Политика культурных индустрий




Конспект

Занятие 2.

Творческие индустрии: теории и практики

1. Понятия: "культурные индустрии", "творческие индустрии".

2. Политика культурных индустрий

3.От культурных индустрий- к творческим.

4. Творческие индустрии и городское развитие.

 

1.

В последнее время в специальной литературе все чаще приходится встречаться с понятием «культурные индустрии». Как правило, этим словосочетанием содержательно обозначается художественное производство (включая и дизайн), осуществляемое методами массового тиражирования. Часто употребляется и словосочетание «творческие индустрии». Каноническое определение творческих индустрий было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании в 1998 году, и хотя оно формально охватывает более широкую область, нежели собственно художественное производство, но по существу подразумевает прежде всего его. Согласно этому определению, творческие индустрии — это «... деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Культурные индустрии — это производство непосредственно культурных или в существенной мере культурно отрегулированных феноменов, которое является более или менее массовым по своим объемам и высоко стандартизированным по большинству своих характеристик. Это системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в новационно-поисковом (творческом) режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные в имеющихся условиях технологии социального производства и параметры создаваемых при этом продуктов.

 

Политика культурных индустрий

Политика в области творческих индустрий давно актуализирована Европейским Союзом в сообщении «Экономика культуры» в 2006 году, которое стало главным исследованием европейского влияния культуры. Во многих странах приняты программы творческих индустрий, например, в Норвегии прията программа Innovation Norway программа финансирования творческой экономики, министерство торговли и промышленности Финляндии опубликовало стратегию разработки для предпринимательства в секторе творческих индустрий до 2015, а Дания сфокусировалась на творческом образовании.

 

По данным Европейского Союза, в 2003 году культурный и творческий сектор в европейском масштабе имел оборот более чем 654 миллиардов, что составило 2.6% ВНП ЕС, при этом доля текстильной промышленности в ВНП составляет 0.5%, а пищевая промышленность, производство напитков и табака - 1.9%. При этом общий рост сектора в 1999-2003 годах превысил 19.7%, что было на 12.3% выше, чем рост общей экономики. На 2004 год в секторе занято 5.8 миллионов людей, что составляет 3.1% общей занятости (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). При этом Европейский Союз определяет взаимозависимость между ростом творческими индустриями и ростом культурного туризма (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007).

 

Наиболее систематический подход к анализу и исследованию влияния творческих индустрий на экономическое развитие страны (как на национальном, так и на местном уровне) проводится в Великобритании. По данным Т.Флеминга, творческие индустрии составляют 7.3% экономики, в секторе занято более 1 миллиона человек. Самые быстрый рост среди подсекторов творческой экономики наблюдается в радио и телевидении (1.8% в 2004 году, общий рост - 4.5%).

 

По данным UNESCO 2005 года торговля в культурными товарами возросла за последние 10 лет с 39.3 миллиардов долларов в 1994 году до 59.2 миллиардов долларов в 2002 году. По экспорту культурных товаров Европейский Союз находится на первом сете - 51.8% мирового экспорта (определено UNESCO). С 2003 года второе место в мировом экспорте занимает Азия (20.6%) (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007).

 

Общая проблема исследований сектора творческих индустрий связана с национальными особенностями определений и методологии исследования, что не позволяет адекватно сравнивать изменения, происходящие в данном секторе на протяжении нескольких десятилетий. Исследования зачастую проводятся либо агентствами творческих индустрий, либо непосредственно министерствами или департаментами, ответственными за данный сектор. Иногда в центре исследований находится не все отрасли творческой экономики, а только несколько секторов творческой экономики.

 

Важно отметить тот факт, что трудность подсчета и систематизации сектора творческих индустрий в мире и в сравнительной перспективе является важным недостатком в формировании теоретических разработок в данной области и применения на практике концептуализированных схем, который в большинство своем выстраиваются индивидуально под каждый проект и отрасль.

Современные процессы развития отдельных государств, регионов, городов не всегда можно объяснить социально-экономическими и политическими факторами. Культура в разное время становилась объектом представления, манипулирования образами, идеологий и идентичности. Культура ранее была не столь важна с точки зрения государственной политики, зачастую не была в центре государственного видения. В современном мире культура становится важным фактором, определяющим важные финансовые вложения – инвестиции, а также мощным инструментом политики развития территорий.

 

Динамичные процессы в середине XX века, оказали значительное влияние на становление и расширения новой творческой экономики и важной ее составляющей – творческих индустрий. Творческие индустрии – западное изобретение, поэтому рассмотрение факторов и изменений, связано с процессами и научными находками преимущественно в западных странах и обществах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: