Организация педагогического процесса в хореографическом коллективе




 

В первый момент для понимания очень важно разделить все категории танцующих на тех, кто занимается танцем «для себя» и тех, кто занимается профессионально т.е. «для результата». Это первое принципиальное различие. Иногда это различие делает тренер и иногда сам танцор, если он давно танцует. Что касается тренера, то необходимо, в первую очередь, самому тренеру определить для себя, с какой из этих категорий (любители или профессионалы) больше нравится работать, где он видит для себя больше плюсов, перспектив и где он больше получает удовольствие.

Часто можно встретить тренеров, чья профессиональная судьба не удалась именно потому, что этот выбор был сделан не в пользу собственной потребности, а в угоду высокому заработку. Многие говорят о том, как быть хорошим тренером, что этому можно научиться, но большинство считают, что это есть дар, что хорошими тренерами рождаются.

Бывают разные ситуации, например, тренер влюблен в технику танца. Из-за того, что надо зарабатывать, что постоянно востребованы тренера, он набирает массовую школу танца, чтобы побольше заработать. Изначальная любовь к технике все время провоцирует его углубляться в детали, изучать тему, быть внимательным к новым тенденциям и так он постоянно развивает свое умение. Люди, которые пришли за несложными навыками (здесь включая те группы людей, которые изучают не углубленно, изучают совсем немного и считают себя как тренер такие тип с легким препровождением времени, впадают в недоумение и со временем постепенно покидают его группы. Таким образом он не получает ни реализации своего истинного стремления – воплощения техники танца, ни денег.

Или совсем наоборот, пример: танцор высокого класса, прекрасно общается с начинающими взрослыми, легко дает необходимый минимум информации, красиво ее преподносит. Однако руководитель клуба хочет, чтобы он воспитывал чемпионов для клуба. Ученики такого тренера с удовольствием учат сложные танцевальные схемы, радуются его чувству юмора и артистическому стилю, однако их уровень растет медленно, поскольку тренер не контролирует выполнение спортивных требований и не следит за последними тенденциями в своей профессиональной сфере. Часто можно слышать, как про таких тренеров говорят: «да, он молодец, но ничего нового не показал». И тогда о нем плохо начинают говорить, не смотря на то, что он прекрасный танцор[21].

Из-за этого для начала важно, чтобы тренер для себя определился: что именно (какая работа ему самому больше подходит) он хочет. И только после того, как он для себя определил какая работа ему подходит, можно выстраивать стратегию эффективной работы. Четкое построение стратегии работы и выбора средств для нее, дает возможность получить максимальную оплату и максимальный престиж в любом из выбранных направлений. То есть этот первый пункт нужно очень подробно изучить и понять что и как сделать потому что известно, что хорошие результаты зависят от этого решения.

Рассмотрим плюсы и минусы работы с разними категориями учеников. Соушл-Дэнс: стилистику и специфику работы в сфере соушл-дэнс.

Под названием «соушл-дэнс» подразумевают массовую школу танца для любителей танца вообще. Сама по себе специфика этого направления подразумевает группу, хотя возможны и дополнительные, индивидуальные занятия. Сюда можно включить разные направления.

В работе с группой соушл-дэнс интересно обладать следующими навыками:

- ведение большой группы;

Первый шаг: Определить уровень учащихся и их разделить по уровням подготовки. Невозможно работать с большой группой людей с разным уровнем подготовки и получить положительные результаты. Когда ученики разного уровня подготовки, то получается, что тренер не может одновременно следить за всеми, он не успевает, особенно поправлять ошибки учеников. Когда у него одна большая группа, но все студенты одного уровня, он может

быстро разучивать простые композиции (схемы) из несложных танцевальных фигур с незамысловатым ритмом. На самом деле можно сначала работать с повторением разных элементов, а затем делать танцевальную схему. Kогда ученики уже знают технику и танцевальные элементы, то успешно повторяют схему и ее запоминание остановиться легче, и так можно учить легкие композиции быстрее.

- умение деликатно поправлять ошибки учеников;

Это один из самых важных пунктов в процессе преподавания. Надо аккуратно делать замечания и корректировать их ошибки, одновременно критиковать, но и подчеркивать позитивные пункты, которые у них есть. Если тренер не умеет это делать, то он может психологически травмировать своих учеников. Потому что это все влияет на самооценку человека, если не удалось скорректировать или тактично высказать замечания ученику, то у тренера есть большой шанс потерять учеников и получить плохой рейтинг своей работы. Не смотря на то что ученики бывают разные, лучше всегда уметь аккуратно и деликатно это делать.

- создавать непринужденную, поддерживающую атмосферу в группе;

Когда атмосфера приятная, то хочется заниматься больше и больше, когда хороший коллектив и все поддерживаю друг друга, то проще получить позитивный результат[22].

- педагог должен иметь чувство юмора, быть на позитиве. В педагогическом процессе легче учиться без напряжения!

- умение легко переключаться на другую тему в работе в трудные моменты, тем самым, сохраняя уровень энергии в группе, или тактично выходить из трудных ситуаций. Постоянно на занятии бывают такие тонкие моменты, но если опытный тренер, то обычно такие моменты на занятии даже не заметны.

Самое сложное в методике преподавания - это навыки и знания ведения группы, что само по себе приходит со временем. Чтобы получить навыки нужно постоянно находиться в этой сфере. И в этом есть большой плюс работы с большими группами.

При организации такой группы огромное значение имеет имидж ведущего, стиль одежды и общения, стиль самопрезентации, технический и эстетический уровень помещения (зала), всегда востребовано красивое помещение, набор дополнительных услуг (продажа танцевальной музыки, одежды, например, или бар). И, конечно, уровень рекламной компании при наборе учеников, реклама должна хорошо работать.

В методике преподавания для такой группы преобладают следующие приемы.

Все объяснения технических действий опираются не на биомеханику движения, а на артистический образ, объяснение роли, характера партнера или партнерши.

В такой группе совсем неуместно: углубляться в биомеханику, тренировать силу и скорость без запроса на то участников группы, требовать красивые линии и вообще – требовать, таким подходом можно «шокировать» учеников. Ученики с помощью мастера постепенно растут, требовать здесь совсем бесполезно. Тренер в такой группе воспринимается участниками, как правило, как заказной маэстро, который за плату исполняет желания группы (но не любые желания). И на это необходимо ориентироваться, прежде всего, при подборе тренировочного материала. Какая цель у участников?

Научиться свободно двигаться, не комплексовать? Тогда именно этими задачами и занимается тренер. Важно так же четко осознавать для себя, до какой степени, грани вы можете позволить себе дойти при оказании этих танцевальных услуг, до какого обращения к себе, каких взаимоотношений, какую долю информации о себе вы можете сообщить, оставаясь в безопасной зоне для себя. Важно точно знать свои границы, нарушение которых для вас неприемлемо, и четко их оберегать. И тогда вы получите не только удовольствие и деньги от работы, но и уважение. Ученики ценят таких тренеров.

Следующая категория танцоров – спортсмены. Те, кто уже точно решили, что не просто пришли танцевать, а что они пришли заниматься танцем серьезно для каких-то результатов: турниров, наград, возможно будущего преподавания[23].

В первый момент, то, чем занимается тренер с танцорами, определяет то, чего они хотят от тренера и то, что они могут на данный момент. То есть, тренер понимает, что данная тренировка должна быть эффективной, чтобы достичь результата.

Первая задача тренера всегда определяется тем, что больше всего заметно при взгляде на танец. Это важно, когда речь идет о том, с чего начинать улучшать уровень конкретной пары или группы, поскольку танцевальных аспектов так много, что работать продуктивно можно в любом из них, важно – что насущнее для данного танцора или группы. Это определяется в первый момент.

Работа с танцорами имеет свою концепцию, и лишь можно менять последовательность тем, в зависимости от актуальности той или иной темы или смотреть, что танцоры могут на данный момент.

Необходимо:

Хореография – основной и запасной наборы хореографической лексики, композиции, вариации, связки, схемы, цепочки (каждый тренер пользуется своим названием).

Техника работы тела – такая же биомеханика танца. Определяет грамотность, естественность движения, взаимосвязанность всех частей тела в танце, взаимопонимание между партнерами, влияет на скорость движения и красоту линий. Здесь включается определенный набор упражнении, который в начале занятия всегда обязательно повторять[24].

Осанка — красота, элегантность, функциональность, спортивность линий рук, ног, корпуса и все что касается эстетики.

Спортивная (силовая) подготовка, без этого методика преподавание не может быть полной, определяющая скорость движения, амплитуду движения, пластика, возможность справляться со сложными техническими и хореографическими действиями, музыкальность танца. Музыкальная часть играет роль, потому что для танца необходима музыка, если танцор не дружит с ритмом, не слушает музыку, то тут уже появляется другая работа для тренера –это с нуля научить человека не только слушать музыку, но и попадать в ритм. Танцоры бывают разные и среди них бывают те, которые не слушают музыку.

Cуществуют два вида спортивной подготовки.

Первый вид – это общая физическая подготовка (фитнесс, плавание, бег, прыжки на скакалке или батуте, спортивная йога, стретчинг). Этот вид работы в основном планируется на летние сборы и призван решать задачи общей готовности организма спортсмена к специфическим танцевальным нагрузкам. Потому что каждое направление имеет свои специфические нагрузки, мышцы и тело совершенно по-другому работают в этих разных направлениях.

Второй вид — это специальная танцевальная спортивная подготовка. Этот вид работы проводится в течение сезона и включает в себя танцевальные тренировки с утяжеляющими браслетами и поясами, специальные упражнения для развития силы и скорости стопы, рук, корпуса, ног в целом, скорости вращений, устойчивости, максимального использования всех групп мышц для создания наиболее объемного и скоростного движения. Техники бывают разные и зависят от тренера.

Важно понимать, что все аспекты тренировочной работы сильно созависимы. Можно много работать над линиями, но если есть промахи в технике – это будет «мартышкин труд». Можно много сил положить на развитие скорости и выносливости, но при провалах в технике и линиях это будет мало похоже на танец, и, мало того, со временем танцору приходится переучиваться с просто сильного танца на грамотный танец. Другой важный момент, очень много тренеров (это заметно по турнирам) работают больше над спортивными показателями, чем над грамотностью танца, и в результате в так называемом «среднем звене» (танцоры, которые танцуют во второй трети участников турнира) много пар, заметных своим активным движением, но при ближайшем рассмотрении обращающих на себя внимание низким уровнем технической и хореографической подготовки. Нужно стараться повышать арсенал знаний по технике танца, а то, при выходе на средний уровень, пара может надолго остаться в застое.

Если же заниматься только техникой и не работать над физическим спортивным состоянием, то вы получите много красивых пар, двигающихся с маленькой амплитудой и скоростью, которые все более теряют способность развивать свои физические параметры (общий физический тонус, как известно, с возрастом снижается). Из них вы наплодите много грамотных тренеров, из тех, которым не обязательно становиться чемпионами.

Вывод такой, необходимо комбинировать и технику и физические упражнения для получения лучшего результата.

Для того, чтобы точно понимать, когда что давать, важно создать себе график. Организовать как лучше работать с танцорами.

Самое золотое время для освоения техники – это летние сборы в июне или июле. В этот период набирать специфическую танцевальную физическую форму бесполезно (мало турниров), но прекрасное время для тренировки мозгов, поскольку техника- это, в первую очередь, осознавание своего тела. Летом нет, как правило, учебы, и танцоры могут полностью посвятить свою голову танцу. А для того, чтобы ребята не теряли физическую форму, самое время осваивать джаз-танец, фитнесс, бег, спортивную йогу, плавание и так далее.

В течение сезона ситуация с тренировками сильно осложняется, поскольку ни в одном виде спорта нет такого огромного количества соревнований за сезон, как у танцоров. Каждое соревнование с одной стороны прерывает тренировочный процесс (недоученные схемы, недоученная техника, сложности в парном взаимодействием – все это нервирует танцоров при выходе на турнир), а с другой стороны само по себе является тренировкой, а тренировок много не бывает. Поэтому во время сезона важно ставить тренировочные задачи в зависимости от тех актуальных проблем, которые существуют у данной пары (или группы). Как правило, эти задачи ставят сами турниры. Когда пара не выходит в следующий тур. Или не занимает первое место в финале, тренеру полезно посмотреть тот самый следующий тур и те пары, которые обошли его пару. И самим танцорам тоже полезно. Чтобы понимать свои ошибки, понимать где можно акцентировать и над чем еще надо работать.

Также смотреть на те пары, которые вас обходят, можно сделать выводы и определить задачи на период работы до следующего турнира. Хороший тренер всегда может заметить какую-то общую тенденцию в тех парах, которые обошли его учеников, тот фактор, который плохо развит у его учеников. Если это неинтересные схемы – значит нужно усилить хореографию. Одна – две «фишки» на композицию – не больше, но — ярких и превосходно технически подготовленных. Если это проигрыш в физических параметрах – к следующему турниру усилить этот аспект. Если это плохие линии – то, конечно же, поработать над ними. Техника – значит техника.[25]

Смотря на разных тренеров, как московских, так и из разных концов России, можно заметить, что очень многие тренеры затрудняются в определении тех тренировочных задач, которые не решены у их учеников. Также говорят – техника страдает, тогда как это далеко не всегда так. Или еще более интересное наблюдение: та пара малозаметная. Почему? В этой ситуация надо задать вопрос: «Что именно в ней не заметно? Что именно хотелось, чтобы у них появилось?».

Понятно, что само по себе определение тренировочной задачи уже решает половину проблемы. А если еще и знать приемы, и иметь арсенал средств для решения проблемы – вообще замечательно. Проблема в том, как определить тренировочной задачи, знать приемы и иметь арсенал средств, чтобы решать эти проблемы. Для этого придется работать и работать не мало.

Таким образом, методика работы с танцорами-спортсменами должна строиться, в первую очередь, на базе тех тренировочных задач, которые вы выстроили для себя и для них концептуально.

Быть внимательной, чтобы понимать, когда эта методика будет работать сразу или нет, тут тоже играют роль танцоры (как их тело, их психика будут отвечать на эти стимулы).

Методика работы по решению этих тренировочных задач, тот набор приемов и методов, с помощью которых тренер изменяет сам танец учеников, в настоящее время каждый тренер копит через свой опыт, рождает сам или заимствует у опытных коллег. И у каждого тренера – это свой профессиональный секрет, «своя изюминка». В работе с каждым из перечисленных аспектов существуют такие свои секреты и знания или дар.

И чем больше на смотреть на других, тем больше можно обретать, поскольку при контакте с видением другого тренера, всегда стимулируется собственное понимание, собственная креативная способность, желание развития и каждый урок с более опытным коллегой наполняет более точным и полным собственным представлением о танце. Таким вот образом и рождаются новые подходы, приемы и собственные профессиональные секреты и маленькие хитрости. В процессе преподавания тоже интересно наблюдать как работают другие, даже если человек супер доверяет себе и своим методам, тут одно не мешает другому. У каждого есть чему поучиться.

Следующая категория танцоров;

- Дети – это маленькие танцоры, которых приводят мамы.

Их тоже можно разделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами. Они сидят, наблюдают, требуют.

Такая работа далеко не простая, чтобы работать с детьми надо все время быть внимательной и самое главное их любить.

Дети – категория специфическая, прежде всего, возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с ними – это их неутомимая любознательность и внимательность ко всему происходящему. Именно внимательность, и именно ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникнет ли перед глазами чья-то косичка – все для ребенка безумно интересно, во все он вовлекается всем своим существом безраздельно. И для тренера в такой ситуации стоит нелегкая задача сосредоточить внимание детей только на себе и преподаваемом материале.

Для того, чтобы решить такую задачу, тренеру необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.

Нельзя ругать за плохую координацию и медленное усвоение материала – таким образом легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности. Можно и нужно поощрять любые попытки к старанию, сосредоточенности, красивую прическу, танцевальную одежду, осанку – все то, что вы хотите развить в своих учениках. Подчеркивайте любые, даже самые маленькие моменты улучшения во всем, что касается танцевального мастерства, спортивного характера и танцевального имиджа. Детей сильно привлекают такие моменты.

Нельзя говорить непонятными словами – будет очень скучно детям. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов обучения музыкальности – это не считать танец, а петь счет под музыку. Другой прием – упражнение для развития взрывной силы ног – прыжки из упора сидя с поднятием рук со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и здорово, если его периодически менять – от «ура» до «кукареку». Еще один хороший пример для развития осознавания движения – давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры», или задачи изображать животных (движении тело и из звуки). И так далее.

Нельзя беспрерывно говорить или говорить (кричать) все занятие на фоне музыки. Или музыка, или речь. Счет под музыку или добавление эмоционального фона («супер!», «давай!», «Еще!», «кра-со-та, два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, или дать задачи считать вместе).

Нельзя не замечать, что кто-то отвлекается, вообще нельзя не замечать то, что происходит с каждым. Незамеченный ребенок – не увлеченный ребенок, лишний, предоставленный самому себе, и своим детским мыслям и занятиям. Это не значит, что нужно постоянно делать замечания. Важно делать отмечание: «а вот теперь Саша спрятался за шторы …», «теперь Анечка прыгает на ковер…», а мы тем временем уже почти выучили новую хитроумную танцевальную фигуру, которую умеют танцевать настоящие танцоры...

Нельзя загружать детей все занятие одной и той же информацией – им будет скучно, и они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы себя развеселить, занять чем-то более разнообразным. Каждое занятие тренеру нужно иметь набор нового материала. Если сегодня использовали два набора, то желательно этот же материал использовать только через две недели.

Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на другой. Каждое новое задание должно быть четко обозначено – когда оно начинается и когда заканчивается. Здесь важно замечать, чтобы для всех детей это было понятным. Можно придумать специальные «ритуальные» действия, призванные разграничить разные виды работы друг от друга. И хорошо, когда это игровые упражнения. Вы можете, перед тем, как начать новое задание, проверить их построение на линиях и напомнить про красивую осанку, и так же ее у всех проверить и похвалить.

Можно сделать любое физическое упражнение на 1 – 2 минуты. Вы можете попросить вспомнить название новой фигуры, которую разучивали прошлый раз. И не ждите, что обязательно вспомнят – начинайте подсказывать по буквам и слогам. Важно так же каждый раз до и после нового материала напоминать и повторять название того вида работы или той фигуры, над которой вы работаете. Хорошо так же, для запоминания давать задание разучить новое упражнение или фигуру с мамой, папой, братом, сестрой, дядей или тетей, собакой и кошкой. Не обязательно каждый бросится это делать, но в памяти останется.

Важно, чтобы у ребят были тренировочные дневники, куда вы можете заносить домашние задания, ставить оценки (преимущественно пятерки) и записывать любую информацию для родителей.

Важно так же проверять задания – таким образом, вы усилите мотивацию для обучения. Один из видов такой проверки – каждый должен встать на место тренера и показать фигуру, которую учили в прошлый раз. Разумеется, за пятерку. Если кто-то не осмеливается этого сделать – позвольте ему стесняться. Как только робкий увидит, что другие получают пятерки и похвалы, ему тоже захочется рискнуть. Кроме того, важно чтобы ребенок сам почувствовал, когда для него безопасно и комфортно выдвинуться на передний план. Излишним вниманием к его стеснительности вы только усилите дистанцию между ним и другими ребятами, и его личный дискомфорт.

В конце занятия не жалко посвятить 5 минут на подвижную игру – ребенок должен уйти с занятия уставшим, эмоционально и физически разрядившимся. В такую игру можно превратить любой момент обучения, например, в виде соревнования двух команд. Вы можете назначить двух капитанов, которые должны из участников группы набрать себе команду. Можно соревноваться правильно просчитать (прохлопать, протопать) музыку, дальше всех (выше всех) прыгнуть и так далее.

Проигравшим назначаются штрафы в виде выполнения смешных физических упражнений – прыжков с «кваканием», пройти круг на корточках с «кряканием», и так далее. Такие штрафы хорошо применять в случае любого нарушения дисциплины. Важно хорошо сбалансировать степень физической нагрузки с развлекательной составляющей – чтобы это было и трудно, и весело.

Разделение на «спортсменов» и «не спортсменов» происходит по истечении, как правило, первого года обучения. Об этом тренер предупреждает родителей заранее. Мнение родителей тоже учитывается, но важно, что только тренер может определить, достаточно ли у данного ребенка мотивации (и в первую очередь именно ее) для занятий в спортивной группе.

Если вы видите, что ребенок не горит желанием «впрягаться» в спортивную работу – рассказывайте об этом родителям откровенно, но безоценочно. Это значит, что важно пояснять, что далеко не каждый ребенок может и хочет стать спортсменом, и это ни хорошо, ни плохо – каждому свое, у каждого свои в жизни есть сферы и способы самовыражения.

Если же и ребенок, и мама настаивают на занятиях в спортивной группе – соглашайтесь, но предупредите, что при отсутствии терпения, увлеченности, старания, дисциплины и пр., результатов ждать не стоит. Чем честнее вы будете разговаривать с родителями – тем лучше, в первую очередь, для вас. Таким образом, вы избежите необоснованных претензий и ожиданий.

Однако важно отметить, что быть честным – не значит ставить диагноз! Вы можете лишь говорить, что для того, чтобы достигать чего-то, важны те или иные качества и отмечать, что тех-то или тех-то качеств для результата недостаточно. Но это не значит, что их нет совсем. Они не проявляются. Конечно же, речь не идет о тех детях, у которых вовсе нет данных к занятиям танцами. Чтобы к вам такие ребята не попадали, потрудитесь провести предварительное тестирование при наборе детей в группу. Это могут быть простейшие тесты на чувство ритма, равновесие, координацию, способность сходу повторить движение.

Работа с теми детьми, которые не пробиваются в спортивную группу, а занимаются для себя, должна быть ориентирована на то, чтобы дети на занятиях максимально интересно провели время, а также могли выучить какие-то танцевальные схемы, которые они могут продемонстрировать своим друзьям и родственникам. Если же в вашем клубе работа с такими детьми не предусмотрена – направляйте их в ближайший известный вам клуб, где они смогут удовлетворить свой танцевальный запрос.

В заключении данной главы можно сказать, что именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке и создает условия для сотрудничества.

 

 

Заключение

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Любой реальный урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Система индивидуального обучения и воспитаниясложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного че­ловека к другому, от старших к младшим. С появлением пись­менности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуаль­ного обучения своеобразно трансформировалась в индивидуаль­но-групповую.

Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, воз­никла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное реше­ние оно нашло в классно-урочной системе.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование форм организации педагогического процесса, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

Роль искусства в процессе формирования личности можно определить, как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон. Роль художественного самодеятельного коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: