Диагностическое направление




Является наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой клиента, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах. Наиболее часто используемыми средствами диагностического направления являются простые бланковые тесты и анкеты типа дифференциально-диагностического опросника Климова (ДДО), опросника профессиональной готовности (ОПГ), карты интересов Голомштока, опросника профессиональной направленности личности Голланда, индикатора типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) и его упрощенного варианта опросника Кейрси, интеллектуального теста Вондерлика, известного под названием краткого ориентировочного теста (КОТ). Иногда для отбора и оценки используются и более сложные тесты типа 16-факторного личностного опросника Кеттелла, Миннесотского многошкального личностного опросника (MMPI), Калифорнийского личностного опросника (CPI) или теста структуры интеллекта Амтхауэра (IST). Часто применяются различные компьютерные версии тестовых методик.

 

Консультационное направление

Является относительно новым в российском профконсультировании. Оно основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п. Основными средствами, которые используются для психокоррекции в профконсультировании, являются беседа и техники, разработанные в рамках гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, краткосрочной позитивной психотерапии и других методов, ориентированные на помощь клиенту в определении его мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов.

 

Тренинговое направление

Также является достаточно современным и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и формирования навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.

 

Цели профконсультирования

 

Для начала следует определить цели профконсультирования.

 

Профориентация

Это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за принимаемые решения в этом случае лежит на клиенте, задача профконсультанта заключается в предоставлении ему условий, способствующих принятию эффективного решения. Консультант дает клиенту профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения, предлагает ему различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте, и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.

 

Профотбор

Это помощь руководителю или специалисту в выборе людей, наиболее соответствующих по своим психологическим особенностям требованиям, которые предъявляет к ним профессия или должность. Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия или должность предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок очень велика, затраты на обучение значительны, или имеются сомнения в пригодности кандидата к данной профессии или должности. Основным клиентом, то есть, заказчиком услуг профконсультанта, является руководитель организации или кадровой службы, отбирающий сотрудников, руководитель учреждения профессионального образования, отбирающий абитуриентов, или специалист службы занятости, направляющий на обучение безработных. Однако игнорировать при этом интересы людей, проходящих отбор или оценку, недопустимо. Любая процедура отбора в той или иной мере нарушает этические принципы психолога, такие как добровольность и конфиденциальность. Кроме того, несмотря на то, что юридически заключение профконсультанта может иметь только рекомендательный характер, заказчик, как правило, относится к нему очень серьезно. Поэтому, по сравнению с профориентацией, ответственность консультанта возрастает многократно. Особенно при выявлении профессиональной непригодности и наличии психологических противопоказаний кандидата к желаемой профессии. В этом случае необходимо оказать ему дополнительную консультацию с целью профориентации, выбора более подходящей профессии, или психологической поддержки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: