Анализ методических рекомендаций по комплексной оценке эффективности инвестиций был бы неполным без учета зарубежных работ. Наибольшую известность и признание получили подходы к анализу инвестиционных проектов, разработанные в рамках двух международных организаций: Всемирного банка и ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию).
Но наиболее крупные международные организации, занимающие ведущие места на определенных сегментах финансового рынка, разрабатывали и свои собственные методики проектного анализа, соответствующие их специфическим целям и задачам.
К их числу относится Организация Экономического Сотрудничества и Развития, использующая достаточно широкий подход к проектному анализу и специализирующаяся в основном на экономике развивающихся стран.
В 1991 г. было подготовлено к изданию на русском языке «Руководство по подготовке промышленных технико–экономических исследований» (ЮНИДО), которое впервые было опубликовано в 1978 г.
Предложенный ЮНИДО подход к подготовке технико-экономических обоснований за это время был принят банками, фондами, промышленными предприятиями, да и экономические изменения в России в большей степени уже отвечали этим требованиям.
Во второе издание «Руководства» были включены новые темы: стратегическое планирование бизнеса как основа для подготовки инвестиционных проектов; оценка воздействия на окружающую среду при выборе местоположения проектов.
Значительно пересмотрена и расширена глава Х «Финансовый анализ и оценка инвестиций», где подробно рассматриваются основные методы оценки инвестиций, включающие расчет потока дисконтированной наличности (внутренней нормы прибыли, чистой приведенной стоимости) и обычных относительных показателей. При этом инвестирование определяется как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем и превращение финансовых ресурсов в реальный капитал.
|
Методика ЮНИДО построена:
- во-первых на основе обобщения опыта ранее действовавших международных организаций;
- во-вторых, анализируемые ЮНИДО проекты относятся главным образом к сфере промышленного развития, т.е. области с достаточно высокими показателями финансовой и экономической эффективности;
- в-третьих, методика ориентирована на предельное упрощение предлагаемых проблем, доведение их возможного решения до уровня рекомендаций, рецептов действий в определенных ситуациях.
Одним из преимуществ данной методики является описание составных частей доклада по технико-экономическому обоснованию проекта. Разработчикам предлагается последовательно заполнить серию таблиц, образцы которых рассматриваются на сквозном едином примере.
В результате получается легко воспроизводимый и доступный материал для анализа. Методика сопровождается программным обеспечением СOMFAR (компьютерная модель для технико-экономического анализа и составления отчетов).
На первых этапах инвестиционных исследований рекомендуется использовать более простой пакет PROPSPIN (информационная система предварительного анализа и оценки проектов).
Особая значимость подхода Всемирного банка для российской действительности обусловлена следующими причинами.
Прежде всего, Всемирный банк – это крупнейшая международная организация, специализировавшаяся в течение всего послевоенного периода на финансировании инвестиционных проектов и накопившая уникальный и обширный опыт в области проектного анализа.
|
Цель этой организации заключается в содействии долговременному экономическому развитию, а основным средством достижения этой цели служит предоставление займов и кредитов – одного из важнейших источников финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиций.
Другая характерная черта данного подхода имеет особо важное значение с точки зрения инвестиционного процесса в России. Всемирный банк является крупнейшим представителем банков развития как особых финансовых институтов, обеспечивающих источники финансирования в условиях значительного разрыва между инвестиционными потребностями и финансовыми возможностями, содействующих высокой экономической эффективности проектов, снижению уровней рисков и инфляции. Такие условия складываются в странах с экономикой переходного периода, к числу которых сегодня относится Россия.
5.2. Методы оценки эффективности инвестиций
Реализации любого инвестиционного проекта, связанного с реальными инвестициями в условиях рыночного хозяйствования должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач:
– оценка выгодности каждого из вариантов осуществления проекта;
- сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.
Методы оценки эффективности инвестиций весьма разнообразны, их использование определяются многими конкретными условиями. Среди них можно выделить:
|
n метод окупаемости;
n метод учетной нормы прибыли;
n метод компаундинга
n метод дисконтирования;
Наиболее часто рассматриваются и применяются наиболее известные и широко распространенные методы оценки эффективности:
– метод затраты – эффективность;
– метод затраты – прибыль;
– непрерывный метод.
Метод «затраты – эффективность» имеет определенные рамки возможностей использования и не учитывает расширение видов обслуживания и соответствующей потенциальной прибыли, которая не может быть реализована при помощи традиционных средств.
Метод имеет два подхода:
а) равных возможностей;
б) равных бюджетов.
Подход равных возможностей предполагает, что конкурирующими проектами предлагаются системы, с помощью которых удовлетворяется спрос потребителей на определенную продукцию (услуги) эквивалентного качества и в равных объемах.
Подход равных бюджетов рассматривает создание и эксплуатацию новой системы при постоянном уровне годовых издержек, который определяется себестоимостью продукции (услуг), предоставляемых с помощью существующих средств. При этом исследуется, может ли дополнительный доход от возрастания общественного потребления продукции (услуг) оправдать предполагаемые затраты на создание новой системы.
Метод «затраты – прибыль» позволяет учитывать дополнительную прибыль от реализации более широких возможностей новых технических средств, позволяющих обеспечить существенное улучшение качества производимой продукции (услуг).
Учет этой потенциальной дополнительной прибыли в значительной степени имеет вероятностный характер, так как определяется главным образом путем оценки существующих тенденций изменения общественных потребностей в объеме и качестве производимой продукции (услуг), а также ожидаемых расходов общества на удовлетворение этих потребностей.
Основные положения, критерии и модели определения экономической эффективности инвестиционных проектов методами «затраты – эффективность» и «затраты – прибыль» в той или иной форме реализуются в различных рекомендациях по оценке эффективности.
Принятый в мировой экономической практике метод дисконтирования денежных потоков и учета дисконта в зависимости от того, учитываются ли денежные потоки и дисконт периодически или непрерывно, соответственно имеет две модификации:
единовременный и непрерывный подходы, которые имеют одну и ту же методологическую базу.
Метод «единовременного подхода» отличается тем, что денежные потоки и дисконт учитываются периодически, обычно один раз в конце каждого года.
Инвестиционные проекты отличаются разными экономическими сроками жизни, периода строительства и освоения, что в свою очередь определяет различные временные потоки доходов и затрат. Каждый такой проект характеризуется временным потоком чистых доходов, которые могут быть получены в течение какого-то анализируемого периода.
№16 Формирование и использование информационных ресурсов
Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ. Государственные информационные ресурсы формируются в соответствии со сферами ведения как:
v федеральные информационные ресурсы;
v информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
v информационные ресурсы субъектов РФ.[4]
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:
v государственные;
v межгосударственные;
v негосударственные (в том числе коммерческие);
v смешанной собственности.
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития. Основные направления государственной политики в сфере информатизации является:
v обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
v формирование и защита информационных ресурсов;
v создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
v создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
v содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
v формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
v создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
v развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.[5]
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.
Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.
При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов.
Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением скоординированного формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов, что значительно снизит затраты по их формированию. Это относится в первую очередь к таким организациям, как:
v Государственный комитет РФ по статистике;
v Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
v Комитет РФ по геологии и использованию недр;
v Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
v Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
v Федеральная служба занятости России;
v Государственной таможенный комитет Российской Федерации;
v Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
v Государственная налоговая служба Российской Федерации
v и др.
А также всех организаций и граждан Российской Федерации. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации, средств ее обработки и распространения.
Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население.
Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся:
v законодательные и другие нормативные акты устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и обязанности граждан;
v документы содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях … необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов и населения в целом;
v документы содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
v документы накопленные в открытых фондах библиотек, архивов, информационных систем органов государственной власти.[6]
На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Для увеличения активности пользователей необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, создание центров свободного доступа к глобальным информационным системам мира, провести широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати, издание соответствующей массовой литературы и т.д.
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.
В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать:
v предоставлению возможности негосударственным структурам доступ в установленном порядке к государственным информационным ресурсам;
v доступу граждан и организаций к негосударственным информационным ресурсам;
v расширению сферы платных информационных услуг.
Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя. Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг при наличии соответствующей государственной лицензии.
К государственным информационным ресурсам относятся:
v ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
v ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации. Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
Важнейшим этапом формирования государственной политики является определение приоритетов для государственных информационных ресурсов, к которыми следует отнести:
v правовую информацию, связанную с построением правового государства;
v информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
v информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
v открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
v информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу прямого доступа. На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо обеспечить выделение из информационных ресурсов открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, доступным всем организациям и гражданам.
В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.
По мере оснащения библиотек соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа. При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует учитывать, что все более весомо заявляют о себе коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они также могут быть использованы для организации доступа к государственным информационным ресурсам на договорных условиях.