Психологическая поддержка




Это помощь клиенту, направленная на оптимизацию эмоционального состояния или коррекцию поведения и отношений, необходимая для эффективного выбора профессии, профессионального образования и развития, решения учебных и служебных проблем, достижения профессиональных успехов. Может быть показана главным образом на критических этапах профессиональной карьеры, такие как выбор профессии и учебного заведения для продолжения образования, поступление в учебное заведение, учеба в нем и его окончание, поиск работы и трудоустройство, потеря работы, переобучение и повышение квалификации, служебный рост, завершение трудовой деятельности.

Профконсультирование с целью психологической поддержки ни в коей мере не решает всех жизненных проблем клиента. Психотерапевтические услуги не входят в обязанности профконсультанта.

Использование психологической поддержки клиента целесообразно в следующих случаях:

• острое или хроническое стрессовое состояние, болезненные переживания и беспокойство, вызванные связанными с профессиональной деятельностью критическими ситуациями или препятствующие учебной и профессиональной деятельности,

• подавленность, утрата интересов, снижение уровня побуждений и активности, направленной на выбор профессии, обучение или трудоустройство,

• склонность к конфликтам с окружающими, чрезмерная агрессивность и раздражительность, завышенные притязания, излишняя жесткость представлений, отношений и поведения, мешающие трудоустройству, работе или учебе,

• неадекватные представления о себе и своих возможностях, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, страхи и тревожность, негативно сказывающиеся на профессиональной жизни,

• неумение эффективно общаться, управлять своим поведением и состоянием, конструктивно решать личные проблемы, преодолевать жизненные затруднения.

 

Средства профконсультирования

 

Анализ средств, которые могут иметься в распоряжении профконсультанта, позволяет выделить, по крайней мере, три категории.

 

Информирование

Средства информирования включают в себя учебную и справочную литературу, видеофильмы, компьютерные базы данных и информационно-поисковые системы, интернет-сайты. Любой желающий может выйти в интернет, зайти на сайт Ассоциации психотерапии и тренинга Санкт-Петербурга по адресу https://atpspb.narod.ru и бесплатно скачать электронный вариант книги «Как стать профессионалом», написанный Игорем Соломиным и Михаилом Бендюковым, а также компьютерную инфомационно-поисковую систему «Профессиография». Можно посетить первый в России сайт «Профориентация. Образование. Занятость», созданный Петербургским специалистом Александром Кобзовым по адресу https://ACareer.ru. Профконсультанты службы занятости активно используют видеопрофессиограммы и видеоприложение к книге М. Бендюкова и И. Соломина «Азбука профориентации». Краткие описания нескольких сот профессий представлены в компьютерной системе «Профи», которую можно приобрести в государственном предприятии «ИМАТОН». Кроме того, в интернете можно найти большое количество информации о профессиональном образовании и трудоустройстве. Конечно, пока еще рано говорить о полноценной системе профинформирования в России, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.

 

Психодиагностика

Психодиагностические средства наиболее развиты в профконсультировании. В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности можно выделить три уровня психологической диагностики.

 

Экспресс-диагностика

Характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска. Может включать в себя анкету «Ориентация», характерологическую анкету (модифицированный вариант личностного опросника Шмишека), анкету профессиональной направленности личности Голланда, индикатор типов личности Майерс-Бриггс, интеллектуальный тест Вондерлика, личностный опросник Айзенка, 16-факторный личностный опросник Кеттелла, компьютерную систему «Профи» и т. п. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач:

• оперативное получение информации о некоторых профессионально важных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях,

• выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента,

• выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику.

Использование методик экспресс-диагностики не является основанием для оценки профпригодности и выявления психологических противопоказаний к конкретным профессиям и недопустимо в целях профотбора.

 

Углубленная диагностика

Характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возможностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной категории могут быть отнесены Патохарактеологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST), тест прогрессивных матриц Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта•Гилфорда, тест работоспособности Ландольта, тест творческого мышления•Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др.

Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:

• прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности,

• оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий,

• выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии,

• уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений.

 

Использование методов углубленной психодиагностики для профориентации клиента целесообразно в случаях, когда:

• профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы,

• существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях,

• клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку,

• нужна объективная информация о клиенте, необходимая для оказания ему психологической поддержки,

• специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излишним эмоциональным напряжением клиента.

 

Глубинная диагностика

Предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор. В частности, методика ПДСМ позволяет получать точную количественную информацию о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений конкретного человека. Методика в достаточной мере защищена от неискренности испытуемого. Она дает возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также те, которые он скрывает от других или даже от самого себя. Если традиционные психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы, как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и других людях, то методика ПДСМ дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. Познакомиться с методикой ПДСМ и методикой цветовых метафор можно на интернет-сайте по адресу https://atpspb.narod.ru

 

Психокоррекция

Психокоррекционные средства могут включать в себя широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и транзактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными, когнитивными, аффективными и поведенческими. Они могут использовать трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, рефрейминга, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», анализа невербального поведения, языковых замен, проективных перевоплощений, ведения дневника, ролевых игр и др.

 

Не исключены при этом и психологические тесты. Тестирование в целях психологической поддержки и психокоррекции может использоваться для решения следующих задач:

• облегчение установления контакта с клиентом,

• снижение уровня эмоционального напряжения клиента,

• получение более глубокой и разносторонней информации о личности клиента, содержании его проблем, возможных причинах затруднений,

• выявление скрытых психологических ресурсов и возможностей личности клиента,

• выбор направления, формы и средств психологической коррекции,

• предоставление клиенту диагностической информации в целях коррекции его представлений и отношений,

• контроль эффективности коррекционных воздействий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: