Особенности организации педагогического процесса во внеучебной деятельности




«Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной деятельности и деятельности на уроке».Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ученика[16].

Дополнительное образование (внешкольная образовательно-воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их возраста и интересов. Она осуществляется через дома детского творчества, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки, кружки, клубы и различные секции. Все многообразие форм организации педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь немеханическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Кроме того, внеурочная деятельность может вестись по таким направлениям, как художественно-эстетическое творчество (изобразительное, прикладное и др.), конструирование, туризм и краеведение (с учетом младшего школьного возраста).

Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями[17].

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

- специфические образовательные задачи;

- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений.

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Урок как основная форма органично дополняется другими фор­мами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возрас­та учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены)[18].

Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью в музей или на выставку. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанни­ков; помогают установлению связи теории с практикой, обуче­ния и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эсте­тического воспитания.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно клас­сифицировать как производственные, природоведческие, краеведче­ские, литературные, географические и т.п. По образовательно-вос­питательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами. Экскур­сия - важное звено в целостном педагогическом процессе, по­этому педагог должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения.

Дополнительные занятия, как часть дополнительного образования, проводятся с отдельными учащими­ся или группой учащихся с целью восполнения пробелов в зна­ниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенно­го интереса к учебному предмету.

На дополнитель­ных занятиях опытные учителя практикуют различные виды по­мощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубо­кого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по само­стоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, посколь­ку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экза­менам или зачетам) консультации. Консультации в школе обыч­но групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Рассмотрим подробнее средства педагогического обучения.

1. Натуральные объекты включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, реактивы. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

2. Изображения и отображения материальных объектов составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы, экранно-звуковые средства, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи.

3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами, включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы.

Классификация средств обучения может быть произведена и по другим признакам:

по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, препараты, гербарии);

по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD,DVD);

по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока, на уровне предмета, на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

по отношения к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).[19]

Средства обучения делятся на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся:

1) натуральные объекты

2) описание предметов и явлений

3) наглядные пособия

4) технические средства обучения

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Технические средства обучения (ТСО) – к ним относятся диапроекторы, кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 минут двухчасового занятия, отведенного на объяснение нового материала, а технические операции по воспроизведению графиков, таблиц, формул – 15-20% учебного времени.

По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других, все большее значение приобретает подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео или аудио информации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате.[20]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: