №3
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Возникновение и развитие основных отраслей психологии.
|
1. Исторические и идейные предпосылки дифференциации психологических знаний.
2. Становление и развитие специальных отраслей психологии (генетическая психология, дифференциальная психология и персонология, социальная психология и др.)
3. Оформление прикладных направлений в психологии (психотехника и психология труда, экспериментальная дидактика и педагогическая психология, патопсихология и медицинская психология).
Вопросы для размышления:
- Охарактеризуйте экономические факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии. Как вы думаете, могла ли прикладная психология развиваться без влияния этих факторов?
- С какими новыми разработками в американской психологии связывают имя Г. Стэнли Холла? Каким образом эволюционная теория Дарвина повлияла на взгляды Холла?
- Сравните подходы Кеттела и Бине к проведению тестов умственных способностей. Как они повлияли на развитие методов тестирования?
- Каким образом метафоры из области медицины и техники способствовали повышению авторитетности проведения тестов на интеллект? Как эти тесты использовались в США для доказательства теории расовых различий по интеллекту и недоразвитости иммигрантов?
- Опишите вклад Уитмера и Мюнстерберга в развитие клинической психологии. Каково было влияние второй мировой войны на это развитие?
- Обсудите роль Скотта и Мюнстерберга в создании психологии промышленного менеджмента. Как на ее развитие повлияли исследования в Хоторне? Раскройте роль второй мировой войны в этом процессе.
Литература
|
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
- Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
- Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161
Семинарское занятие №4-5
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Бихевиоризм
- Бихевиоризм как психологическое направление. Общая характеристика.
- И. П. Павлов и классическое обуславливание. Первая и вторая сигнальные системы.
- Опишите эксперименты Павлова по изучению условных рефлексов. Обсудите первоначальную ориентацию Павлова на психические переживания и его попытки контролировать внешние влияния.
- Д Уотсон и бихевиоризм. Каковы основные принципы бихевиоризма Уотсона? Назовите три основных источника, которые Уотсон объединил для создания новой психологии.
- Каким образом работы Павлова повлияли на бихевиоризм Уотсона? Сравните концепцию Павлова (условные рефлексы) с сочетательными рефлексами Бехтерева.
- Теория социального окружения Уотсона и евгеника.
- Опишите развитие зоопсихологии, начиная с момента появления работ Романеса и Моргана. Как случай Умного Ганса повлиял на развитие зоопсихологии?
- Опишите «проблемный ящик» Торндайка и его применение в исследованиях. Опишите законы научения, выведенные на основании этих исследований. Почему Э. Торндайк является предвестником бихевиоризма?
- Опишите атмосферу в американской психологической науке во втором десятилетии XX века – в частности, позиции структурализма и функционализма. Каким образом идеи функционализма повлияли на бихевиоризм Уотсона?
- В чем состояла суть критики структурализма и функционализма в определяющей статье Уотсона 1913 года?
- Опишите противоречия, возникающие в связи с использованием Уотсоном метода дословного описания. Каким образом бихевиоризм изменил роль испытуемых в экспериментах?
- Каким образом Уотсон различал явные и неявные реакции?
- Охарактеризуйте воззрения Уотсона на инстинкты и мышление. Каким образом исследование «Альберт, Питер и кролики» подтверждает взгляды Уотсона на эмоции?
- Обсудите причины популярности бихевиоризма. Отметьте некоторые критические позиции Мак-Дугалла относительно бихевиоризма Уотсона.
- Чем концепция бихевиоризма Эдвина Холта отличалась от концепции Уотсона? Опишите закон действия массы Карла Лешли и его принцип равных возможностей. На основании чего можно заявить, что результаты исследований Карла Лешли частично опровергли систему Уотсона?
Задание для самостоятельной работы:
1. Прочтите описание первой части опыта, проводимого Уотсоном. С какой целью он был проведен? Чем, на ваш взгляд, закончилось проведение опыта?
«…У ребенка 1,5лет была выработана условная отрицательная реакция: при виде сосуда с золотыми рыбками он отходил либо убегал. Приводим слова экспериментатора: «Ребенок как только увидит сосуд с золотыми рыбками, говорит: «Кусается». С какой бы быстротой он ни шел, он замедляет шаг, как только приблизится к сосуду на 7—8 шагов. Когда я хочу задержать его силой и подвести к бассейну, он начинает плакать и пытается вырваться и убежать. Никаким убеждением, никакими рассказами о прекрасных рыбках, о том, как они живут, движутся и т.д., нельзя разогнать этот страх. Пока рыбок нет в комнате, вы можете путем словесного убеждения заставить ребенка сказать: «Какие милые рыбки, они вовсе не кусаются», но стоит показать рыбку, и реакция страха возвращается…»
- Темы рефератов
- Э. Торндайк как предвестник бихевиоризма.
- Возникновение и развитие экспериментального направления в Англии.
- Ф. Гальтон и его роль в развитии английской психологии.
- Зарождение статистического направления в психологии.
Законспектировать:
- Милованова Л. С. Евгеника // Вопросы психологии. – 1991. - №3. - с.37
- Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. – 1995. - №4. - с.5
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
- Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
- Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161
Семинарское занятие №6
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Необихевиоризм и теории научения
1. Охарактеризуйте операционизм. Каким образом он повлиял на необихевиоризм двадцатых и тридцатых годов? Какое определение можно дать промежуточным переменным?
2. Сравните теорию научения Толмена с подходом Гатри. Опишите классический эксперимент, который подтвердил теорию Толмена.
3. Сравните бихевиоризм Кларка Халла со взглядами Уотсона и Толмена. Основные компоненты системы Халла.
4. Дайте определение первичных и вторичных побуждений, а также первичных и вторичных подкреплений в соответствии со взглядами Халла. Что такое гипотетико-дедуктивный метод? Каковы аспекты критики теории Халла?
5. Опишите взгляды Скиннера на построение теорий, на механистический подход, на промежуточные переменные и на использование статистики. В чем различие между оперантным и респондентным формированием условных рефлексов?
6. Как оперантное обусловливание используется для модификации поведения? Какая разница между подкреплением с фиксированным интервалом и подкреплением с фиксированной частотой? В чем критики обвиняют систему Скиннера?
7. Чем взгляды Бандуры и Роттера на роль когнитивных факторов отличаются от взглядов Скиннера? Объясните, как локус контроля влияет на поведение.
Задание для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу
Ученый (Ф.И.О.) | Годы жизни, период | Вклад в психологию | Основные труды |
Д.Уотсон | |||
Э.Толмен | |||
К.Халл | |||
Б.Скиннер | |||
Д.Мид | |||
А.Бандура |
Семинарское занятие №7
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Гештальт-психология
1. Новый подход к исследованию восприятия. Работы М. Вертгеймера. Предмет психологии с позиций гештальтпсихологов.
2. Свойства гештальта.
3. Феноменальный мир. Взаимоотношение мира реального и мира феноменального.
4. Прегнантность как высший принцип образования целостных форм.
5. Восприятие времени. Взаимодействие в контексте гештальта. Работы В. Келера. Исследование мышления. Взгляды на научение. Научение через понимание.
6. Инсайт как обнаружение связи между решающими элементами ситуации. Переструктурирование гештальта.
Задание для самостоятельной работы:
1. Кем из гештальт-психологов были открыты основные законы восприятия?
2. Положительно или отрицательно отвечали на вопрос: «Есть ли интеллект у животных?» представители бихевиоризма ____________ и представители гештальт-психологии _____________?
3. По мнению представителей какой школы проблемные ситуации разрешаются животными путем «проб и ошибок» _________________, посредством «инсайта» __________________?
4. Кто из представителей гештальт-психологии является основоположником индивидуальной и групповой психодинамики: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин?
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
- Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
- Никольская А. А.: История психологии от античности до наших дней // Вопросы психологии. – 1991, №1, с.161
Семинарское занятие №8
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Теория поля К. Левина.
1. Теория поля К. Левина.
2. Отказ от анализа причинно-следственных отношений, от анализа прошлого и будущего.
3. Актуальность сиюминутной ситуации.
4. Роль индивидуальных различий.
5. Взаимодействие личности и среды.
6. Понятие валентности.
7. Значение теории поля как средства для описания, анализа и предсказания поведения и изменений, происходящих в человеке.
Законспектировать:
Ярошевский М. Г.: В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) // Вопросы психологии. – 1988. - №3 с.172
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперимент) упражнения./ Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, М., 2002 - 864 с.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности./ Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999 - 592 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000 - 606 с.
- Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1999 - 528 с.
- Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
- Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.
Семинарское занятие №9
по истории психологии для студентов 4 курса ПП
Преподаватель: Казакова Т. В.
Тема: Развитие психодинамического направления в психологии.
- Бессознательное: история обнаружения и исследования феномена в дофрейдовский период.
2. Психоанализ 3. Фрейда: основные положения.
3. Топологическая и структурная модель личности. Теория инстинктов. Развитие личности. Внутриличностный конфликт.
4. Стадии психосексуального развития ребенка.
5. Механизмы психологической защиты.
6. Взаимодействие человека и общества.
7. Психология масс.
8. Психоанализ как
· метод воздействия (психотерапии);
· метод исследования личности;
· теория личности;
· методология.
Ответить письменно (на отдельном листе) на следующие вопросы:
- Каким образом удалось З. Фрейду открыть влияние на поведение человека неосознаваемой стороны его психики?
- Что является содержанием бессознательного в учении З. Фрейда?
- Перечислите основные разделы психоаналитичесой системы взглядов З. Фрейда.
- Назовите основные способы, в которых обнаруживает себя бессознательное.
- Что (социальное, биологическое, реальное) является содержанием, выделяемых З. Фрейдом основных подструктур личности: Сверх‑Я _______, Я ________Оно ________?
- Генетическими формами детской сексуальности по З. Фрейду являются:________ (какие?).
- Согласно З. Фрейду психозащитными механизмами у человека являются:_________(какие?).
- В чем сходство и различие ортодоксального психоаналитического учения и неофрейдизма?
- Кого и почему из перечисляемых авторов (А. Адлер, Леонгард, Г. Моррей, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг) следует относить к представителям глубинной психологии __________, а кого – к представителям социального фрейдизма____________?
Законспектировать:
1. Ван Ванинг А. Работы одного из пионеров психоанализа - Сабины Шпильрейн // Вопросы психологии. –1995. -№6 с.66
2. Гильбо Е. В. Новый разгром фрейдизма, или Голос из прошлого // Вопросы психологии. –1990. - №3 с.171
3. Лейбин В. М. "Толкование сновидений" как психобиография З. Фрейда // Вопросы психологии. –2000. - №5 с.99
4. Богданчиков С.А. А. Р. Лурия и психоанализ // Вопросы психологии. –2002. - №4 с.84
Литература
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1999.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – В 2 т.
4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперимент) упражнения./ Пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, М., 2002 - 864 с.
5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности./ Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999 - 592 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000 - 606 с.
7. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1999 - 528 с.
8. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.
9. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
10. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1983.