Глава 3. Роль законодательства в решении проблемы снижения отрицательного действия отходов на природную среду




 

Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления" Достаточно четко сформулировал основные принципы политики государства в указанной области: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния ОПС и сохранение биологического разнообразия в природе; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, которое должно обеспечивать устойчивое развитие последнего; использование научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий и методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами для уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот; доступность информации в области обращения с отходами; международное сотрудничество России в области обращения с отходами.

Статья 54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", установила, что местные органы власти, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты, поскольку последние рассматриваются в перспективе как источники питьевого водоснабжения.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны природы. Деятельность по обращению с отходами, в том числе опасными, подлежит лицензированию. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. При этом на опасные отходы составляется специальный паспорт.

В настоящее время ведется государственный кадастр отходов, который включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и технологиях утилизации и обезвреживания. При этом постановлением Правительства РФ от 22 июля 1992 г. № 55 утвержден Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории России. Постановлением правительства России от 13.09.96 № 1098 утверждена федеральная целевая программа "Отходы". Она разработана в целях: 1) создания нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; 2) обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения ОПС отходами; 3) экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

В соответствии с Федеральным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство РФ своим постановлением от 23.05.02 г. №340 утвердило Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. При этом для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган надлежащие документы. Срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами - 5 лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как я уже сказала производство этого предприятия крупномасштабное и судя по приведенным цифрам выделение отходов огромное. Здесь большое количество отходов утилизируются, то есть совершенно не приносят никакого вреда окружающей среде, но 20% захоронятся. Не проводя сложных операций можно вычислить сколько вреда наносит только одно это предприятие в год нашему городу. А сколько за десять лет? А что будет с окружающей нас средой через 50 лет? Но не будем вдаваться в эти пессимистичные размышления, ведь такие глобальные проблемы можно начать решать уже сегодня. Будь я директором корпорации ЗАО "РАССТАЛ" и, имея такие финансовые ресурсы, я задумалась бы над утилизацией отходов, образующихся на производстве, которые в данный момент вывозятся и захоронятся. Например, остатки полиэтилена с участка упаковки можно накапливать до определенного количества и вывозить на ООО "ПОЛИМЕР", предприятие которое занимается переработкой полимерных изделий и тем самым нам можно не только получать прибыль от этого, но и не загрязнять нашу среду. ДА! На этом предприятии есть недоработки! Будем надеяться, что генеральный директор ЗАО "РАССТАЛ" примет все меры, чтобы как можно меньше загрязнять окружающую среду отходами, образующимися на его предприятии! И в заключении хотелось бы пожелать, чтобы в нашем городе и по всей России развивалось не только производство, но и такие санитарно-экологические предприятия как ООО "СЭП "ЭКОСЕРВИС", ведь от состояния окружающей среды зависит наша жизнь!

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек. Экономика. Учебник для вузов– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 556 стр.

2. Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 6-е изд., переаб. и доп. – М.: "Дашко и Ко", 2004. – 312 стр.

3. Денисова В.В. Экология: Учебное пособие. – 2-е изд., исправленное и доп. – М.: ИКЦ "МарТ", 2004. – 672 стр.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология – Ростов на Дону: "Феникс", 2001. - 576 стр.

5. Потапов А.Д. Экология – М.: "Высшая Школа", 2000. – 445стр.

6. Методические указания по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

7. Временные методические указания по оформлению проекта нормативов предельного размещения отходов для предприятия, - М., 2000. 8. Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ). МЗ РСФСР, МЖХ РСФСР. М, 1985 г.

9. Справочные материалы по удельным показателям образования важнейших отходов производства и потребления. НИЦ при Минэкономики России и Минприроды России. - М., 1996

10. "Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве". РДС 82-202-96. (Москва, 1996 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Заключение № 0328

по результатам рассмотрения материалов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Рассмотрев проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, характеризующий образование, размещение и вторичное использование отходов ООО "Завод фасадных конструкций "РАССТАЛ", разработанный специалистами 000 "БЭКИС" (лицензия Минприроды РТ №16М/99/0090/006/Л), Министерство экологии и природных ресурсов РТ отмечает следующее:

Образование отходов на предприятии происходит в результате основной деятельности по изготовлению алюминиевых конструкций и установке стеклопакетов, эксплуатации автотранспорта, ремонтных работ, содержания столовой и обеспечении жизнедеятельности предприятия.

Всего в год на территории предприятия образуется 67,301т отходов наименований, из них:

1 класса опасности - 0,15т отработанных люминесцентных ламп;

2 класса опасности - 0,749 т 5 наименований (0,166 т отработанных аккумуляторов, 0,04т отработанного электролита, 0,172 т отработанного моторного масла, 0,066т отработанного трансмиссионного масла, 0,305т отработанного индустриального масла);

3 класса опасности - 3,261т 4 наименований;

4 класса опасности - 50,922т 20 наименований;

нетоксичные (ТБО) - 12,219т.

Предельное количество отходов, временно размещаемых на территории предприятия, составляет 5, 1917т.

Из общего объема отходов, образующихся на предприятии:

38,012т направляется на переработку и повторное использование в соответствии с заключенными договорами;

0,9т передаются населению;

28,389т размещается на полигоне ТБО.

Для сбора отходов, вывозимых на полигон ТБО, установлено 4 контейнера объемом 0,8мЗ и один - 0,1мЗ. Сбор отходов ведется раздельно.

По видовому, качественному и количественному составу образующихся отходов предприятие относится к III категории.

Следующие виды отходов: люминесцентные лампы, макулатура, вторичный полиэтилен, лом черных и цветных металлов, шины изношенные, отработанные аккумуляторы, отработанные масла - являются вторичными материальными ресурсами и подлежат своевременной передаче на переработку предприятиям, имеющим лицензии на обращение с данными видами отходов. В противном случае, согласно Постановлению Кабинета Министров РТ №814 от 10.12.99г., платежи за размещение отходов начисляются с применением 10-кратного повышающего коэффициента.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06. 2000г. № 461 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны ежегодно подтверждать неизменность производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется. В те же сроки для оформления разрешения на размещение отходов необходимо представить следующие документы:

· заявку на размещение отходов;

· договор (копию) на передачу отходов другому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу с целью использования, обезвреживания или размещения;

· документ, подтверждающий количество размещенных отходов в течение срока действия предыдущего разрешения.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласовывается сроком до, при выполнении следующих условий:

· заключить договор на вывоз отходов на полигон ТБО в соответствии с утвержденными объемами;

· в срок до 01.12. 2001г. согласовать с организациями, осуществляющими вывоз отходов на полигон ТБО и прием отходов на утилизацию, утвержденную периодичность вывоза;

· обеспечить регулярный вывоз отходов на полигон ТБО;

· вести журнал учета движения отходов (по форме Приложения №1 ОВД 1-94);

· осуществлять своевременное внесение платежей в Экологический фонд РТ.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Карта-схема промплощадки ЗАО "ЗФК "РАССТАЛ"

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Перечень отходов, образующихся на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п Наименование отходов Код отхода Класс опасности для окружающей природной среды Количество т/год
         
1. Люминесцентные лампы отработанные     0,150
  итого     0,150
2. Отработанные аккумуляторы:     0,166
3. Отработанный электролит     0,040
4. Масла моторное отработаннее     0,172
5. Трансмиссионное масло отработанное     0,066
6. Масле индустриальное отработанное 01213-   0,305
  итого     0,749
7. Ветошь промасленная     0,101
8. Отработанные масляные фильтры     0,010
9. Отход" от краски     1,500
  итого     1,611
10. Строительные отходы     9,488
11. Бой кирпича     3,1
12. Обрезки линолеума 1610&   0,026
13. Отходы цемента     0,126
14. Стеклобой! 16201     6,88
15. Смет с территории   4, 12,5
16. Лом черных металлов     8,417
17. Огарки сварочных электродов     0,044
18. Лом алюминия     %,00
19. Шлак сварочный I50I7   0,040
20. Древесные отходы     1,8
21. Использованная спецодежда     0,5
  Макулатура     3,105
23. Изношенные автошины     0,623
24. Отходы - резины (камеры)     0,091
25. Отходы резино-технических изделий 2000S   0,05
26. Отходы полиэтилена.     3,0
27. Фильтры воздушные отработанные     0,024
28. Отработанные накладки тормозных колодок     0,126
29. Пищевые отходы     0,9
  Твердые отходы столовой     1,8
31. Складские отходы     2,77
32. Бытовые отходы 1530*   24,44
      Итого 87,85
  Итого     90,36
     
2. По классу опасности
I класса опасности Всего 9,150
Люминесцентные лампы отработанные 0,150
П класса опасности Всего 0,749
Отработанные аккумуляторы 0,166
Отработанный электролит 0,040
Масло моторное отработанное 0,172
Трансмиссионное масло отработанное 0,066
Масло индустриальное отработанное 0,305
Ш класса опасности Всего 1,611
Ветошь промасленная 0,101
Отработанные масляные фильтры 0,010
Отходы от краски 1,500
IV класса опасности Всего 87,85
Строительные отходы 9,488
Обрезки линолеума 0,026
Отходы цемента 0,126
Бой кирпича 3,1
Стекло бой 6,88
Смет с территории 12,5
Лом черных металлов 8,417
Огарки сварочных электродов 0,044
Лом алюминия 8,00
Шлак сварочный 0,040
Древесные отходы 1,8
Использованная спецодежда 0,5
Макулатура 3,105
Изношенные автошины 0,623
Отходы резины (камеры) 0,091
Отходы резино-технических изделий 0,05
Отходы полиэтилена 3,0
Фильтры воздушные отработанные 0,024
Отработанные накладки тормозных колодок 0Д26
Пищевые отходы 0,9
Твердые отходы столовой 1.8
Складские отходы 2,77
Бытовые отходы 24,44
     
3. По характеру действия с отходами
Размещаются на полигоне размещения отходов Всего 51, 19
Строительные отходы 9,488
Обрезки линолеума 0,026
Отходы цемента 0,126
Шлак сварочный 0,04
Смет с территории 12,5
Складские отходы 2.77
Твердые отходы столовой 1,8
Бытовые отходы 24.44
Используются либо обезвреживаются на предприятии Отсутствуют  
Передаются для обезвреживания, переработки, использования другим предприятиям Всего 39,17
Люминесцентные лампы отработанные 0,150
Отработанные аккумуляторы 0,166
Отработанный электролит 0,040
Масло моторное отработанное 0,172
Трансмиссионное масло отработанное 0,066
Масло индустриальное отработанное 0,305
Ветошь промасленная 0,101
Отработанные масляные фильтры 0,010
Фильтры воздушные отработанные 0,024
Отходы от краски 1,500
Бой кирпича 3,1
Стекло бой 6,88
Лом черных металлов 8,417
Огарки сварочных электродов 0,044
Лом алюминия 8,00
Древесные отходы 1,8
Использованная спецодежда 0,5
Макулатура 3,105
Изношенные автошины 0,623
Отходы резины (камеры) 0,091
Отходы резино-технических изделий 0,05
Отходы полиэтилена 3,0
Отработанные накладки тормозных колодок 0,126
Пищевые отходы 0,9
Размещаются на объекте временного хранения в ожидании решения по размещению, либо передачи для обезвреживания, использования и т.д. Отсутствуют  
                 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Расчет отходов от автотранспорта.

Масло отработанное моторное.

Масло моторное отработанное образуется при эксплуатации автотранспортной техники с карбюраторными и дизельными двигателями.

Количество отработанного моторного масла для автомобильного транспорта (т/год) определялось в соответствии с методикой по нормированию сбора отработанных моторных и индустриальных масел на предприятиях Миннефтехимпрома по формуле:

Hi*mi

М Mac. MOT. =Vi * Рмот * к *

Ti пер

где: Vi-заправочная емкость системы смазки i-той марки автомашины, лит. Рмот-плотность моторного масла=0,895кг/л k-коэффициэнт полноты выхода =0,87

Hi-среднегодовой пробег автотехники определенной марки, тыс. км. mi-количество автомашин i-ой марки Ti пер-переодичность регламентных работ для автомашины(i-ой марки тыс. км.

Исходные данные и результаты расчета количества образования отходов моторного масла сводятся в таблицу:

 

Марка автотехники Количество Годовой пробег Заправочная емкость Переодичнос Количеств
  автотехники (наработка) системы смазки ть о отхода
  I марки автотехники Vi л регламент. моторного
  mi i марки Hi   работ масла
  ед. км   Ti G
        тыс. км тн
           
Легковые   20,0 5,8 10,0 0,054
Грузовые   10,0 8,0 10,0 0,056
Автобусы   11,0 8,0 10.0 0,062
Итого:         0,172

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: